1 марта исполняется ровно пять лет с тех пор, как Наталья Уланова приступила к работе в Филармонии. Сегодня являясь художественным руководителем, она занимается всей филармонической «кухней», невидимой для публики.
«Молодежь Бурятии» побеседовала с Натальей Владимировной, чтобы узнать, как сегодня протекает концертная деятельность и чем вообще живет Филармония Бурятии.
— Наталья Владимировна, расскажите какая сегодня деятельность кипит внутри Филармонии?
— Филармония занимается развитием и пропагандой профессионального музыкального искусства. Мы придумываем и реализуем большое количество проектов, фестивалей, работаем с местными и приезжими артистами. Только за последние девять месяцев в Филармонии прошло 130 разных мероприятий. Филармония принципиально отличается от театра. Театр — это репертуар, постановки. А в концертном зале, чтобы привлекать публику, нужно создавать сезоны максимально широкие по исполнительскому спектру, то есть практически каждый день должны быть новые концерты. И это очень большая работа.
— Какова Филармония сейчас, на Ваш взгляд?
— Бурятская Филармония — это организация, которая заслуживает уважения, а порой и восхищения, за ту работу, которая она сделала и продолжает делать, в очень не простых для нее условиях как экономических, социальных, так и мировоззренческих.
Не будем говорить о кризисных 90-х, но сравним с советским временем, когда концертов было очень много и артисты активно гастролировали по стране. Но при этом оркестры в Бурятию не приезжали. Сейчас же только за последние три года в Улан-Удэ выступили 10 знаменитых оркестров, благодаря работе Филармонии. А это, на мой взгляд, очень большое достижение. Не говоря уже о том, сколько мы сделали разных просветительских проектов, связанных с популярной и редко исполняемой классической музыкой. К нам приезжали звезды мировой величины, такие как Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Вероника Джиоева, Борис Гребенщиков и т. д.
— Что для вас важнее — художественная ценность концерта или его финансовый успех?
— Важно и то, и другое. Наша работа — это всегда поиск баланса между творчеством и экономикой. Найти этот баланс и есть залог успеха для филармонии. Поэтому верно выстраивать концертную политику — задача очень сложная, но интересная.
С одной стороны нужно привлечь людей к тому, во что ты веришь, что считаешь художественно значимым. А с другой стороны, чтобы и дальше существовать, и делать концерты, важно следовать определенным экономическим принципам. И те, кто не знаком с нашей работой, думают, что все определяет рынок. Но это не так. Все мы работаем только для того, чтобы на сцене был настоящий художественный продукт.
Понятно, что известные имена привлекают больше внимания аудитории и собирают большую выручку, но в том и особенность менеджмента в искусстве, что важно не эксплуатировать только известные имена артистов, а создавать свой новый часто уникальный продукт.
— А как сегодня можно описать слушателя Филармонии?
— Наши слушатели разные, есть те, кто любит джаз, есть ценители классики, есть любители этно и фольклора. Это, как правило, взрослая публика, состоявшаяся, которой важно кормить не только свое тело, но и душу. Поэтому у нее есть потребность время от времени посещать концертный зал. Вообще ходить в филармонию во всем мире — это очень престижно. Филармония занимается не столь организацией досуга, сколько формированием вкуса.
— Есть ли какой-то готовый рецепт успеха привлечения зрителя?
— Пригласить звезду из телевизора (смеется). В больших филармониях как в Москве или в Екатеринбурге есть отработанные рецепты привлечения зрителей. Но это многолетняя работа. Ведь зрители — это культурная среда, которая формируется годами. Успех концертной деятельности определяется очень многими факторами. Например — образованием публики. Умением работать с ней. Комфортной средой в самой Филармонии. И, конечно же, стабильностью яркой концертной жизни, которая зависит от финансовой ситуации.
— Вы только что запустили абонемент на концерт Струнного квартета Бурятской государственной филармонии, это тоже форма привлечения аудитории?
— Да! Абонементы — это серии концертов с фиксированными датами, объединенные какой-то темой или исполнителем. Но выпустить ряд абонементов можно только когда у тебя есть в штате солисты и коллективы и ты можешь за год спланировать новый сезон. У нас сейчас появился в штате струнный квартет и мы сразу же выпустили в продажу первый абонемент, который включает в себя три концерта. Его цена всего 300 рублей. Для нас владелец абонемента — человек элитарный, приобщенный к миру искусства.
