Завершился XIX фестиваль камерной музыки «Возвращение»

Добавлено 14 января 2016 muzkarta

Максим Рысанов (альт), Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Малый зал Московской консерватории, Владислав Лаврик (труба, дирижер), Яков Кацнельсон (фортепиано), Андрей Гугнин (фортепиано)

Вот уже второй год «Возвращение» собирает деньги на свои расходы — а их не избежать, хотя все участники по традиции выступают без гонораров — через краудфандинг.

К ветеранам Максиму Рысанову и Кристине Блаумане присоединился дебютант фестиваля — контрабасист Михаил Шевнин. Е. Разумный / Ведомости
В этом году список меценатов, которых благодарят организаторы фестиваля, открывается именем патриарха русской музыки, давно живущего в Голландии, — дирижера Льва Маркиза, поддержавшего младших коллег трудовым гульденом. Этот жест стал лишним символом связи поколений — очевидно, что сегодня участники «Возвращения» делают ровно то, чем занимались в 60-70-е Лев Маркиз и его сподвижники, — расширяют наши представления о музыке, год за годом разбирая кладовую искусств.

При жизни Бетховена Септет был самым популярным его сочинением. Е. Разумный / Ведомости
За девятнадцатилетнюю историю фестиваля еще ни одно сочинение не было исполнено по второму разу, а новый репертуар складывается в программы, каждая из которых имеет концептуальную тему, подчас заковыристо решенную.

Андрей Гугнин — счастливое приобретение фестиваля «Возвращение». Е. Разумный / Ведомости
Вроде бы нехитрое название концерта «Вариации» объединило оные, написанные Моцартом на тему Дюпора, Паганини на тему Моцарта и Йозефом Горовицем (современный британский композитор старшего поколения) на тему Паганини. А также — вариации Бетховена на тему Генделя, Сен-Санса на тему Бетховена и Гезы Фрида (голландский венгр ХХ века) на тему Сен-Санса.

Е. Разумный / Ведомости. Ася Соршнева, Кристина Блаумане, новобранец Андрей Гугнин и Тимур Якубов
Другая программа называлась Alla zingarese и включала в себя опусы Гайдна, Листа, Дворжака, Брамса и Марио Кастельнуово-Тедеско, содержащие цыганский контент.

Е. Разумный / Ведомости. Тимур Якубов — один из главных альтов «Возвращения»
Из фестивального буклета, тексты которого, как всегда, написаны или подобраны Татьяной Давыдовой, выясняется, что творческое сотрудничество не всегда идет рука об руку с почтительными отношениями между творцами. Так, Моцарт, написавший вариации на тему француза Дюпора, служившего при прусском дворе, услышав просьбу последнего говорить с ним по-французски, ответил: «Французский болван, кто годы проводит на немецких землях и жрет немецкий хлеб, должен бы и изъясняться по-немецки или говорить на немецком настолько хорошо или плохо, насколько для этого созрела его французская морда».

Е. Разумный / Ведомости. Максим Рысанов — один из главных альтов «Возвращения»
В программе «Шуберт» звучали Вариации на тему Шуберта Денисова, Септет Бетховена, в подражание которому Шуберт написал Октет, оммажи Шуберту, созданные Джоном Харбисоном (США) и Сергеем Ахуновым (Россия), но сам Шуберт был представлен только транскрипцией своих четырехручных маршей, сделанной французом ХХ века Жаном Франсе. В этой программе блистали мастерством и чувством ансамбля Яков Кацнельсон, Максим Рысанов, Ася Соршнева и другие постоянные участники фестиваля. Концепцию программы слегка подмочили случайным образом выбранные песни Шумана, Брамса и Вольфа, никак с Шубертом не связанные, — хотя Юлия Корпачева спела их одухотворенно и поэтично. Да и в реальности не все вышло так гладко, как на бумаге: едва ли Жан Франсе выбрал для транскрипции удачный состав — ансамбль деревянных духовых, как бы прекрасно он, ведомый дирижером Владиславом Лавриком, ни справился с исполнением.

Е. Разумный / Ведомости. Голос «Возвращения» — Юлия Корпачева
Постоянные участники во главе с основателями «Возвращения» Романом Минцем и Дмитрием Булгаковым были на высоте (заключительные такты «Музыки за стеной» Пелециса, в которых облажались три подряд струнника, можно считать казусом). Один из ветеранов фестиваля более чем удачно проявил себя в новом качестве: в завершение «Концерта по заявкам» Симфониетта Бриттена прозвучала в исполнении фестивального ансамбля, которым продирижировал альтист Максим Рысанов: это был тот случай, когда воля дирижера сплачивает исполнителей в общем понимании музыки.

Е. Разумный / Ведомости. Яков Кацнельсон и Юлия Корпачева — идеальные ансамбли редко, но бывают
К событиям нового года можно отнести и зачисление в компанию новых членов. В их числе — пианист Андрей Гугнин, которого знатоки хотели прошлым летом видеть в финале, а то и на пьедестале Конкурса Чайковского. Фраза «В фестивале „Возвращение“ участвует впервые» значится теперь и в биографии Владислава Песина — универсального скрипача, равно владеющего стилями от барокко до множества вариантов современного письма.

Е. Разумный / Ведомости. Духовой ансамбль фестиваля под управлением Владислава Лаврика
К сожалению, фестиваль более не проводит композиторского конкурса и не заказывает новых сочинений — зато звучат те из недавно созданных, что не канули в небытие после мировой премьеры. «Лесной царь» Сергея Ахунова, написанный в расчете на блеск альтовой техники все того же Рысанова, обошелся без цитат из Шуберта, а явился новым музыкальным прочтением баллады Гете в эффектном, ритмически заостренном стиле. Конь у Ахунова мчался, пожалуй, даже резвее, чем у Шуберта, — а вот сладких речей Лесного царя за его бегом услышать не удалось. «Шмоцарт» Бориса Филановского оказался крепким, хотя и чересчур аффектированным опытом деконструкции классика.

Е. Разумный / Ведомости. Алексей Саркисов и Екатерина Апекишева
Приятно, что, находясь в зрелом возрасте, участники фестиваля не теряют младенческого куража. Так, в биографии одного из них написано, что он участвовал в фестивале «Владимир Спиваков заправляет…» (шубу в трусы? майонезом салат?), о другом сказано, что он играет «на истерических разновидностях басовых струнных инструментов». А список тех, кому фестиваль выносит благодарность, открываясь директором филармонии Алексеем Шалашовым, закрывается некоей Октябриной Зирышохтер. Будем знать, кто стоит за лучшими мастерами камерного жанра.

Е. Разумный / Ведомости. Новый участник фестиваля — Елизавета Вилковыская, контрафагот

Е. Разумный / Ведомости. Кристина Блаумане — звезда фестиваля с первых лет его существования

Е. Разумный / Ведомости. Станислав Давыдов (валторна) и Ярослав Кострыкин (фагот)

Е. Разумный / Ведомости. Новый участник фестиваля — Михаил Шевнин (контрабас)

Е. Разумный / Ведомости. Мастер старшего поколения Валерий Попов (фагот, справа) участвует в фестивале наравне с молодежью
Петр Поспелов
www.vedomosti.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору