Завершилась конференция «"И дышат почва и судьба…» К 100-летию со дня рождения Г. В. Свиридова"

Добавлено 30 декабря 2015 muzkarta

Гильдия музыковедов России, Зеркальный зал Института искусствознания

В Государственном институте искусствознания завершилась международная научная межотраслевая конференция «„И дышат почва и судьба…“ Жизнь и творчество Г. В. Свиридова в контексте русской и мировой культуры. К 100-летию со дня рождения композитора», которая была организована и проведена в рамках мероприятий Министерства культуры РФ, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения Г. В. Свиридова.

Организаторами конференции явились Министерство культуры РФ, Государственный институт искусствознания, Центр по изучению творческого наследия Г. В. Свиридова (Свиридовский институт), Санкт-Петербургский государственный университет, Лондонский университет, Центр русской музыки — Гольдсмит колледж.

В конференции приняли участие 32 докладчика, в том числе 5 зарубежных исследователей (В. Морозан — издательство «Musica Russica», США, С. Кэмпбелл — Университет г. Глазго, Р. Джиллис — Университет г. Манчестер, Т. Вилсон — Лондонский университет, В. Скуратовский — Днепропетровская консерватория) и 27 российских ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Красноярска, Екатеринбурга, Бердска.

Конференция проходила в течение трех дней с 16 по 18 декабря 2015 г. в залах Государственного института искусствознания. В ее работе приняли участие крупнейшие отечественные ученые из Государственного института искусствознания, Московской государственной консерватории, Российской Академии художеств, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской Академии музыки имени Гнесиных, Уральской государственной консерватории, Красноярской государственной академии музыки и театра, ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, Курского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курского музыкального колледжа им. Г. В. Свиридова, ГБОУДОД ДМШ им. Г. В. Свиридова (г. Москва).

Открытие научного симпозиума было приурочено ко дню рождения Г. В. Свиридова — 16 декабря, которое отмечалось поминальной литией на могиле композитора на Новодевичьем кладбище. Конференция началась приветственным словом директора ГИИ Н. В. Сиповской.

Мемориальная часть юбилейной конференции продолжилась за Круглым столом с участием деятелей отечественной культуры, близко знавших и творчески общавшихся с Г. В. Свиридовым. С воспоминаниями о композиторе выступили искусствовед А. А. Золотов, поэт В. А. Костров, композитор А. Б. Вульфов, музыковед Е. М. Левашев.

Научная часть началась с нескольких основополагающих докладов и лекций, проблематику которых можно обозначить как «Жизнь творческого наследия Г. В. Свиридова и современные задачи изучения и пропаганды его творчества». Выступление А. Б. Вульфова «Георгий Свиридов: итоги творчества в контексте европейской музыкальной культуры», лекции Е. М. Левашева «Г. В. Свиридов и задачи современной музыкологии» и В. Морозана «Хоровая музыка Г. В. Свиридова в США и других странах Запада» обозначили несколько кардинальных проблем и направлений исследований.

В докладе А. Б. Вульфова был отчетливо сформулирован один из главных тезисов научного симпозиума, что «100-летие композитора и мыслителя Г. В. Свиридова требует осознать значение его миссии в истории России, постигнуть роль и особенности его наследия в развитии культуры нашей страны и всего мира».

В лекции Е. М. Левашева среди нескольких направлений перспективных исследований (по тематике истории русской музыки последнего периода, контекстуальной связи свиридовского наследия с яркими произведениями зарубежных авторов, новаторских подходов Г. В. Свиридова к проблемам музыкальной формы и гармонии) особое внимание было обращено на кардинально важные для этого композитора моменты. К ним следует отнести: яркое выявление национального начала (как творческое противодействие этнической обезличенности), тенденция доступности музыкального языка широким кругам слушателей, глубинная связь музыки с поэзией, необходимость разработки новых методов аналитического исследования музыкального материала (как например, методология кластерного анализа, о чем Е. М. Левашеву говорил сам Г. В. Свиридов).

Лекция исследователя и издателя русской музыки В. Морозана (издательство «Musica Russica», г. Сан-Диего, США) представила отечественной публике тот срез фактологических материалов, который неизвестен в России, даже несмотря на развитие интернет-публикаций. Так, в частности, выступающий отметил, что «начало знакомства западных музыкантов с музыкой Г. В. Свиридова можно отнести к августу 1988 г., когда к Тысячелетию крещения Руси в окрестностях Нью-Йорка были проведены научная конференция и хоровой фестиваль (главный дирижер — В. Н. Минин). Ряд американских хоровых дирижеров, впервые ознакомившись на этом фестивале с циклом „Три хора к трагедии А. К. Толстого Царь Федор Иоаннович“, стали включать его в свои концертные программы и в записи компакт-дисков. Одна из записей, в исполнении хора „Gloriae Dei Cantores“, привлекла внимание режиссеров в Голливуде, в результате чего в 1990-е годы музыка Свиридова прозвучала в двух популярных фильмах. С тех пор интерес к исполнению хоров Свиридова на Западе растет с каждым годом, в том числе благодаря публикациям нотного издательства „Musica Russica“ в г. Сан-Диего (США). Например, произведения Свиридова прозвучали в исполнении техасского хора „Conspirare“ на диске „Sacred Spirit of Russia“ [Священный дух России], удостоенном премии Грэмми в категории „наилучшее хоровое исполнение“ в 2014 г.».

