Застывшие слезы Михаила Плетнева

Добавлено 12 сентября 2016 muzkarta

Михаил Плетнёв (дирижер, фортепиано), Московская академическая филармония

Пианист открыл Большой фестиваль Российского национального оркестра

Публика музыкантов не отпускала, требовала на поклоны снова и снова. Фото Ирины Шымчак предоставлено пресс-службой оркестра
Восьмой Большой фестиваль Российского национального оркестра открылся двумя концертами Михаила Плетнева. Впервые за долгие годы пианист выступил в ансамбле с вокалистом, а на следующий день дал сольный концерт. Со стороны Плетнева, чьи концерты порой проходят инкогнито, это проявление удивительной щедрости. Музыкант дебютировал в Филармонии-2 в Олимпийской деревне, новом концертном зале Московской филармонии, соорганизаторе фестиваля.

Баритон Штефан Генц периодически появляется в России, пел он в проектах РНО, на «Декабрьских вечерах», даже в Большом театре. Ученик знаменитого Дитриха Фишера-Дискау, он представил в Москве сочинение, знаковое для любого певца, особенно посвятившего себя не столько опере, сколько камерной музыке (а Генц — отменный камерный певец), вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». В прошлом году вышла запись этого сочинения с пианистом Мишелем Дальберто.

Так сложилось, что Плетнева, если он играет на рояле, слушатели воспринимают как ведущего: оркестр (камерные ансамбли он не играл) и дирижер всегда находились в некой ситуации аккомпанемента. Этот случай — другое дело; пусть в чем-то Плетнев и задавал условия, но все же исполнители существовали на равных. Почти весь цикл (а это более полутора часов музыки) они исполняют на разных градациях пианиссимо, переходя от двух пиано к трем (немыслимо!) медленно, прочувствовав каждую интонацию, каждое слово. 24 песни в их интерпретации — никакой, конечно, не путь; липа, почта, деревня, весна — всё призраки, всё лишь дыхание прошлого. «Зимний путь» Плетнева и Генца — застывшие слезы, пользуясь названием одной из частей, или другой — оцепенение; это последний, исполненный страдания, миг, последний вздох и смерть.

С Шубертом в некоторой степени корреспондировала Баллада Грига, которая прозвучала уже на следующий день. Полное ее название — Баллада в форме вариаций на норвежскую народную тему. Тема суровой, под стать окружающей природе песни норвежских моряков пропитана у Грига болью утраты (написана после смерти родителей), у Плетнева и вовсе превращается в пассакалию. Утешение лишь в Моцарте, его бездонном, безграничном мире, где свет (соната ре мажор) и тьма (соната до минор) соединяются и растворяются в высказывании (хроматическая каденция из сонаты фа мажор), в котором вдруг отчетливо слышно великое прошлое (Бах) и, возможно, великое будущее.

Собственно двумя концертами Михаила Плетнева любопытные программы фестиваля не ограничиваются. Уже в среду знаменитый россиниевед Альберто Дзедда представит очередной опус объекта исследования всей своей творческой жизни: в Концертном зале имени Чайковского прозвучит опера Россини «Эрмиона». Ораторию Гайдна «Сотворение мира» оркестр исполнит под управлением Плетнева, с именитыми солистами (18 сентября), неожиданный формат «музыка в 3D» будет предложен публике 23 сентября, а вот кульминацией фестиваля станет закрытие, где под управлением Михаила Плетнева в концертном исполнении прозвучит опера Чайковского «Иоланта» (26 сентября).

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры «Независимой газеты»


www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору