Хобби одного из известнейших современных музыкантов, альтиста Юрия Башмета, весьма элегантно, под стать самому мэтру: Башмет коллекционирует зажигалки.
Юрий Башмет узнает свою коллекцию по звуку. Фото: РИА-НОВОСТИ
— Юрий Абрамович, как вам пришла в голову идея создать такую необычную коллекцию?— Специального намерения у меня никогда не возникало. Мне очень нравилась зажигалка одной фирмы, и я себе ее купил. Потом кто-то из друзей подарил еще одну, другую, третью… И вот тогда я стал уже покупать себе различные зажигалки. Собственно, коллекционером я себя осознал в тот момент, когда стал приобретать зажигалки в двух экземплярах — на подарки и на обмен. У меня есть близкий друг, он тоже собирает зажигалки. Так что мы часто пополняем коллекции друг друга.
— А в путешествиях что-то покупаете?— Да, постоянно. Помню историю про то, как мы с моим камерным оркестром «Солисты Москвы» поехали в тур по Америке. Как раз на один из дней этого путешествия выпал мой день рождения. Весь коллектив вечером собрался у меня в номере отеля праздновать. А в здании курить нельзя, штраф за это 250 долларов. Но номер высоко, и каждый раз на улицу не спустишься… В общем, сначала все курили аккуратно в форточку в ванной, но по мере того как праздник разворачивался, уже стали курить и в ванной, а потом уже и в гостиной.
Естественно, через некоторое время раздался стук в дверь, и на пороге появился портье — громадный чернокожий парень с дубинкой. Сказал строго: «Сэр, здесь курить запрещено». Я извинился и ответил, что знаю о штрафе, вот только не понимаю — 250 долларов за сам факт курения или за каждого из курящих людей в номере? «А что у вас здесь, собственно, происходит?» — спросил он, а я ответил, что это мой день рождения. Портье посмотрел на меня внимательно и сказал: «Это мой подарок вам!» И ушел.
— По каким критериям вы выбираете зажигалки?— Я коллекционирую зажигалки только одной фирмы, а у нее очень много разных видов, серий и направлений. Есть зажигалки, посвященные различным событиям или городам. В свое собрание беру только понравившиеся.
— И сколько уже набралось?— Достаточно! Порядка пятидесяти.
— Юрий Абрамович, а как родные относятся к вашему хобби?— Вполне нормально. Однажды близкие подарили мне зажигалку с выгравированным на ней альтом.
— Бытует мнение, что у каждой зажигалки есть свой особенный звук. Zippo его даже запатентовал! Вы слышите мелодику экспонатов своей коллекции?— Звук у каждой зажигалки свой, это правда, и он бывает весьма приятен и звонок, но, честно говоря, как о музыке я об этом не думаю.
— А вы пользуетесь всеми зажигалками или только какими-то определенными?— Мне кажется, что если любой предмет, самый что ни на есть «коллекционный», не будет использоваться, его душа умрет. Кстати, с музыкальными инструментами та же история: если они просто хранятся где-то и на них никто не играет, их звук умирает.
— С каким музыкальным инструментом, на ваш взгляд, можно сравнить зажигалку?— Раньше, еще в XVIII веке, учителя танцев, которые ходили по домам давать частные уроки, использовали маленькие скрипочки, которые носили в широком внутреннем кармане сюртука. Они были очень изящно сделаны, но на них в основном можно было наигрывать только ритмические фигуры, так как звук был весьма примитивен, но при этом они были изящны! Зажигалки, как мне кажется, похожи на такие скрипки.
СПРАВКАРодился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Окончил Московскую консерваторию, играл на альте в группе Стаса Намина «Цветы». В 1986 году создал камерный оркестр «Солисты Москвы».
НАТАЛЬЯ БЕЛИКОВАvm.ru