В первый день симпозиума также были прочитаны доклады: C. Кэмпбелл (Университет г. Глазго, Шотландия). «Стихи Роберта Бернса, положенные на музыку Г. В. Свиридовым: Сказка о Шотландии?»; В. И. Скуратовский (Днепропетровская консерватория, Украина). «Георгий Свиридов: монолог от третьего лица».

Второй день конференции был посвящен обсуждению широкого круга проблем, касающихся истории взаимоотношений между Г. В. Свиридовым и Д. Д. Шостаковичем, вопросам сохранности творческого архива композитора, философско-религиозным основаниям его творчества, исполнительскому анализу хоровых сочинений композитора. Были прочитаны следующие доклады и лекции: А. С. Белоненко. «Д. Д. Шостакович и Г. В. Свиридов. К истории взаимоотношений», Т. Ю. Масловская. «Г. В. Свиридов: сакральное и мирское», Р. Джиллис. «Russia Cast Adrift: Georgy Sviridov and the Soviet Betrayal of Rus’», Ю. М. Опарина. «Воплощение музыкальности поэзии А. Блока в творчестве Г. Свиридова (на примере кантаты „Ночные облака“ и романсов)», Н. П. Хондзинский. «Г. Свиридов: „Лапотный мужик“. Рождение музыки из трагедии эпохи», Е. И. Чигарева. «Синтез музыки и Слова в „Песнопениях и молитвах“ Георгия Свиридова», Ю. В. Терехова. «Творческое наследие Г. В. Свиридова в его музыкальном и литературном архиве: задачи и перспективы изучения, находки и утраты», Л. А. Серебрякова. «О духовной символике в музыке Г. В. Свиридова», М. М. Лучкина. «Судьба Героя в метатексте творчества Георгия Свиридова», М. Э. Емельянова. «Симфония для струнного оркестра Г. В. Свиридова: поиск творческого пути», А. И. Васильченко. «Вокальный цикл Г. В. Свиридова на стихи М. Ю. Лермонтова».

Лекция Заслуженного деятеля искусств России, директора Свиридовского института, доцента Института истории СПбГУ А. С. Белоненко была посвящена большой и важной теме истории взаимоотношений двух крупнейших творческих фигур XX века — Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова.

Основные положения доклада были представлены на фоне широкой исторической панорамы музыкально-общественной жизни СССР. Докладчик особо отметил, что «отношения друг с другом следует рассматривать с точки зрения не сугубо истории музыкальной культуры, но гораздо шире, в контексте истории русской культуры, истории нашей духовной жизни. Основой для доклада послужили многочисленная литература о Шостаковиче, печатные статьи, доклады и выступления Шостаковича и Свиридова, архивные документы и документы из Личного архива Г. В. Свиридова, мои личные воспоминания о наших беседах с Георгием Васильевичем».

Доклад Санкт-Петербургского музыковеда и композитора М. Э. Емельяновой был посвящен одному из малоизвестных сочинений Г. В. Свиридова — Симфонии для струнного оркестра, «ставшей этапным сочинением на пути творческого становления композитора. История создания Симфонии представлена в контексте развития советской музыкальной культуры 1930-х годов. В центре доклада — обзор дискуссии, развернувшейся вокруг симфонии в 1941 г. на Пленуме оргкомитета Союза советских композиторов, посвященном проблемам советского симфонизма».

Доклад «Судьба Героя в метатексте творчества Георгия Свиридова» кандидата искусствоведения, проректора по научной работе Красноярской Академии музыки и театра М. М. Лучкиной обобщил ценные наблюдения о творческом процессе композитора, о сквозной для него тематике, связанной с художественно-музыкальным образом России. Докладчик отметила, что «мир музыкальных произведений Г. В. Свиридова воспринимается как метатекст, центральным образным стержнем которого является образ России, запечатленный как в его реальной исторической конкретике, так и сквозь призму национальных архетипов».

Третий день открылся докладом Е. М. Левашева «Новые области рассмотрения источниковедческих материалов: аудиозаписи авторских исполнений и материалы документальных фильмов о Г. В. Свиридове», где центральным смысловым положением стал тезис о расширении и уточнении методов определения достоверности тех или иных исторических источников.

