Юбилейный вечер Валерия Уткина

Добавлено 04 апреля 2018 волонтер

Ульяновская филармония, Большой зал Ленинского мемориала

28 апреляв 17.00 в Большом зале Ленинского мемориала состоится Юбилейный концерт заслуженного артиста РФ главного дирижёра и художественного руководителя Ульяновского государственного духового оркестра «Держава» Валерия Уткина.

29 апреляв 10.00 — 14.00 в Концертном зале музыкального колледжа Ульяновского государственного университета состоится Международный научно- практический семинар, посвящённый второму изданию «Л-Брасс- Системы» В. Н. Уткина.

Приглашение на Юбилей Заслуженного артиста России Уткина В.Н.для иногородних музыкантов-духовиков.

Заявки направляются по электронному адресу kuftina59@mail.ru до 25 апреля 2018 года

Для тех, кто направил заявку на Юбилей Уткина В. Н., предоставляется:

1. Скидка 50% на проживание в гостинице «Венец» — 1 день

2. Пригласительный билет на Юбилейный концерт в БЗЛМ 28 апреля 2018 года в 17.00.

3. Пригласительный билет на Международный научно- практический семинар, посвящённый второму изданию «Л-Брасс- Системы» В. Н. Уткина 29 апреля в 10.00 в Зал музыкального колледжа УЛГУ.

В подарок — Второе издание «Л-Брасс-Системы»

"Тридцатилетие «Брасс-Системы»: итоги и перспективы"

Рецензия профессора А. Д. Селянинана Методику В.Н.Уткина" Л-Брасс-Система"

Мне легко говорить о работе, потому что я знаю, как она создавалась и совершенствовалась.

Вспоминается 1990-й год, когда я по делам был в Ульяновске и познакомился Валерием Уткиным. У нас состоялась запоминающаяся встреча, на которой Валерий впервые рассказал мне о своей брасс-системе и подарил мне первый ее вариант, рукописный. В то время она уже состояла из девяти упражнений с небольшими пояснениями. Валерию очень важно было узнать мое мнение о его системе упражнений, но еще более важно, о системе его взглядов решения проблемы развития исполнительского аппарата трубача. Он так и сказал: «Я буду очень рад, если Вы опровергните все мои идеи». Наш разговор затянулся, время пролетело незаметно, потому что тема была серьезной и требовала детального рассмотрения и обсуждения, тем более, что автор предлагал необычный подход к решению этой фундаментальной проблемы, суть которого сводилась к применению в игре на трубе его собственного приема исполнительского дыхания, который он назвал «Двойной выдох», а также широкому использованию закономерностей музыкальной акустики при извлечении и соединении звуков. Из его довольно убедительных объяснений и рассуждений, становилось очевидным то, что «Л-Брасс-Система» (так автор назвал свою работу) поможет многим трубачам сформировать и совершенствовать свой исполнительский аппарат, значительно повысить уровень исполнительского мастерства и достичь «полного взаимопроникновения музыканта и инструмента», что, как справедливо считает автор, является обязательным условием воплощения художественных образов в музыкальных произведениях.

В конце нашей встречи мы решили, что Валерию необходимо обязательно записать свое теоретическое обоснование ЛБС.

И вот, многолетний труд завершен. Брасс-система обрела законченный, совершенный вид и отвечает требованиям системности. Сейчас ЛБС уже многократно и с великолепными результатами проверена на практике. На мой взгляд, это удачная попытка синтезировать все лучшее из русской, европейской и американской методик обучения игры на трубе. И в тоже время, в этой работе много совершенно нового, меняющего наше представление о самом принципе игры на медно-духовых инструментах. В первую очередь — это совершенно необычный взгляд на исполнительское дыхание, так называемый «Двойной выдох», который является основой, «фундаментом» всей брасс- системы и смысл его очень прост: «выдох всегда первичен» в игре на трубе. Вдох, по ЛБС, это ауфтакт, который полностью зависит от характера исполняемого произведения и поэтому «…тип исполнительского дыхания следует определять не по характеру Вдоха, как это было принято до сих пор, а по характеру Выдоха». Вообще раздел «Двойной выдох» в теоретической части ЛБС, хорошо разработан, здесь показаны все его преимущества. Хотя, сначала многим покажется парадоксальным — играть на трубе после начального выдоха. Одним из особо важных положительных аспектов «Двойного выдоха» в исполнительском процессе является его «относительная полезность» для здоровья. Это факт, обоснован он тем, что автор, разрабатывая «Двойной выдох», опирался на учение профессора К. П. Бутейко о закономерностях процесса газообмена в человеческом организме. В результате всестороннего изучения «Двойного выдоха», автор выводит конкретную формулировку опоры дыхания трубача, обращая внимание на решающее значение силы и гибкости мышц, участвующих в исполнительском выдохе трубача.

Большое количество вопросов, на мой взгляд, может возникнуть при первом рассмотрении акустического принципа.

Прежде всего надо сказать, что Валерий Уткин сторонник ровного, сбалансированного звучания трубы во всех регистрах. Поэтому популярный принцип переодевания, при соединении звуков на трубе, рассматривается им как исключение, а принцип изменчивости исполнительского аппарата — как правило. Объясняя природу звука, главной закономерностью которого является зависимость его высоты от величины его источника, им предлагается использовать при извлечении и соединении звуков взаимозависимость компонентов источника звука и, взаимодействуя на один его компонент, провоцировать изменение других. Автор рекомендует воздействовать на исполнительский выдох такой принцип соединения звуков требует очень гибкого дыхания, и автор имеет ввиду, естественно, «Двойной выдох». В акустическом принципе крещендо и диминуэндо надо понимать не только как увеличение или уменьшение нюанса, но более, как увеличение либо уменьшение самого источника звука.

Исчерпывающие рекомендации предлагает автор для достижения профессиональной атаки звука. Принцип «Вторичность атаки» рассматривается в работе как следствие «Двойного выдоха» и акустического принципа ««, а принцип «от нуля к бесконечности» определил метод работы над атакой звука, выявив суть, начало-начал атаки, «Т» и «К». Автор утверждает, что его метод вычленения согласных, дает возможность работать одновременно и над основной и над вспомогательной атакой звука, что довольно смело, но теоретически обоснованно и проверено им на практике. Многих заинтересует и наверняка будет дискутироваться то, что автор вообще не применяет слоги в звукообразовании, считая, что в них нет необходимости. Он просто говорит, что «язык, формирующий полость рта, и язык, атакующий, должны быть в согласии…».

Завершая краткий обзор брасс-систем, хотелось бы особо отметить настоящую ее универсальность. Примечателен тот факт, что «Волга брасс-квинтет», руководителем которого является Валерий Уткин, долгие годы разыгрывался в унисон по короткому варианту ЛБС и достиг замечательных результатов: идентичность и разнообразие штрихов, общая концепция звучания, огромная динамическая амплитуда и так далее. Несколько раз они публично показывали свое коллективное разыгрывание и это производило яркое впечатление. Мне кажется логичным написать и отдельно издать разыгрывание для брасс-квинтета. Так уж сложилось, что я стал свидетелем стремительного творческого роста музыкантов «Волга брасс-квинтета». Поэтому у меня есть уверенность в том, что эта методическая разработка просто необходима многим музыкантам-духовикам.

Валерий Уткин сам сотворил себя, и его опыт может многим быть очень полезен.

Профессор А. Д. Селянин, 1998-й год

Источник: www.leninmemorial.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору