Юлия Лежнева. Путь от Вивальди к Моцарту

Добавлено 18 февраля 2014 muzkarta

Большой зал Московской консерватории, «Art-Brand», Юлия Лежнева (сопрано)

24-летняя Юлия Лежнева — одна из самых юных оперных певиц современности

18 февраля стартует Международный фестиваль «Опера Априори», который будет проходить до июля 2014 года в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В Москве споют звезды мировой оперной сцены редко или ни разу не выступавшие в столице. А откроет фестиваль Юлия Лежнева, одна из самых юных (Юле всего 24) оперных певиц современности.


Накануне концерта с самой перспективной российской оперной певицей встретился корреспондент «ВМ».

— Юля, вы — гораздо более частый гость за границей, нежели у нас…

— Да, так получилось, что «раскрылась» я именно за границей. Но концерт в Москве — это что-то особенное. В 7 лет моя семья переехала в Москву, здесь мои родители, друзья, бывшие учителя, люди, которые меня знали во время учебы, болели за меня, поддерживали, поэтому выступать тут, где все тебя ждут, важно и очень приятно. И огромная честь, что меня позвали открывать такой фестиваль, в рамках которого пройдут концерты с великими исполнителями.

— Ваша программа — это путь от Вивальди к Моцарту, барочная музыка. Долго выбирали произведения?

— В этот раз все было очевидно, маэстро Рудин захотел, чтобы была барочная программа. И я была только за. Тем более, что в прошлый раз, когда я выступала с маэстро Федосеевым, мы исполняли Моцарта и Россини, это был больше романтический вечер. А сейчас я представлю московскому слушателю путь от барокко до раннего Моцарта. Во втором отделении прозвучит симфония Гайдна «La Passion», она здорово сочетается с Моцартом, а в первом отделении — арии, которые я часто исполняла с Джованни Антонини (известный дирижер, — прим ВМ).

— Какое произведение самое любимое у вас в этой программе?

— Трудно выбрать — у меня часто такое бывает. Возможно, в вечер концерта я смогу сказать, что было самым любимым. Это случится после того, как ты почувствуешь свое состояние, атмосферу вокруг и поймешь, что наилучшим образом в нее «вписалось».

— В одном из своих интервью вы сказали, что поете «всем своим существом». А репертуар тоже чувствуете интуитивно?

— Да. Пример-то, что я в самом детстве «фанатела» от барочной музыки и мечтала петь эти вещи, сама себя воспитывая в этом стиле. Получилось это интуитивно, но была некая база, которая никуда не делась.

— В детстве, пожалуй, каждый начинающий пианист мечтает сыграть «Лунную сонату». А у вас была такая вокальная «Лунная соната»?

— Наверняка что-то такое было, но я плохо помню, что именно, потому, что это был такой период озарения. Когда всяческие записи ко мне приплывали, подаренные разными учителями, я могла слушать их бесконечно, находя каждый раз что-то новое… Это был Бах, какие-то сакральные вещи… А потом я попала в консерваторию на «Страсти по Матфею», которые меня поразили. Даже не то, как исполнялось, а сама музыка. И помню, что в тот вечер в консерватории давали буклеты, в которых был перевод каждого номера, буквально дословно. И целый год после я не расставалась с буклетом и плеером, в котором был диск со «Страстями по Матфею» — я постоянно слушала, дописывала в буклет замечания и впечатления… Удивительный период был.

— Это было до или после того, как у вас «прорезался голос»?

— Да, я уже заканчивала музыкальную школу. А голос прорвался в 11 лет, после болезни. Помню, что мне попался диск Чечилии Бартоли «Вива Вивальди», и я тоже захотела петь колоратуры. И вспомнила, что еще в музыкалке лучше всего у меня получались мелизмы, форшлаги и прочие вокальные «красивости». Помню, на занятиях говорили: «Надо как Юля петь» — тогда я и поняла, что надо колоратуры развивать.