Отметим также наиболее запомнившиеся выступления, открывающие новую страницу в изучении наследия композитора. Музыковед, соискатель Государственного института искусствознания В. А. Александрова посвятила свои изыскания весьма перспективной тематике «Г. В. Свиридов как пианист-исполнитель», так как деятельность композитора в этом ракурсе никогда еще не становилась предметом изучения. В то время как «Свиридов был действительно крупным пианистом своего времени, а не просто композитором, исполнявшим свои произведения».

Выступление доктора искусствоведения, профессора Курского государственного университета М. Л. Космовской, посвященное как научной методике, так и издательской практике подготовки дневников русских музыкантов, в первую очередь Н. Ф. Финдейзена, отразило более общую художественно-этическую проблематику публикации литературного наследия. Её же доклад на тему «Музыка и личность Г. В. Свиридова в восприятии современными школьниками (по итогам конкурса-фестиваля „Наш Свиридов“, Курск 2014–2015 учебный год)» наглядно продемонстрировал широкую и активную пропаганду наследия композитора среди учащихся музыкальных и общеобразовательных школ не только Курска, но и других городов России.

Совместный доклад «Научно-организационная и художественно-просветительская деятельность Г. В. Свиридова» старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания Н. И. Тетериной и доктора искусствоведения, профессора, главного научного сотрудника Государственного института искусствознания Е. М. Левашева был суммирующим, подводящим итог деятельности композитора, которая оказала прямое влияние на развитие нескольких групп гуманитарных наук: методологию хорового исполнительства, медиевистику, этномузыкознание, палеографию, историю церковно-певческого искусства, фольклористику и лингвистику. Г. В. Свиридов входил в редколлегию серии «Памятники русского музыкального искусства», участвовал в работе над Предварительным томом «Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в 32-х томах», где помещена специально написанная им вступительная статья «О Мусоргском», публично выступал со сцены Большого театра (21 марта 1989 г.) в день юбилейных торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения М. П. Мусоргского. По инициативе Г. В. Свиридова и поддержавшего его Т. Н. Хренникова было осуществлено издание нотного и литературного текста реконструированной Е. М. Левашевым музыки к пьесе рубежа XVII–XVIII столетий «Рождественская драма, или Комедия на Рождество Христово» Димитрия митрополита Ростовского (М.: Советский композитор, 1989).

Помимо обсуждений заслушанных лекций и докладов, заинтересованные участники конференции могли ознакомиться с материалами сообщений, авторы которых не смогли приехать в Москву, но прислали свои тексты (порой далеко выходящие по объему за временные рамки устного прочтения).

Закрытие конференции сопровождалось концертом, в котором прозвучали вокальные сочинения Г. В. Свиридова в исполнении фортепианного дуэта В.В. и С. В. Аптекарь-Айнагуловых (ф-но) с участием певицы, солистки Москонцерта Ларисы Лазаревой (меццо-сопрано).

К открытию конференции был выпущен буклет объемом 58 страниц.

В буклет были включены специально написанные статьи, тезисы наиболее важных докладов, а также впервые публикуемые иллюстративные материалы, любезно предоставленные А. С. Белоненко.

Статьи: А. Вульфов. Георгий Свиридов: итоги творчества в контексте европейской музыкальной культуры; М. Аркадьев. Лирическая вселенная Георгия Свиридова; В. Александрова. Влияние личности П. Б. Рязанова на творческое становление молодого Г. В. Свиридова; В. Александрова. М. А. Юдин — первый педагог Г. В. Свиридова по композиции. Штрихи к портрету; А. Бирюков. Певческие традиции фатежан.

Тезисы докладов: В. Морозан. Исполнение хоровых произведений Г. В. Свиридова в Северной Америке и в Западной Европе; S. Campbell. Sviridov’s settings of poems by Robert Burns: a fairy-tale about Scotland?; А. Белоненко. Д. Д. Шостакович и Г. В. Свиридов. К истории взаимоотношений; R. Gillies. Russia Cast Adrift: Georgy Sviridov and the Soviet Betrayal of Rus’; T. Wilson. Georgy Sviridov’s Music as Quotation within the Work of Nikolai Korndorf: a Hermeneutic Investigation; Е. Чигарева. Синтез музыки и Слова в «Песнопениях и молитвах» Георгия Свиридова; Ю. Опарина. Воплощение музыкальности поэзии А. Блока в творчестве Г. Свиридова (на примере кантаты «Ночные облака» и романсов); М. Лучкина. Судьба Героя в метатексте творчества Георгия Свиридова; М. Емельянова. Симфония для струнного оркестра Г. В. Свиридова: поиск творческого пути; Н. Тетерина, Е. Левашев. Научно-организационная и художественно-просветительская деятельность Г. В. Свиридова; С. Зверева. К вопросу о едином пространстве русской музыкальной культуры в 1920-е годы: на примерах из истории хоровой музыки — советской и «эмигрантской».

sias.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору