Фото Владимира Шешкунаса
Премьера мультимедийного театрализованного шоу «Легенды Коми края», посвященного 100-летию Коми, состоялась в Сыктывкаре 9 апреля. Ночью зрители Коми республиканской филармонии смогли насладиться запахом живых елей, отведать коктейль «Торлопов» и погладить живого оленя.
Напомним, творческая команда из Москвы, Усинска и Ухты совместно с филармонией провели эксперимент над бессознательным. Сыктывкарцы и гости столицы увидели адаптированную под зрителя XXI века мифологию Коми. Здание и коллектив филармонии справились с «космическими» нагрузками. На проект было выделено 8,5 млн руб, в том числе грант главы Коми.
Как рассказал в преддверии премьеры режиссер-постановщик шоу Георгий Новиков, этот проект стал большим экспериментом как для коллектива филармонии, так и для здания. Оркестр сначала сказал категорическое «нет», но эксперимент все-таки состоялся.
О том, как пережили эксперимент руководитель ансамбля «Асъя кыа» Дмитрий Бушуев и главный дирижер ансамбля Алексей Чашников, — в репортаже «Комиинформа». Последователям старинных традиций коми пришлось нелегко под напором современности.
Основная часть шоу представлена эпизодами времен года: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Первые два составлены из вокально-хореографических сюит и номеров из золотого фонда и фрагментов последних премьерных программ ансамбля" Асъя кыа". В их основе — традиции гуляний и праздников разных районов Коми, в том числе сысольский «Гажа валяй», ижемский «Луд» и пасхальные качели.
Это свежий взгляд на классическое наследие ансамбля. Два эпизода — «Осень» (постановщик — Д. Бушуев) и «Зима» (постановщики — Светлана Лутошкина, Дмитрий Татарников) — создавались специально для шоу.
В основу первого лег Праздник охотника «Вöралысьяслöн гаж», который проходит в деревне Еремеево Троицко-Печорского района и традиционно собирает лучших охотников республики. Языком музыки и танца представлен сам промысел, ожидание девушек возвращения долгожданных охотников с богатой добычей и яркие фрагменты вечерних гуляний.
Самой зрелищной частью эпизода, насыщенной танцевальными трюками в исполнении мужской группы балета, стало «Состязания охотников» («Медбур кыйсьысь»). Именно во время состязаний каждый охотник мог проявить свою силу, ловкость, удаль, меткость и смекалку.
Также свое сценическое воплощение получила обязательная часть праздника — танец «Еремеевский марш» («Ылыдзса марш»), появившийся в начале XX века, исполняемый на живописном берегу реки Илыч и состоящий из полусотни фигур, связанных с бытом и промыслом охотников.
Жизнь тундры стала основой эпизода «Зима», который завершил панораму шоу. Он составлен из интересных хореографических картин разного настроения: мороз, сборы оленеводов и их праздник. Одна из картин представила фантазию на тему легенды о Золоторогом олене: олененок превратился в прекрасную девушку, которая подарила золотой рог оленеводу, пожалевшему ее когда-то и не ставшему ловить.
В эпизоде нашли воплощение популярные в коми фольклоре истории о духах и колдунах, это было сделано через собирательный образ шаманов и магическую атмосферу на сцене. В хореографии эпизода появилась новая пластика, лексика и ритмические моменты. В качестве смелого эксперимента постановщики разработали несколько трюковых вставок из современной хореографии.
Впервые на сцене пел и танцевал солист оркестра, который играл на балалайке.
«Слава богу, балет и артисты хора справились со своей задачей, — отметил руководитель ансамбля „Асъя кыа“ Дмитрий Бушуев. — Московские постановщики привнесли оригинальное видение нашей северной зимы. Сегодня у нас в ансамбле 10 пар стабильных, сильных, молодых артистов. Для них хореография была усложнена максимально, добавлен современный танец, придумали трюки, в том числе для женщин».
Музыкальное оформление шоу было разработано на основе традиционного материала. Частично звучание оркестра было обновлено благодаря специально созданным аранжировкам, саунд-дизайну видео роликов. Одним из ярких примеров такого сочетания стал первый номер шоу, где коми народные темы оказались интегрированы в единое современное музыкальное полотно.
В программе также прозвучали коми народная музыка, сочинения коми композиторов-классиков — Якова Перепелицы и Прометея Чисталева, Владимира Самарина музыка современных композиторов — Александра Горчакова, Василия Гущина, Алексея Чашникова, созданная, в том числе, специально для шоу.
В музыкальное полотна шоу органично вплелись звукоподражание завыванию ветра, возгласам шамана, отголоскам мистических голосов тундры и звукам дикой природы.
В совершенствовании своего звучания оркестр Государственного ансамбля «Асъя кыа» обратился к музыкальным экспериментам. Впервые в программу ансамбля включили звучание варгана, привносящее удивительный волшебный колорит северной сказки. Сегодня инструмент больше ассоциируется с северными народами, хотя раньше был распространен по всей России. Варган показал уникальную общность — колвинских ненцев, которые живут как ненцы, ведут себя как ненцы, одеваются, как ненцы, но говорят по коми.
А также применили технику двойной дорожки: для полноты звучания отдельные партии инструментов были записаны заранее, а во время шоу в некоторых номерах они слились воедино с живой игрой.
Музыкальное оформление шоу не обошлось без коми национальных духовых и шумовых инструментов. Также специально для эпизодов «Осень» и «Зима» коми поэты Нина Канева, Нина Обрезкова и Андрей Канев создали несколько стихов для хоровых произведений.
Как отметил главный дирижер ансамбля «Асъя кыа» Алексей Чашников, сложным стал сам формат проекта. Шоу-программа предполагает использование не только особых сценических, аудио и визуальных возможностей, но и современное музыкальное оформление.
«Нам не хотелось уходить от традиционного, привычного звучания, поэтому мы создали номера параллельно как аутентичные, так и современные, — отметил А.Чашников. — Была проведена большая исследовательская работа. Мы нашли произведения коми классиков, которые либо основательно забыты, что абсолютно незаслуженно, либо не звучали вовсе. Например, волшебная музыка П. Чисталева — я случайно наткнулся на запись в тетрадке, — на нее были положены стихи Федора Чисталева. „Хоровод“ в блоке „Осень“ — это произведение Перепелицы и Кушманова, которое вряд ли сегодня кто-то помнит. А эта музыка сегодня актуальна».
Д.Бушуев пояснил, что сегодня так уже никто не играет. Еще не родились новый Перепелица и Чисталев. Было прослушано множество произведений, в шоу взяли самое ценное и сделали из этого историю.
Интересно, что в шоу прозвучали и авторские работы аранжировщиков и композиторов-фрилансеров.
Посмотреть на уникальное шоу «Легенды Коми края» приехали представители ансамбля «Гжель» и «Волжский хор». Коми филармония входит в состав национальных профессиональных коллективов РФ. Другие финно-угорские регионы подобных спектаклей еще не делали — Коми первая.
Татьяна Ткалунkomiinform.ru/news/213444/