Елизавета Леонская: Детям в первую очередь от музыки нужно получить радость и захотеть еще

Добавлено 15 февраля 2015 muzkarta

На днях в белорусскую столицу впервые приезжала знаменитая Елизавета Леонская. Ей посвящал стихи Бродский, она играла с великим Святославом Рихтером и Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Сейчас Елизавета Ильинична живет в Австрии.

В Минске одна из самых прославленных пианисток современности исполнила программу «Моцарт и…», а также пообщалась с корреспондентом AFISHA.TUT.BY.

Вы живете и много выступаете на Западе. Публика на классических концертах там отличается от той, что ходит на подобные мероприятия на просторах бывшего СССР?

Да, отличается, хотя у меня последнее время не так много опыта в странах СНГ. Здесь на концерты много ходят мам с детьми, в Европе такого нет, особенно на вечерних концертах. Однако есть разница между странами: в Голландии, Испании, Франции очень много молодых людей, в Австрии публика постарше, но залы всегда полны.

Как вы считаете, правильно ли это — брать ребенка на серьезные классические концерты?

Мне всегда было непонятно, зачем вести ребенка на концерт, где звучат большие сонаты Брамса и Шуберта и все, что для детей слишком длинно и сложно с точки зрения концентрации внимания. Мне думается, что детям в первую очередь от музыки нужно получать радость и захотеть еще, а не очень устать и больше не захотеть прийти. Должна быть специальная работа в этом направлении.

Я порекомендовала бы лучше выбирать программу и вместо вечерних концертов в будни сходить на дневной концерт в выходной, который специально рассчитан на маленьких слушателей.

Сейчас в Европе придумываются флешмобы и акции для популяризации классики. Как вы оцениваете такие инициативы?

В Австрии и Вене нет столь плачевного культурного состояния, чтобы проводить флешмобы. У нас на концертах так подобраны программы, чтобы люди, которые ходят на классику, знакомились и с современной музыкой.

Однако, мне кажется, не так важно куда-то ходить: сегодня есть замечательная возможность слушать музыку на пластинках и компакт-дисках, чтобы дома всегда звучала классическая музыка, ведь это лучшее воспитание.

Кого вы могли бы выделить из современных композиторов?

Я очень люблю Георга Видмана (он, кстати, не только композитор, но еще и феерический кларнетист), я сама играю его произведения. Это светлейшая личность, ему нет еще 45 лет, он очень современный, мягкий человек с удивительным устройством в голове и сочиняет невероятную музыку.

Знаменитейший гобоист Хайнц Холлигер тоже прекрасно пишет. Сочинением классической музыки сегодня занимаются очень многие серьезные люди.

А можно говорить о неких тенденциях в классической музыке?

О моде на классику говорить нельзя, но в год юбилея Рихарда Штрауса, Вагнера (это был прошлый год) все их произведения стараются включать в программы.

Даже в Минске проходит довольно много концертов, где играют классические произведения. Как в этом многообразии сориентироваться человеку, который не так хорошо знаком с классикой, но хотел бы к ней приобщиться?

Совсем необязательно идти на концерт звезды. Ведь дело не в этом концерте или великом артисте. Важно, чтобы музыка была неотъемлемой частью нашей жизни. В Англии был замечательный музыкант и дирижер Сэр Колин Дэвис и у него было прекрасное выражение: «Без музыки моя душа превратилась бы в пустыню.»

Мы же с детства вырастаем с музыкой, и вопрос только в том, с какого качества музыкой. Я думаю, что подавляющее большинство людей живет исключительно с фоном. И вот для того, чтобы музыка перестала быть фоном, а стала содержанием и частью жизни, важно не только слушать, но и слышать. Это точно так же, как когда вы прибываете в новое место, и вам неизвестно, что справа, что слева, а на третий день уже все знаете.

Овладевание чем-то сокровенным, чего нельзя купить, происходит постепенно. И в каждом человеке в зависимости от его развития (я говорю это вовсе не критично, а абсолютно нормально) каждый может воспринять то, что он в состоянии, но это уже хорошо.

Если артист на сцене очень сосредоточен и увлечен тем, что он делает, любая публика будет сосредоточена.

А расскажите о кухне классической музыки, как вы выбираете произведения для концертной программы?

Я люблю программы монотематические, одного композитора, но почти каждая моя программа составляется по принципу контраста. Минор — мажор, радостная музыка — грустная или быстро — медленно, громко — тихо. Контрасты могут быть между разными композиторами, эпохами.

Какое произведение на сегодняшний день вам интереснее всего играть?

Вся классика, все романтики, они же писали музыку не только ради денег. Композиторы сочиняли потому, что напряжение в душе было настолько сильным, что идеи просились на бумагу. Ведь Шуберт, например, которого я исполняю, очень плохо видел и потому спал в очках, чтобы если его осенит, это тут же записать.

А необходим ли контекст, соблюдение дресс-кода для того, чтобы правильно воспринять классику?

Я думаю, это не имеет никакого значения. Это от страны к стране иначе, в Америке дресс-код никто не соблюдает. Мне же кажется, что прийти в костюме или вечернем платье — это просто красиво, это уважение к музыке и к залу, в который приходишь. А еще отношение к вечеру дня, хотя это не так важно, на мой взгляд. Если вы приходите в джинсах и байке в знак протеста, то это не имеет никакой цены, а если были на работе и не успели переодеться, вам нужно послушать музыку, тогда это нечто другое.

Есть ли что-то общее у любителей классической музыки?

Разумеется, их объединяет музыка, однако я уверена, что они также имеют схожее отношение к литературе и театру и к жизни вокруг нас. Думается, таким людям можно будет найти общие темы для разговоров.

А духовность?

Духовное не в том, куда мы идем и что мы слушаем, оно просто в нас. Это то, что нас улучшает и, несомненно, помогает жить, но носителями духа должны быть мы сами. Потому что поход на концерт в парадной одежде может быть знаком бюргерской жизни, а не действительного интереса.

Поход на концерт классической музыки — это отдых или все же работа над собой?


Для меня всегда второе, потому что я постигаю новую форму, новую динамику, я переживаю с музыкой, и это меня обогащает.

Желания просто отдохнуть у вас не возникает? Как вы это делаете?

Я отдыхаю на природе, хотя, кстати говоря, работа над собой никогда не прекращается. А еще я люблю много ходить.

Вы бывали в разных городах и странах. Какое впечатление на вас произвел Минск?

Из окна машины я составила мнение о городе. Он в порядке, широкие улицы, я уже от этого отвыкла, чисто, много парков. Симпатично, мне понравилось.

Если бы у меня было больше времени, встретилась бы со студентами консерватории, чтобы почувствовать себя в том же возрасте, сравнить. Непременно бы сходила в оперу, посмотрела бы, познакомилась бы с концертными программами, а днем бы просто гуляла и ощущала бы город.

В филармонии вы играли с белорусскими музыкантами. Как оцениваете их уровень?

Мне кажется, что зал очень красивый и оркестр отлично подготовлен. Прекрасная дисциплина и, что важно, с любовью музыканты исполняли Моцарта.

afisha.tut.by

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору