Юбилей Сергея Прокофьева с солистами Санкт-Петербургского Дома музыки

Добавлено 22 апреля 2021 Пресс-служба СПДМ

Федор Амосов (виолончель), Сергей Редькин (фортепиано), Павел Милюков (скрипка), Мирослав Култышев (фортепиано), Александр Рамм (виолончель), Айлен Притчин (скрипка), Тимофей Доля (фортепиано)

«Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы».

С.С. Прокофьев

23 апреля музыкальный мир отметит 130-летие со дня рождения Сергея Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев. Великий русский композитор, написавший в 5 лет свою первую пьесу для фортепиано, а в 9 — оперу. Мастер, работавший буквально во всех музыкальных жанрах, он одинаково блистательно сумел переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и героические характеры «Войны и мира» Толстого, и историю знакомства пионера Пети с Волком. Творческий путь Прокофьева — пять десятилетий бурного ХХ века — это безудержное стремление к новизне, разрушение устаревших канонов, поиск новых смыслов.

Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Екатеринославской губернии, с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию, в 1909 закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.

Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат. В 1912 году он сочинил Первый фортепианный концерт. Премьера состоялась в Москве, за роялем был сам автор. Особого успеха Концерт не имел. Премьера Второго фортепианного прошла более шумно. Новаторские художественные стремления, так смело заявленные в Первом концерте, во Втором проявились еще решительнее и смелее. Конфликт образов был доведен до предела: романтизм и подчеркнутая жесткость — два разных мира «лицом к лицу». Второй концерт дал повод «обвинить» Прокофьева в следовании идеям футуризма, так горячо пропагандируемым Маяковским. Первое авторское исполнение концерта в Павловске (близ Петербурга) 23 августа 1913 года вылилось в настоящий скандал, в печати его окрестили как «дебют фортепианного кубиста и футуриста».

В 1918 г. Прокофьев переехал в США, затем концертировал в странах Европы. Летом 1921 года он поселился во Франции, где завершил работу над Третьим фортепианным концертом — одним из лучших своих произведений. Образные контрасты здесь проявились с еще большей силой: сердечная русская лирика — и мощный, волевой техницизм. Национальный стиль в этом сочинении обрел совершенно новое звучание.

Прокофьев вовлек в свои эксперименты и скрипку. Одно из самых солнечных произведений композитора, Первый скрипичный концерт, написанный в 1917 году, был необычен и нов своими смысловыми акцентами. Концерт написан в трехчастной форме: первая и третья части лирические, а в средней преобладает гротеск. Скрипке отведена доминирующая роль, к техническим возможностям инструмента композитор также подошел новаторски.

Написание Пяти мелодий для скрипки и фортепиано связано с французскими впечатлениями Прокофьева. Это транскрипция «Пяти песен без слов» для голоса с фортепиано, сделанная Прокофьевым в Париже в 1925 году. Он посвятил их друзьям-скрипачам: Сецилии Ганзен (№ 2), Йозефу Сигети — великолепному исполнителю прокофьевского скрипичного концерта (№ 5) и Павлу Коханскому, помогавшему композитору в переработке цикла (№ 1, 3, 4).

Второй скрипичный концерт стал одним из последних, созданных в так называемый заграничный период жизни композитора. В 1936 году Прокофьев вернулся на родину. А премьера Концерта прошла в Испании 1 декабря 1935 года. Писался он в самых разных точках мира. По словам самого композитора, «главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в Мадриде».

Примерно в это же самое время композитор параллельно работает над музыкой к балету «Ромео и Джульетта». Его сценическая судьба складывалась парадоксально сложно. Дирижер Самуил Самосуд вспоминал: «Не является тайной история первого прослушивания клавира „Ромео и Джульетты“ в бетховенском зале Большого театра. Зал буквально пустел от эпизода к эпизоду. Подавляющее большинство артистов балета отвергли эту музыку в 1936 году, как не сценичную, не танцевальную, косноязычную, словом, немыслимую для театра». Тогда композитор поступил, говоря современным языком, как опытный промоутер. Он создал Десять пьес-транскрипций, повторяющих номера балета, его образы, сюжет. И музыка зазвучала в новом качестве, обрела концертную жизнь.

Последние годы жизни Сергея Сергеевича Прокофьева прошли на подмосковной даче в поселке Николина гора. Там он написал симфоническую сюиту «Зимний костер», балет «Сказ о каменном цветке». Там же родилась его Соната для виолончели и фортепиано. Вдохновленный блистательным исполнением Мстиславом Ростроповичем виолончельной сонаты Николая Мясковского, в 1949 году композитор создает свою Сонату. Премьеру в следующем году исполняли Ростропович и Святослав Рихтер. Перед премьерой автор пригласил юного виолончелиста, чтобы устроить «прогон». Мстислав Ростропович вспоминал: «Мы начали играть, и я иногда останавливался, чтобы сказать ему (Сергею Сергеевичу Прокофьеву), когда он играл фальшивые ноты. Пять или шесть раз он отнесся к этому нормально, но в следующий раз он остановил меня и сказал: „Слава, я сочинил эту вещь или ты? Я играю точно то, что я хотел сыграть, даже если там есть фальшивые ноты!“»

Симфония-концерт для виолончели с оркестром стала последним крупным сочинением Сергея Прокофьева. Впервые ее исполнил Мстислав Ростропович в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом, в первый и последний раз в своей жизни, стоял Святослав Рихтер. Свидетели этого выдающегося исполнения вспоминали, что это было что-то вроде эмоционального шока, новая музыка Прокофьева была неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет.

Исполнение произведений Сергея Прокофьева

солистами Санкт-Петербургского Дома музыки

на нашем канале YouTube:

·Второй фортепианный концерт — youtu. be/d1Km01Eemcs исп. Мирослав Култышев

· Третий фортепианный концерт — youtu. be/Jv3K3dpPELQ исп. Илья Папоян

· Первый скрипичный концерт — youtu. be/lFNrCXLQgB4 исп. Павел Милюков

· торой скрипичный концерт — youtu. be/P1qOoYmo8FI исп. Айлен Притчин

· Пять мелодий для скрипки и фортепиано — youtu. be/Uaq0PKD5YS4

исп. Дмитрий Смирнов (скрипка) и Сергей Редькин (фортепиано)

· 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» — youtu. be/arHVlDpzwME исп. Тимофей Доля

· Соната для виолончели и фортепиано — youtu. be/LxiamVvT2AQ

исп. Александр Рамм (виолончель) и Анна Одинцова (фортепиано)

· Симфония-концерт для виолончели с оркестром — youtu.be

исп. Федор Амосов

«Санкт-Петербургский Дом музыки федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.

Подробная информация на сайте: www.spdm.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору