Юрий Башмет: «Хотел бы сыграть с „Биттлз“…»

Добавлено 31 октября 2013 muzkarta

Юрий Башмет (альт, дирижер)

Альтист, дирижёр, педагог. Народный артист СССР. О себе говорит, как о счастливом человеке – в его жизни удивительным образом совпали хобби и работа.

«Мне за это ещё и деньги платят», – шутит маэстро и тут же добавляет: «В музыке есть некий язык, которым я могу выразить себя намного полнее, чем в словах и поведении».

– Юрий Абрамович, ваш нынешний приезд в Омск был связан с проведением I Международного фестиваля «Камерные оркестры мира», артистическим директором которого вы являетесь. Какую оценку вы бы дали состоявшемуся форуму?

– Трудно оценивать свое детище. О проведении этого конкурса я мечтал много лет и наконец-то он состоялся благодаря поддержке правительства Омской области. В программе фестиваля были представлены лучшие образцы европейской барочной и романтической классики и самые новые произведения, написанные в новом веке – четырнадцать сочинений четырнадцати композиторов. Каждый оркестр – это имя в мире музыки. Норвежский камерный оркестр «Тронхеймские солисты», венгерский имени Ференца Листа и Омский камерный – достойно выступили на сцене вашего Концертного зала, о замечательной акустике которого уже ходят легенды. А по поводу оценки? Задача каждого – делать свое дело как можно лучше и не думать об оценках.

– Сейчас модно, когда музыканты вашего уровня выступают вместе с рок- и поп-звездами. Вам бы не хотелось попробовать провести такой концерт?

– Однажды на зимнем фестивале в Сочи у меня состоялось небольшое импровизированное выступление с известной джазовой певицей из Грузии Нино Катамадзе. Еще я бы очень хотел сыграть с «Биттлз»…

– А по какому принципу вы формируете свой репертуар?

– Я очень люблю драматическую, романтическую музыку. Люблю наших современников – Шостаковича и Шнитке.

– Вам близка современная музыка?

– Конечно, ведь композитор, который ее пишет, живет в то же время, что и ты, дышит тем же воздухом, получает примерно ту же информацию. Из этого складывается некий организм. Когда ты живешь с композитором в одно время, путь к истине становится ближе. Может быть, те произведения Моцарта, которые нам кажутся менее удачными, на самом деле – потрясающие и изумительные, но та эпоха ушла, и какая-то категория ощущений исчезла. Жизнь все-таки идет. Оглядываясь лет на двести назад, ты это хорошо понимаешь. Старые композиторы были бы довольны тем, как сегодня играют их музыку. Композиторы всегда смотрят вперед.

– Вы постоянно выступаете с оркестрами, а сольный концерт планируете?

– Мне просто скучно ездить одному, но один сольный концерт я сыграл недавно вместе со своей дочерью Ксенией. Она исполняет много камерной музыки. Уже подрастает внук, которому сейчас шесть с половиной лет. И он уже три года играет на скрипке. По-детски, конечно, играет. Недавно он сообщил, что в его репертуаре одиннадцать пьес. Мне кажется, у внука хорошие данные.

– Вы постоянно носите на пальце массивный перстень. Он не мешает вам играть?

– Это подарок друзей. Мой талисман. А разве талисманы могут мешать? И я чувствую себя неуютно, когда приходится играть без него.

– У многих музыкантов во время игры рвутся струны. У вас такое бывало?

– На сцене всякое может случиться. И здесь главное – не растеряться. Однажды на концерте в Италии у меня порвалась так называемая «жила», которая удерживает все струны натянутыми. Пришлось остановить концерт и взять другой инструмент из оркестра.

– Это был не ваш альт, которому более 250 лет?

– Нет. Но на концерте во время Международного фестиваля камерных оркестров в Омске я играл на этом раритете. Звучал он прекрасно! Акустика замечательная! Я когда собирался строить маленький камерный зал, то искал именно того специалиста, который делал акустику в симфоническом зале Далласа, потому что был потрясен ею. И вот недавно узнал, что именно этот мастер налаживал акустику в Омском концертном зале. Чудеса!

Справка

Юрий Башмет родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Окончил Московскую консерваторию по классу скрипки. С 1976 года ведёт активную концертную деятельность. Является художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Награждён многочисленными российскими и зарубежными орденами и медалями.

Является владельцем альта, изготовленного в 1758 году в Милане.

материал: Маргарита Зиангирова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору