19 февраля в рамках программы «Звезды XXI века», созданной при поддержке Министерства культуры РФ, в Челябинске выступит пианист Юрий Фаворин (Москва).
Музыкальные критики не жалеют громких эпитетов, когда говорят об исполнительских талантах этого музыканта. С раннего детства Юрий Фаворин проявлял необычайные способности в шестилетнем возрасте не только знал симфонии Бетховена и Чайковского, но мог отличить, в чьем исполнении они звучат. В специальной музыкальной школе имени Гнесиных он обучался одновременно игре на фортепиано, блок-флейте, затем кларнете и занимался композицией. Вот почему разговор с Юрием Фавориным хотелось начать с вопроса: а было ли у него детство?
Музыка была почти развлечением
Юрий, сегодня вас часто называют неординарным пианистом, а в детстве вам говорили, что вы особенный ребенок, не такой как все? Музыкой я начал заниматься рано, в пять лет поступил в специальную музыкальную школу. Сначала учился сразу по двум специальностям, затем прибавилась еще и композиция. И на концертах преподаватели стремились продемонстрировать все мои навыки сразу, что, наверное, производило впечатление. Но не на меня.
(Смеется.) Я себя вел как обычный ребенок.
Хотите сказать, что у вас было обычное детство игры, развлечения, друзья, шалости? Разве с пяти лет вам не внушали, что надо много работать? Конечно, занятия музыкой занимали большую часть времени, но детство у меня было это точно.
(Смеется.) Мы и в школе находили время поиграть, подурачиться. Да и музыка для меня была почти развлечением.
В числе друзей детства были дворовые ребята? Нет, с дворовыми ребятами я не общался, просто не было времени, дружил с одноклассниками в школе.
Дворовые вам за это не мстили: не подстерегали в подворотне, не лупили, не обзывали очкариком? Очкариком я стал не сразу.
(Смеется.) Нет, ничего такого не было, вероятно, у нас был очень спокойный двор.
История кларнета
Ваш концерт в Челябинске состоится в феврале, но дух новогодних каникул еще не забыт, как вы встречали этот Новый год, есть ли у вас какие-то особые традиции? Каникулы у меня бывают не всегда, потому что люди в это время хотят побывать в том числе и на концертах. На этот раз у меня были выступления в Тарусе уже 4 января, я играл в картинной галерее. Особенный был концерт, никогда не отказываюсь от таких интересных предложений. Но я обычный человек, как все, очень люблю Новый год. И традиции нашей семьи похожи на традиции многих и многих семей: собраться всем вместе за праздничным ужином, порадовать друг друга подарками.
Есть ли у вас увлечения помимо музыки? Музыка остается фоном даже в часы отдыха. Но я очень люблю читать, общаться с друзьями.
Вами восхищаются как пианистом, никогда не было желания на таком же высоком профессиональном уровне овладеть еще каким-либо музыкальным инструментом? Овладеть другим инструментом на таком же профессиональном уровне как фортепиано, наверное, невозможно. Это потребует огромного количества времени. Но желание и необходимость иметь представление о других инструментах были всегда, это часть моей работы. В детстве я играл еще и на кларнете. Сейчас этот инструмент есть у меня дома, хотя давно не брал его в руки.
Кларнет появился не случайно, чем привлек вас этот инструмент? Откровенно говоря, это была идея моих родителей. Они были убеждены, что духовой инструмент поможет победить намечавшуюся у меня астму. Сначала я играл на блок-флейте, а потом появился кларнет. Не знаю, действительно ли помогли мне духовые инструменты, но я выздоровел, и необходимость играть на них отпала. Правда, кларнет я полюбил.
По-моему, это ценная информация для родителей юных челябинцев, у нас плохая экология и довольно часто детские врачи ставят диагнозы «обструктивный бронхит», «бронхиальная астма». Вы рекомендуете таким деткам играть на духовых инструментах? Гарантировать того, что меня излечил кларнет, я, конечно же, не могу. Но заниматься музыкой полезно всем в детском возрасте, если есть такое желание.