— Филармония сегодня у всех на слуху и, в первую очередь, благодаря своим уникальным проектам. А что бы Вы выделили среди главных достижений в работе Филармонии за последнее время?
— Бурятская Филармония находится далеко от Москвы и обладает очень скромными финансовыми ресурсами. Но, несмотря на это, нам удается сохранять высокий уровень и статус Филармонии без скидок на провинцию. При этом мы не консервативны и не боимся экспериментировать, предлагая нашему слушателю новые звуковой опыт, знакомим его с передовыми музыкальными течениями. Все это не остается не замеченным среди коллег и музыкантов. Про наши проекты пишут в федеральной прессе и соцсетях. Мы можем гордиться «Байкальским рождественским фестивалем», фестивалем камерной музыки «PIZZICATO», который проходит благодаря поддержке Московской филармонии. Проектом «Виртуозы будущего», который мы делаем благодаря сотрудничеству с Международным благотворительным фондом В. Спивакова и детскими школами искусств г. Улан-Удэ. Международным фестивалем «Голос кочевников», который уже прославился на всю страну и не только.
— У вас появился в штате струнный квартет, ожидается ли еще пополнение?
— С 1 января 2017 года в штат Филармонии приняли артистку эстрады — Сэсэг Аюшееву и исполнительницу народных песен Дашиму Соктоеву.
— Есть ли сейчас какие-то пожелания от публики к Филармонии и насколько возможно их реализовать?
— Некоторые пишут в соцсетях, что есть квартет, теперь нужен и оркестр. Мы только, за! Но понимаете, что значит создание даже не симфонического, камерного оркестра? Это приглашение как минимум 20 музыкантов из других регионов, так как своих свободных нет. Им нужно предоставить жилье и обеспечить достойной заработной платой. Содержание такого коллектива обойдется в год минимум в 10 млн. рублей. Филармония сегодня не может себе это позволить. Может ли Республика? это другой вопрос. В Иркутске, например, есть Губернаторский симфонический оркестр. Поэтому для нас очень важна тема государственной поддержки филармонии, ее просветительской миссии.
— Опишите Филармонию, которую хочется увидеть в будущем?
— В будущем, очень хотелось бы, чтобы в Улан-Удэ построили новый концертный зал или отремонтировали старый. Возможно, я сейчас нахожусь под большим впечатлением от новой Филармонии, которую построили на Эльбе в Гамбурге. Это просто фантастика! Гергиев открыл филармонию во Владиквказе. Мацуев строит новый зал в Иркутске. Сейчас Бурятская Филармонии обладает залом с волшебной акустикой и великолепным роялем, но условия для артистов и зрителей оставляют желать лучшего. Нет гримерок, нет хорошего буфета, комфортного туалета, гардероба и прочих важных вещей для наших зрителей. Само здание не ремонтировалось с 1956 года и на его содержание деньги нам не выделяются. Все дыры латаем за счет заработных с концертов денег, а могли бы их вкладывать в новые проекты. Или установить в филармонии орган, например. Есть, о чем мечтать. И я уверена у наших коллег — в театрах, музеях, библиотеках — проблем не меньше. Важно, чтобы вообще на культуру деньги выделяли в других объемах, а не по остаточному принципу.
— Наконец, при таких сложных условиях работы, нельзя не спросить. Откуда Вы черпаете силы для плодотворной деятельности?
— Я просто очень люблю, то чем занимаюсь, люблю свою работу и делаю ее честно, без корыстных умыслов. Я люблю музыку и вообще искусство. Люблю семью, друзей, коллег. А любовь — это энергия, она придает силы. Я могу загореться какой то идеей, как, например, сейчас проектом с Бадма-Хандой или Пасхальным концертом с Митрополичим хором, и летать неделю с влюбленным взглядом. Меня вдохновляют умные, талантливые люди. Хочется, чтобы их узнали все, услышали эту музыку. Меня переполняет желание сделать что-то настоящее и кому-то нужное.
Беседовала Ольга СТЕПАНЕНКО