Предстоящие мероприятия


Ульяновск
23 января 2025

Ульяновск
24 января 2025

Ульяновск
25 января 2025

Ульяновск
26 января 2025

Ульяновск
31 января 2025

Ульяновск
1 февраля 2025

Димитровград
7 февраля 2025

Ульяновск
8 февраля 2025

Ульяновск
13 февраля 2025

Димитровград
14 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
16 февраля 2025

Ульяновск
19 февраля 2025

Ульяновск
21 февраля 2025

Читайте на эту же тему







Евгений Федоров: «Народная музыка не должна уйти в небытие»

Добавлено 06 декабря 2014 muzkarta

Ульяновская филармония

Ульяновскому государственному оркестру русских народных инструментов областной филармонии не так давно исполнилось 30 лет. Все эти годы коллектив знакомил слушателей с национальной народной музыкой, влюблял в нее тех, кто еще не проникся ее красотой и удалью. Бессменный художественный руководитель оркестра и его главный дирижер, заслуженный артист России Евгений Федоров отвечает сегодня на вопросы нашего корреспондента.
— Евгений Александрович, Вы стояли у истоков коллектива. Что было в начале?
— Это длинная история. Я приехал в Ульяновск в далеком 1974 году. Как молодой специалист, выпускник Казанской консерватории, стал преподавать в музыкальном училище. Кроме меня, в городе оказалось много педагогов-«народников». Все мы были тогда молоды, недавно закончили консерватории, институты культуры. На энтузиазме создали ансамбль народных инструментов и мечтали о большем. Потом меня назначили замначальника управления культуры, в этой должности был полтора года. За это время я, «используя» свое служебное положение, сумел доказать высшему начальству необходимость создания любительского городского коллектива. И тогда он, по моей инициативе, появился. А через десять лет уже на областном уровне пошли новые веяния. На одном из совещаний секретариата обкома партии подняли вопрос о создании образцовых коллективов — хорового, танцевального, духового и оркестра народных инструментов. И в 1984 году вышло соответствующее постановление. Но понадобилось еще десять лет, чтобы оркестр получил статус профессионального.
— Это правда, что первые годы оркестранты работали бесплатно?
— Мы могли только морально поддерживать их. Поощряли грамотами, дарили книги. Самым приятным вознаграждением являлось плавание на теплоходе «Иван Крылов». Мы не только отдыхали, но и давали концерты с заходом в каждый волжский город. У нас не было достаточно инструментов и нот, своего помещения для репетиций, не хватало кадров, но мы не унывали.
— На энтузиастах мир держится!
— Это было время созидания. То, что мы создавали программы, было гораздо важнее трудностей. В городе с успехом проходили наши вечера русского романса с участием солистов, которых приглашали из музучилища. С нами работали певицы Тамара Шишка-нова, Нина Зоточева. В это время появился тенор Николай Лимаев, сейчас он заслуженный работник культуры. Оркестр имел тогда возможность ездить на фестивали и конкурсы. В 1991 году наш коллектив занял первое место на Всероссийском конкурсе самодеятельных оркестров.
— Если подвести итог: что дал оркестр городу, области за это время?
— Мы постоянно пропагандируем народную музыку и народные инструменты. Ульяновский слушатель благодаря нам познакомился с лучшими музыкантами, дирижерами и вокалистами страны — лауреатами конкурсов, заслуженными и народными артистами России. Из солистов-инструменталистов это, например, легенда балалайки Михаил Рожков, домрист и композитор Александр Цыганков, которого знает весь мир. И в нашем оркестре растет достойная смена. Иван Крайник является многократным лауреатом российских и международных конкурсов баянистов. Домристка Мария Сахнова тоже снискала немало подобных наград. Кстати, ей молодой ульяновский композитор Антон Никонов посвятил свой Концерт для домры с оркестром, который мы играли на открытии сезона в сентябре.
— В Ульяновске появился свой композитор, который пишет для народного оркестра?
— Да, он еще студент, но уже активно занимается сочинением произведений для народных инструментов и оркестра и несколько раз уже исполнял их вместе с нами. Думаю, мы еще не раз услышим его имя!
— Расскажите о себе. Вы, можно сказать, дирижер потомственный…
— Отец был командиром танкового взвода в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году участвовал в войне с Японией. После ее окончания поступил в Благовещенске в школу военных дирижеров. Семья часто переезжала из части в часть, жили даже в Китае. Я родился в Порт-Артуре в 1947 году. Помимо своих служебных обязанностей, отец организовал в части женский хор, а для детей вел музыкальный кружок. Я у него учился баяну и теории музыки. Но он рано умер, в 37 лет — из-за последствий ранения. Мы с мамой и сестрой уехали в Коломну. Там я экстерном сдал экзамены за музыкальную школу, поступил в Первое Московское областное училище, потом была Казанская консерватория. После службы в армии с женой решили жить на ее родине, в Ульяновске.
