Виолончелист Андрей Спиридонов вспоминает, что во времена учебы он часто приезжал в Иваново с оркестром Московской консерватории. Приезжал по нескольку раз за сезон, считая это замечательной традицией, которая со временем, к сожалению, была забыта. Однако вот уже несколько лет контакты музыкантов Московской консерватории и ивановского слушателя возобновились, породив цикл «Вечеров инструментальной музыки» в «Классике», который бессменно курирует профессор Московской консерватории, известный пианист Михаил Никешичев.
На этот раз, 21 мая, вместе с ним приехали супруги Спиридоновы — Андрей (виолончель) и Маргарита (альт), а также молодое дарование, студент Московской консерватории Антон Лопатин. Все вместе они представляют ансамбль «Русский Моцартериум», который зрители «Классики» уже слышали ранее.
На вопрос, что нравится в Иванове, московские музыканты сходу отвечают – слушатели и зал. Ивановский слушатель, по их мнению, – в хорошем смысле провинциален, то есть обладает особым чутьем ко всему, что происходит в музыкальном классическом мире. А зал «Классика» – настоящий «маячок»: музыканты отмечают, что таких камерных залов не хватает даже в Москве.
У ансамбля «Русский Моцартериум» есть одна интересная особенность – состав коллектива напрямую зависит от программы выступления. «Мы считаем правильным отталкиваться не от личностей музыкантов, а от программы: авторов и их произведений», – рассказывает Андрей Спиридонов.
Те, кто не первый раз держит в руках программку выступления ансамбля, заметят одну закономерность. Всегда в концерте ансамбля заявлены и звучат В. Моцарт, чтобы оправдать название, и русская музыка, которая, по мнению музыкантов, является продолжением художественных идей, заложенных Моцартом. Среди русской музыки особое место занимает С. Танеев, без его произведений не обходится ни одна концертная программа, что подчеркивает принадлежность музыкантов к «Танеевскому музыкальному обществу», председателем которого является Михаил Никешичев.
Кроме того, искушенный слушатель мог насладиться и редко звучащими произведениями. Интересное произведение А. Вертовского «Вариации на две темы», в котором сначала звучит тема Моцарта, а потом она же звучит в инверсии, превращаясь при этом в русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный». Еще один сюрприз, а скорее, открытие для слушателей — соната Ильи Лизогуба, первая русская виолончельная соната, которая несет в себе отпечаток трагизма и чувство утраты идеалов. Илья Лизогуб, кстати, – композиторлюбитель и участник Бородинского сражения, получивший серебряную шпагу за свой подвиг. Михаил Никешичев назвал уникальным это произведение и посвятил его 200летию со дня Бородинского сражения, которое будет отмечаться в этом году. Также в концерте прозвучала вокальная музыка композитора Ю. Шапурина, к которой музыканты сделали транскрипцию для виолончели и фортепиано. «К сожалению, эта композиция тоже очень редко звучит. Мы хотели познакомить с ней слушателя», – сказал Андрей Спиридонов.
«Вечера инструментальной музыки» в «Классике» всегда очень наполнены, как музыкально, так и информационно, это обусловлено тем, что на сцене не просто музыканты, а педагоги. На вопрос, что из двух ипостасей нравится больше, консерваторцы отвечают: «Это «сообщающиеся сосуды». Своего рода лаборатория, когда есть возможность анализировать собственные интерпретации».
И. Хачатрян