Худрук Петербургской филармонии — о «Площади Искусств» и удвоении президентского гранта
Фото: Екатерина Штукина
14 декабря Юрий Темирканов в 15-й раз откроет свой фестиваль «Площадь Искусств». Друг за другом в Санкт-Петербургскую филармонию приедут Йонас Кауфман, Йен Бостридж и Кристиан Блэкшоу. Сам Темирканов встанет во главе своего оркестра, только что получившего щедрую президентскую поддержку, дважды — на открытии и закрытии фестиваля. Корреспондент «Известий» позвонил народному артисту.
— В этом году программа «Площади Искусств» сверстана с сильным английским акцентом. Причина в перекрестном Годе России-Великобритании?— Да. Поскольку государство объявило такой год, мы взяли идею за основу.
— Какие британские организации участвовали в подготовке форума?— Никакие, это была наша инициатива. Но у нас не всё получилось — многие английские артисты подвели.
— Каким образом?— Одни сами отказались ехать, другие не приехали по чьему-то совету.
— Можете назвать проекты, которые сорвались?— Должен был выступить знаменитый шекспировский театр «Глобус». Так странно: они совсем недавно были в Питере и Москве, мы их тоже пригласили и получили согласие. А потом вдруг — отказ. Не приедет и глухая ударница Эвелин Гленни, которая здесь очень знаменита.
— А вы сейчас в Англии?— Да. Мне в отличие от них не дают советы, куда ездить.
— Как вас принимают?— Замечательно. Я только что гастролировал здесь с Заслуженным коллективом (титульный оркестр Петербургской филармонии. — «Известия»). Мы проехали много городов, и ни один зал не попрощался с нами навсегда. Всюду без исключения организаторы попросили нас приехать снова.
— Петербургская филармония в 2015 году получит президентский грант в 315 млн рублей — почти в два раза больше, чем сейчас. Вы довольны? На что пойдут деньги?— Все деньги пойдут на музыкантов. И, конечно, я более чем доволен. Все любят ссылаться на Путина, когда у них происходит что-то хорошее. Но я имею на это больше всего прав, потому что он — единственный, кто всерьез заботится о культуре. Говорю не из желания президенту польстить, а совершенно серьезно. Имею в виду конкретное действие — когда по моей просьбе он дал гранты консерваториям, театрам и оркестрам. Сейчас, по прошествии многих лет проблема встала снова, только он смог помочь.
— А как вообще получилось, что ваша отдельно взятая просьба в 2002 году вылилась в разветвленную сеть грантов?— Я тогда ведь просил не только для своего оркестра. Везде положение было очень серьезное. Оказав помощь только одному оркестру, нельзя было спокойно думать о завтрашнем дне музыкальной культуры — надо было поддержать и консерватории, и театры. Я понимал, что за всех музыкантов страны просить нельзя, это неподъемно, но ведущие коллективы получили очень ощутимую прибавку. А сейчас — еще одну.
— Но сейчас грант увеличили только вашей филармонии.— Да.
— Коллеги будут обижаться.— Дело в том, что два театра — Кировский (Мариинский.- «Известия») и Большой — имеют огромные деньги. В театрах десятки цехов, поэтому им были выделены гранты во много крат больше. А когда лидер театра имеет право распоряжаться всеми заработанными деньгами — и это совершенно правильно, — оказывается, что работники театра получают в 2–3 раза больше, чем оркестранты. Я, когда просил президента, на это не рассчитывал. Думал, получится как при Сталине — он в свое время дал деньги пяти коллективам и точно распределил, чтобы все получали поровну. Сейчас же Большой и Кировский театры оказались в привилегированном положении по сравнению с оркестрами. Это было очень несправедливо.
— В Петербурге, допустим, кроме Мариинки и Заслуженного коллектива нет оркестров мирового класса. А в Москве есть Российский национальный оркестр и еще несколько достойных коллективов, которые остались с прежними деньгами.— Думаю, со временем и им помогут. Меня волнуют не только столичные, но и провинциальные оркестры. По сравнению с музыкантами из регионов москвичи находятся в очень приличном положении. Сейчас нельзя говорить: «Мой сосед получает немножко больше», надо думать о том, что делается за пределами Москвы и Петербурга. Где губернаторы интеллигентные, там они поддерживают местные коллективы. Но большинство губернаторов о музыке совсем не вспоминают. Оркестранты в этих регионах ведут унизительное, нищенское существование.
— Владимир Путин подарил вам издание эскизов Бетховена, подготовленное музыковедом Натаном Фишманом. Вы не знали эту книгу раньше?— Нет, не знал. Это замечательный подарок, но главный подарок — тот факт, что президент приехал к дирижеру на день рождения. Где бы я ни был после этого — в Англии, Америке, Японии — везде мне говорили: «У нас нет главы государства, который отправился бы на день рождения к деятелю культуры». Честное слово, я говорю не о себе. Мне, конечно, польстило. Но поступок сам по себе важнее.
Ярослав Тимофеевizvestia.ru