— А сейчас у вас есть пример для подражания?

— Конкретного нет, но у меня открытая душа, слушаю все, что вокруг, мне нравится слушать певцов, инструменталистов, нравятся новые впечатления… Раньше это была Чечилия Бартоли, я относилась довольно трепетно к ней, но не старалась копировать, это получалось невольно. Я буквально спала с ее диском, и не успокоилась, пока не нашла все ноты, не спела их. Когда поняла, что я тоже так могу, я ее «отложила» — она научила меня всему. А дальше поверила в себя, когда поехала за границу, мне сказали, что у меня так хорошо звучит голос, когда пою медленные вещи, посоветовали больше их исполнять, потому что колоратуры я и так уже пела… И там сказали, что после медленного и колоратуры по-другому зазвучат, так и вышло.

— Юля, вы учились и в России, и в Европе. Вы «чья» певица?

— Я очень патриотичный человек. Да, именно за границей моя карьера началась, с помощью иностранных дирижеров. Моя близкая подруга, которая посоветовала мне отправиться за границу, — американка. Если бы не она, вообще бы ничего не было. Но при этом именно в России началось мое музыкальное образование, я здесь училась в замечательной музыкальной школе и колледже при Московской консерватории. Страсть к барочной музыке появилась тут, и могла бы не развиться, если бы не преподаватели, которые честно говорили, что не могут ничем помочь, так как не разбираются в барочной музыке, но при этом прекрасно ко мне относились и всячески помогали разучивать произведения, которые я им приносила… Поэтому я не хочу выбирать — Россия или Европа. Я и там, и там.

— Своей хрупкой внешностью вы разрушаете стереотип о крупных оперных дивах. Голос «откармливаете»?

— Нет, но замечаю, что если начинаешь сидеть на диете, не есть, когда хочется, то чувствуешь, что силы уходят, и во время пения появляется отсутствие небольшого тонуса, оно незаметно публике, но ощутимо для певца. А когда ни в чем себе не отказываешь, радуешься жизни, то все получается.

-То есть вы ни в чем себе стараетесь не отказывать?

— Да, но просто важно не перебарщивать, пробовать всё по чуть-чуть, получать удовольствие. Главное — просто не спешить.

— Ваши выступления наполнены светом и лучезарностью. Что вас вдохновляет?

— Жизнь-то, что я на этой Земле, что я имею возможность ходить, могу делать, что я люблю, что есть голос. Что мои родители и окружение позволили мне этим заниматься… Я искренне радуюсь жизни, но бывает и противоположное, когда улыбка спадает и кажется, что все плохо… У меня обычно крайности: или все хорошо, или катастрофа. И в такие моменты мне никто не может помочь, важно просто понять, что ты здесь есть, что жизнь — великий подарок. Потому что когда понимаешь, что сидел и горевал, начинаешь горевать еще больше от того, что потратил столько времени на переживания…

СПРАВКА

Фото: Юли Вебер
Российская оперная певица (сопрано). С отличием окончила Академический Музыкальный Колледж при Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского по классу вокала и фортепиано. Юлия завоевала Гран-при на двух международных конкурсах Елены Образцовой: I конкурсе юных вокалистов в 2006 году и VI конкурсе молодых оперных певцов в 2007 году.

В 16 лет дебютировала на сцене Большого зала Московской консерватории в «Реквиеме» Моцарта с Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель — Владимир Спиваков).

С 2008 по 2010 годы Юлия обучалась в Международной академии вокала в Кардиффе (Великобритания) у выдающегося тенора Денниса О’Нила. Сотрудничала с дирижерами Марком Минковски, Джованни Антонини, Сэром Роджером Норрингтоном, Владимиром Федосеевым, певцами Пласидо Доминго, Анной Нетребко, Еленой Образцовой и многими другими.

ЕЛЕНА СМОРОДИНОВА
http://vm.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору