«Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы».С.С. Прокофьев23 апреля музыкальный мир отметит 130-летие со дня рождения Сергея ПрокофьеваСергей Сергеевич Прокофьев. Великий русский композитор, написавший в 5 лет свою первую пьесу для фортепиано, а в 9 — оперу. Мастер, работавший буквально во всех музыкальных жанрах, он одинаково блистательно сумел переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и героические характеры «Войны и мира» Толстого, и историю знакомства пионера Пети с Волком. Творческий путь Прокофьева — пять десятилетий бурного ХХ века — это безудержное стремление к новизне, разрушение устаревших канонов, поиск новых смыслов.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Екатеринославской губернии, с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию, в 1909 закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.
Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения
Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова,
Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат. В 1912 году он сочинил Первый фортепианный концерт. Премьера состоялась в Москве, за роялем был сам автор. Особого успеха Концерт не имел. Премьера
Второго фортепианного прошла более шумно. Новаторские художественные стремления, так смело заявленные в Первом концерте, во
Втором проявились еще решительнее и смелее. Конфликт образов был доведен до предела: романтизм и подчеркнутая жесткость — два разных мира «лицом к лицу».
Второй концерт дал повод «обвинить»
Прокофьева в следовании идеям футуризма, так горячо пропагандируемым Маяковским. Первое авторское исполнение концерта в Павловске (близ Петербурга) 23 августа 1913 года вылилось в настоящий скандал, в печати его окрестили как
«дебют фортепианного кубиста и футуриста».В 1918 г.
Прокофьев переехал в США, затем концертировал в странах Европы. Летом 1921 года он поселился во Франции, где завершил работу над
Третьим фортепианным концертом — одним из лучших своих произведений. Образные контрасты здесь проявились с еще большей силой: сердечная русская лирика — и мощный, волевой техницизм. Национальный стиль в этом сочинении обрел совершенно новое звучание.
Прокофьев вовлек в свои эксперименты и скрипку. Одно из самых солнечных произведений композитора,
Первый скрипичный концерт, написанный в 1917 году, был необычен и нов своими смысловыми акцентами.
Концерт написан в трехчастной форме: первая и третья части лирические, а в средней преобладает гротеск. Скрипке отведена доминирующая роль, к техническим возможностям инструмента композитор также подошел новаторски.
Написание
Пяти мелодий для скрипки и фортепиано связано с французскими впечатлениями
Прокофьева. Это транскрипция
«Пяти песен без слов» для голоса с фортепиано, сделанная Прокофьевым в Париже в 1925 году. Он посвятил их друзьям-скрипачам: Сецилии Ганзен (№ 2), Йозефу Сигети — великолепному исполнителю прокофьевского скрипичного концерта (№ 5) и Павлу Коханскому, помогавшему композитору в переработке цикла (№ 1, 3, 4).
Второй скрипичный концерт стал одним из последних, созданных в так называемый заграничный период жизни композитора. В 1936 году Прокофьев вернулся на родину. А премьера
Концерта прошла в Испании 1 декабря 1935 года. Писался он в самых разных точках мира. По словам самого композитора,
«главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в Мадриде». Примерно в это же самое время композитор параллельно работает над музыкой к балету
«Ромео и Джульетта». Его сценическая судьба складывалась парадоксально сложно. Дирижер
Самуил Самосуд вспоминал
: «Не является тайной история первого прослушивания клавира „Ромео и Джульетты“ в бетховенском зале Большого театра. Зал буквально пустел от эпизода к эпизоду. Подавляющее большинство артистов балета отвергли эту музыку в 1936 году, как не сценичную, не танцевальную, косноязычную, словом, немыслимую для театра». Тогда композитор поступил, говоря современным языком, как опытный промоутер. Он создал
Десять пьес-транскрипций, повторяющих номера балета, его образы, сюжет. И музыка зазвучала в новом качестве, обрела концертную жизнь.
Последние годы жизни
Сергея Сергеевича Прокофьева прошли на подмосковной даче в поселке Николина гора. Там он написал симфоническую сюиту «Зимний костер», балет «Сказ о каменном цветке». Там же родилась его
Соната для виолончели и фортепиано. Вдохновленный блистательным исполнением Мстиславом Ростроповичем виолончельной сонаты Николая Мясковского, в 1949 году композитор создает свою
Сонату. Премьеру в следующем году исполняли
Ростропович и
Святослав Рихтер. Перед премьерой автор пригласил юного виолончелиста, чтобы устроить «прогон». Мстислав Ростропович вспоминал:
«Мы начали играть, и я иногда останавливался, чтобы сказать ему (Сергею Сергеевичу Прокофьеву), когда он играл фальшивые ноты. Пять или шесть раз он отнесся к этому нормально, но в следующий раз он остановил меня и сказал: „Слава, я сочинил эту вещь или ты? Я играю точно то, что я хотел сыграть, даже если там есть фальшивые ноты!“»Симфония-концерт для виолончели с оркестром стала последним крупным сочинением
Сергея Прокофьева. Впервые ее исполнил
Мстислав Ростропович в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом, в первый и последний раз в своей жизни, стоял
Святослав Рихтер. Свидетели этого выдающегося исполнения вспоминали, что это было что-то вроде эмоционального шока, новая музыка Прокофьева была неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет.
Исполнение произведений Сергея Прокофьева
солистами
Санкт-Петербургского Дома музыкина нашем канале YouTube:
·Второй фортепианный концерт — youtu. be/d1Km01Eemcs исп. Мирослав Култышев
· Третий фортепианный концерт — youtu. be/Jv3K3dpPELQ исп. Илья Папоян
· Первый скрипичный концерт — youtu. be/lFNrCXLQgB4 исп. Павел Милюков
· торой скрипичный концерт — youtu. be/P1qOoYmo8FI исп. Айлен Притчин
· Пять мелодий для скрипки и фортепиано — youtu. be/Uaq0PKD5YS4
исп. Дмитрий Смирнов (скрипка) и Сергей Редькин (фортепиано)
· 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» — youtu. be/arHVlDpzwME исп. Тимофей Доля
· Соната для виолончели и фортепиано — youtu. be/LxiamVvT2AQ
исп. Александр Рамм (виолончель) и Анна Одинцова (фортепиано)
· Симфония-концерт для виолончели с оркестром —
youtu.beисп. Федор Амосов
«Санкт-Петербургский Дом музыки —
федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.Подробная информация на сайте: www.spdm.ru