Фото из личного архива Хетага Тедеева
Юный дирижер Хетаг Тедеев рассказал «Русской планете» о своей профессии
В Северной Осетии подрастают новые поколения дирижеров. Надежды подают, к поримеру, 19-летние Тимур Зангиев и Алан Албегов. Большое будущее преподаватели пророчат юному дирижеру Хетагу Тедееву. Второкурснику Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева 17 лет, но он уже дирижировал Симфоническим оркестром Государственной филармонии Республики Северная Осетия-Алания, оркестром Мариинского театра в Цхинвале. Хетаг Тедеев — отличник, стипендиат фонда «Юные дарования Осетии», Российского фонда культуры, заслуженный артист Южной Осетии. Он сдержан, немногословен.
–
Традиционный вопрос: с чего все началось?– Я пел в хоре Ольги Джанаевой, директора Детской хоровой школы. Она посоветовала мне поступить в музыкальную школу и начать заниматься на фортепьяно. Что я и сделал. А там уже мой педагог Марина Давиденко познакомила меня с моим нынешним наставником Тамерланом Хосроевым. Сейчас я играю на фортепиано, альте, немного на гобое, валторне и трубе.
–
Сколько вам было лет, кода пришлось в первый раз дирижировать оркестром?– Впервые я встал за дирижерский пульт, когда мне было 10 лет. Я дирижировал «Менуэт» Моцарта. Ощущения, которые я тогда испытывал, неописуемы.
–
Для многих людей, далеких от мира классической музыки, профессия дирижера кажется очень простой: стоит человек, машет палочкой. Но это же не так?– Дирижер — медиум, передаточная инстанция между композитором и музыкантами, слушателями. Его задача — управление звуковым потоком.
– Почему все дирижеры столь эмоциональны во время концерта? И вообще должен ли дирижер работать с настроением каждого отдельно взятого музыканта? Быть психологом?– Дирижер должен быть психологом, организатором и вообще масштабной личностью, воодушевляющей музыкантов даже одним своим присутствием.
– Бывает так: о чем-то своем думаете — а какая-то мелодия «на заставке» играет? Какая она обычно?– Мне очень бывает приятно думать, слушая произведения Георгия Свиридова. Но я категорически против того, чтоб музыка являлась фоном жизни людей. К сожалению это сейчас так.
– А в плеере, если не секрет, классика? Или все-таки можете и попсу послушать?– В плеере у меня нет никакой музыки. Только шедевры мировой литературы в исполнении великих актеров, чтецов.
– Цель, к которой стремитесь?– Стать человеком, достойным своих предков, — ас-аланов — и великим дирижером.
– Столько музыкальных шедевров вы можете разобрать на ноты — грубо говоря, знаете, как они сделаны. Сами не пробовали писать музыку? Или обработкой заниматься?– Дирижеру вообще полезно заниматься композицией. Эта дает другое мышление, другое отношение к авторскому тексту. Я инструментовал немало сочинений, и это помогло развить слух, воображение и музыкальную логику.
– Как относитесь к классике в современно обработке?– Авторский замысел — это святое для каждого профессионала. И воплощать его в жизнь без искажений — долг честного артиста. Обработки меня не интересуют. Это баловство, над которым можно только посмеяться.
– Музыка наверняка занимает у вас много времени. А какие у вас еще есть увлечения? Если бы не было музыки, кем бы вы тогда стали?– Я счастливый человек, потому что мои профессия и увлечения совпадают. Я не только занимаюсь музыкой, но и люблю ее, живу ей. Наверное, если бы не было музыки, я б ее выдумал.
– Как думаете, почему классическая музыка была популярна в прошлые века, а сейчас она существует для довольно узкого круга людей? Характеризует ли это состояние общества в целом? Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы молодежь приобщилась к классике?– Чтобы люди любили классическую музыку, понимали ее, нужно правильное массовое музыкальное воспитание, пропаганда. Этим занимается, к примеру, наш прославленный земляк — Валерий Гергиев, который организует фестивали по всему миру, и всячески приобщает молодежь к классике.
Елена Гобозова
, Владикавказhttp://alania.rusplt.ru