Трехдневный музыкальный марафон, который с 7 по 9 сентября прожила уральская столица, устремился в Варшаву — последний в этом году пункт следования фестиваля-транзита. В феврале уже с новой темой он возродится во французском Нанте, в мае минует Токио и в пятый раз придет в Россию в августе 2019 года.
Из полутора миллионного населения Екатеринбурга едва ли найдутся два человека, для которых «Безумные дни» были бы похожи. Каждый из 33 600 слушателей 111 концертов получил свой неповторимый фестиваль. Единение состоялось в финале, на телевизионной (Телекомпания ОТВ) и интернет (Виртуальный концертный зал) трансляции концерта-закрытия с участием Уральского филармонического оркестра, Симфонического хора и солистов — Андрея Коробейникова и Александра Рудина.
Основная публика фестиваля — новые слушатели. «Безумные дни» созданы для них. Свобода в проявлении эмоций, краткость программ и демократичная цена определили у новичков повышенный спрос на концерты фестиваля. Опытные слушатели пытались охватить вниманием как можно больше концертов: 5−6 в день. Ради чего? Ради главного — «атмосферы полного погружения и единения с музыкой».
Три дня в единении с музыкой провели 600 музыкантов 10 стран. Максимальное число фестивальных концертов (по шесть) дали четыре оркестра: хранящие верность «Безумным дням» Уральский академический филармонический и Уральский молодежный, а также дважды приезжавшие на фестиваль камерные оркестры «Musica Viva» и La Primavera. Коллектив из Казани подарил слушателям счастливые мгновенья встречи с солистом Айленым Притчиным. Руководитель столичного коллектива Александр Рудин продирижировал шестью программами своего оркестра, одной — молодежного и четырежды выступил в качестве солиста, выйдя в безоговорочные лидеры «Безумных дней-2018».
Фестивальным открытием для русской публики стали французские ансамбли: Convergences во главе с трубачем-виртуозом Роменом Лёле; квартет Palisander, владеющий всем богатством инструментального семейства флейтовых; квартет Messiaen, погружавший в звуковые миры музыки ХХ века. Впервые в России и именно на екатеринбургском фестивале побывали музыканты октета Sirba.
На «Безумных днях» в Екатеринбурге встретились ведущие представители русской и французской школ — воспитанники Парижской и Московской консерваторий: Натанаэль Гуан и Юрий Фаворин, Жонас Вито и Лукас Генюшас, Мари-Анж Гучи и Эммануэль Строссер, Ми-Са Ян и Айлен Притчин, Юлиана Штайнбах и Оливье Шарлье. На четвертый фестиваль в Екатеринбург приехала участница первых французских «Безумных дней» в Нанте (La Folle Journee-1995) Анн Кеффелек. Профессора Парижской консерватории покорила русская публика, которая «сдержанно слушает, но не сдерживает свои эмоции после концерта».
Участник первых екатеринбургских «Безумных дней» 2015 года — руководитель бельгийского ансамбля Ricercar Consort Филипп Пьерло заметил, что «французский фестиваль прекрасно чувствует себя в Екатеринбурге». Он вновь ощутил «то же настроение, тот же энтузиазм, что и три года назад» и пожелал «Безумным дням» на Урале дальнейшего процветания.
Создатель «Безумных дней» Рене Мартен, который ежегодно лично «сопровождает» фестиваль, дал высокую оценку работе Свердловской филармонии и всех партнеров проекта. Он считает одной из главных задач фестиваля — создание единого звучащего городского пространства. Параллельно концертам в восьми залах на главной Фестивальной площади в амфитеатре у Театра юного зрителя шел свой трехдневный марафон офф-программы «Безумных дней». В него входили вокальные и хоровые мастер-классы, выступления любительских и профессиональных коллективов, показы архивного кино и публицистических фильмов, созвучных главной теме фестиваля «К новым берегам!» и новому фестивальному формату этого года — киноконцерту.
Фестиваль завершился, но впереди у филармонии — многообещающий концертный сезон и подготовка к новым «Безумным дням», которые, скажем, для Уральского молодежного оркестра начнутся на полгода раньше — в Нанте и Регионе Луарских земель. Темой следующего марафона станут «Путевые заметки», столь созвучные композиторам и исполнителям, жившим столетия назад, и столь актуальные для современного мира интенсивного интернет-общения.
sgaf.ru/news/20187