— Как стали дирижером?
— Когда учился в консерватории по классу баяна и по классу дирижирования, оба предмета у меня шли хорошо. Каждый из педагогов даже пытался переманить меня к себе. С 1974 года я выступал сольно. Но когда мне было 35 лет, дирижирование перевесило.
— За дирижерским пультом Вы — диктатор?
— Я лоялен к музыкантам, потому что они прекрасные профессионалы и очень талантливы. Их не нужно заставлять играть. Мы находим общий язык. Получается коллективное творчество.
— Как оцениваете поколение молодых музыкантов?
— Талантливых юношей и девушек немало, но я их жалею, потому что наша профессия не очень сейчас востребована и по оплате скромная. И это при том, что требуется много времени и терпения для освоения профессии. Я вот, к примеру, сегодня пойду домой и буду работать над нотами до глубокой ночи. И так — каждый день! Даже на внучку времени у меня не хватает. Вообще, с музыкантами в Ульяновске сейчас сложно: кадровый голод, мы не можем найти замену тем, кто по тем или иным причинам покидает оркестр. К сожалению, выпускники училища нередко не соответствуют требуемому уровню профессионализма. А наиболее талантливых, показавших себя на конкурсах, забирают к себе столичные музыкальные вузы.
— Народная музыка давно ушла с экранов телевидения, радиоэфиров. Исключение, может быть, — канал «Культура». Что Вы думаете по этому поводу?
-То, что творится на телевидении в отношении оркестров русских народных инструментов, задвигает наш жанр в небытие. Боюсь, что скоро и народные оркестры, и народные инструменты станут этнографическими. Центральные каналы не дают и симфоническую музыку, а по «Культуре» наш жанр можно услышать только глубокой ночью. Вспоминаю, была когда-то передача «Играй, мой баян!», где выступали мастера и молодые исполнители, знакомили слушателей с музыкальными новинками. Или помните передачу Геннадия Заволокина «Играй, гармонь!», создатели которой устраивали настоящие праздники для городов, районов, областей. А сейчас это происходит эпизодически. Надо сказать, мы тоже пытаемся возродить и русскую песню, и народные инструменты через свои концерты. А недавно в городе проходил Всероссийский конкурс русской песни «Поющая Россия», душой которого была Тамара Кулябина, которая сама их исполняет на протяжении многих лет.
— Есть ли перспективы у народного оркестра? Или все так уж безнадежно?
— Помните песню «Надежда» Александры Пахмутовой? И мы надеемся на лучшее. Знаете, в истории народных инструментов падения всегда сменялись взлетами. В старину скоморохов, бродячих музыкантов преследовали и даже высылали за их песни, высмеивающие власть имущих и церковников, а их музыкальные инструменты уничтожали. Десятилетиями на них не играли или играли тайком. И вот в конце XIX века появился Василий Андреев, который случайно в глухой деревне услышал треньканье деда Анти-па на чудом уцелевшей балалайке. Потом Андреев нашел в пыли на чердаке домру, усовершенствовал ее. Появились единомышленники, был образован кружок любителей, затем — профессиональный Великорусский оркестр русских народных инструментов. А балалайка получила распространение по всей России, и даже стала одним из ее брендов.
— Расскажите о Ваших слушателях.
— На концерты к нам приходят люди разных возрастов и профессий. Часть из них старается не пропускать наших выступлений. Есть и детская аудитория, которая появилась благодаря хорошо налаженному сотрудничеству со школами и гимназиями. Надо сказать, что в последние годы интерес публики к оркестру возрос. Коллективно приходят с предприятий и организаций. Недавно пришлось сделать повтор концерта с песнями Александры Пахмутовой, о чем нас попросили слушатели. Не было ни одного свободного места. Творчество Пахмутовой любят, оно поистине народно, и когда мы исполняем песню «Поклонимся великим тем годам», многие люди встают. А когда играем «Старый клен» или «Надежду», зал нам подпевает. Интерес у публики вызывает разнообразие программ и солистов. И потом — само звучание оркестра, тонкость, мягкость звука, задушевность пленяют. И это все вживую! От попсы, по моим наблюдениям, люди давно устали.
Беседовала Ирина Морозова

ulpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору