Директор Псковской областной филармонии Елизавета Барышникова комментирует ситуацию, сложившуюся в коллективе в связи с предстоящим уходом главного дирижера симфонического оркестра Эдуарда Банько.
— Недавно в СМИ прошла информация о том, что часть коллектива филармонии написала письмо в вышестоящие инстанции по поводу сложившейся ситуации в симфоническом оркестре. Действительно ли было это письмо? И как бы вы могли прокомментировать их позицию?— Да, действительно, такие письма были. Они были написаны в несколько инстанций. Чтобы прояснить ситуацию, хочу отметить, что письмо подписали 20 человек, среди них нет ведущих музыкантов оркестра. Очень похвально, что люди проявляют свою гражданскую позицию, но, к сожалению, это не идет оркестру на пользу ни с точки зрения качества работы, ни с точки зрения гармонии в коллективе. Чаще всего такими активистами становятся люди, опасающиеся изменений. А перемены требуются.
— Общественность обеспокоена грядущими кадровыми изменениями состава оркестра. Прошла информация о смене дирижера. Расскажите, почему вы решили пойти на такой шаг и что вас сподвигло? — Да, я вновь готова подтвердить информацию о том, что у нас планируется ротация. Эдуард Иванович работал с оркестром 10 лет, большую часть времени он работал на позиции дирижера (не главного). Последние три года после ухода маэстро Геннадия Чернова, Эдуард Иванович занимает место главного дирижера. К сожалению, проанализировав экономические показатели и наполняемость зала за последние три года, я делаю вывод, что Эдуард Банько не справляется с работой на этой ответственной должности. Я руководствуюсь исключительно экономическими показателями, как менеджер. Поэтому мы решили посотрудничать с Николаем Хондзинским, и, вуаля, уже на нескольких концертах были почти полные залы и, что особенно порадовало, новые лица — молодежь.
— Действительно ли есть проблемы в оркестре, которые необходимо решать?— Проблемы действительно есть. Это связано и с технической базой, и недоукомплектованностью по количеству музыкантов. Вообще симфонические оркестры насчитывают как минимум 60 человек. Соответственно, над этим вопросом необходимо работать, необходимо приглашать новых музыкантов. Естественно, тут же возникают вопросы предоставления жилья и достойных заработных плат. Оркестр — это очень важная культурная составляющая города, это жемчужина Псковской области, которую нужно беречь и о которой необходимо заботиться. В то же время — это очень дорогое удовольствие. Мы готовы работать и покорять ваши сердца. Но делать это сложнее без сильной материально-технической базы.
— Уже прошло полгода, как вы находитесь в должности директора филармонии. Какие проекты удалось осуществить за это, по филармоническим меркам, не очень большое время?— Удалось реализовать несколько очень успешных концертов с нашим симфоническим оркестром. Эти концерты прошли под руководством приглашенного московского дирижера Николая Хондзинского. Они были успешны и с точки зрения качества, и с точки зрения наполняемости зала и отзывов зрителей. Я знаю, что многие оркестранты, большая часть оркестра тоже были довольны своими концертами. Это и февральский концерт «Звук создан Богом», и мартовский концерт «Времена года». Мы открыли и на хорошем уровне сыграли Прокофьева и Чайковского на фестивале Русской музыки. Да и в целом 44-й фестиваль удался, не буду скромничать. Проекты, связанные с коллективами филармонии для меня являются приоритетными, поэтому мне хотелось бы в своей работе, что я и делаю, делать акцент именно на наших музыкантов. Но параллельно идет работа с прокатчиками, которая требует внимания и постоянного контроля.
— Подводя итоги сезона, что можете сказать? Все ли удалось, что планировали?— Сезон еще не окончен. Я с радостью хочу вас пригласить на концерт 19 мая «Музыка в ночи», который состоится в большом концертном зале в 22.00. Цены на этот концерт очень демократичны, программа известная и любимая даже неискушенными слушателями, легкая, динамичная. Она будет интересна абсолютно всем. Считаю, что итоги нужно подводить чуть позже, когда мы закроем сезон. Но, по моему мнению, филармония стала намного интереснее зрителям. Филармонии стало больше в информационном пространстве. Но главный показатель успеха — это активизировавшиеся продажи.
— Что касается ценовой политики, будете ли вы что-то менять, реформировать систему абонементов? — Мы приняли решение реформировать систему абонементов. Это связано с тем, что нынешняя система абонементов не оправдывает себя с экономической точки зрения. В связи с этим мы планируем ввести три абонемента. Это будет детский абонемент и два дополнительных взрослых абонемента. Мы не хотим спешить с программой. Как показывает практика, в мае продажи абонементов не велики, в связи с этим в сентябре мы выпустим все абонементы. Сделаем ярмарку, сделаем из этого событие и пригласим всех псковичей запланировать свое путешествие в мир музыки на целый сезон.
— Каким вы видите будущее филармонии?— Я бы очень хотела, чтобы филармония в первую очередь ассоциировалась у псковичей с концертами наших коллективов, чтобы филармония не была просто прокатной площадкой, но была местом просвещения, воспитания, местом притяжения не только наших постоянных зрителей, но и молодежи. Филармония — это локомотив культуры в регионе, и пора придать ему ускорение.
pln-pskov.ru/art/art…html