Даже если разговор непростой
В программе вашего челябинского концерта много французской музыки разных веков и стилей, чем это продиктовано? Не только французская, но и произведения композиторов других стран, на которых французская музыка оказала определенное влияние. Но да, все это, так или иначе, вьется вокруг Франции. Это была моя идея раскрыть слушателям красоту этой музыки.
Вы часто соединяете классическую и современную музыку? Сейчас нет, но раньше у меня было много таких программ. Представление о музыке всегда меняется в зависимости от того, в какой контекст она помещена исполнителем, в каком окружении она оказывается. Благодаря контексту можно продемонстрировать слушателям новые черты даже знакомой им музыки, которые обычно остаются за пределами слушательского внимания. Программа концерта это тоже своеобразное произведение искусства.
Неискушенный слушатель обычно побаивается концертов серьезной современной музыки, хотелось бы вам его переубедить? Что-либо доказывать слушателю у меня желания нет, я просто хочу показать эту музыку тем слушателям, которые готовы узнавать новое. Но преимущество смешанных программ из известной классической музыки и современной в том и состоит, что они не отпугивают слушателя, позволяют заинтересовать его.
Начало концерта Юрия Фаворина в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева 19 февраля в 18:30.
Это своеобразное просветительство в области музыкальной культуры? Просветительство предполагает некие отношения «сверху вниз» между музыкантом и слушателем, во мне этого нет, я предпочитаю общаться со слушателем на равных. Изначально всегда предполагаю, что мой слушатель готов к некому разговору, даже если этот разговор не совсем простой.
Но ведь не секрет, что многие композиторы не были поняты современниками, а в последующие века их музыка становилась популярной. На взгляд музыканта, есть сегодня такие произведения, которые недосягаемы для современного слушателя? Сложно пророчествовать. Могу только сказать, что стараюсь действовать так, будто этих проблем нет. Любая музыка может становиться предметом общения со слушателем. Если кто-то из слушателей воспримет произведение как некий вызов его право, но у меня нет провокационной цели.
Верите ли вы в то, что человека, который вырос на поп-музыке, можно заставить полюбить музыку классическую? Нет ничего невозможного, но сами обстоятельства должны этому способствовать, в этом случае искусственно созданная среда бесполезна.
Сегодня психологи пытаются объяснить влияние музыки на физиологию человека. Есть в этом рациональное зерно, на ваш взгляд? Честно говоря, я не думал о физиологических аспектах музыки. Хотя в музыке есть такой аспект, который мне интересен когда кульминация пробирает до мурашек, как мы любим говорить.
(Смеется.) На человека оказывают благотворное воздействие самые разные вещи солнечный свет, теплый ветер... Правда, сравнение музыки с этими явлениями, на мой взгляд, ее несколько принижает.
Вы давно на сцене, хорошо знаете слушательские предпочтения, скажем, в Европе и России. Есть ли в них явные отличия? Точно могу сказать, что в России любят русскую музыку, в Германии немецкую, во Франции французскую... Это, наверное, основное отличие. Человеку ближе музыка той культуры, в которой он вырос, воспитан. Наверное, это даже немного похоже на любовь к блюдам национальной кухни.
(Смеется.)Юрий Фаворин, пианист, солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов.
В 12 лет стал лауреатом Открытого международного конкурса композиторов-пианистов «Николай Рубинштейн и Московская композиторская школа» ассоциации «Классическое наследие», в 16 лет победителем Первого юношеского конкурса пианистов им. Н. Г. Рубинштейна в Москве. Затем последовали награды на зарубежных конкурсах. В 2010 году Юрий стал лауреатом одного из самых престижных мировых состязаний Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе.
Сегодня музыкант много гастролирует, является постоянным участником различных музыкальных фестивалей. Вместе с композитором Алексеем Сысоевым и перкуссионистом Дмитрием Щёлкиным Юрий является организатором и участником ансамбля свободной импровизационной музыки Error 404.
Светлана Симакова
chelyabinsk.ru