Жемчуг по бархату

Добавлено 10 октября 2013 muzkarta

Зал Тверской филармонии, Тверская филармония, Валерий Кулешов (фортепиано)

«Эффект Кулешова» на мировой исполнительской сцене создают его концертные программы со знаменитыми фортепианными транскрипциями шедевров мировой классической музыки. Чьи только произведения не играл этот замечательный музыкант! В его репертуаре Ференц Лист и Владимир Горовиц, Михаил Плетнев и Игорь Худолей, молодой бельгийский пианист Флориан Ноак и недавно скончавшийся американец Эрл Уайлд… Одним словом, Валерий Кулешов – виртуоз чистейшей алмазной пробы.

Эффект неожиданности на концерте случился сразу: оказалось, что пианист почти полностью изменил программу концерта. Вместо обещанных ранее Сен­Санса и Листа в концерте звучали И.С. Бах и Шопен; первое отделение заключила симфоническая фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», сыгранная в фортепианной транскрипции Ф. Ноака. Некоторое недоумение, воцарившееся в зале после объявления новой программы, совершенно рассеялось после исполнения шопеновских Экспромта и Баллады № 1. Невероятно легкие и подвижные пальцы пианиста словно рассыпали «жемчуг по бархату» — в таких выражениях в свое время Михаил Глинка характеризовал фортепианную манеру ирландца Джона Фильда. А октавная техника Кулешова, казалось, вообще не имеет себе равных среди пианистов его поколения.

Тем не менее некоторое недоверчивое ожидание в зале все еще чувствовалось. Однако фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского была исполнена потрясающе! Мощное оркестровое сочинение, в котором разворачивается глобальное сражение любви и ненависти, в котором гибнут счастье и красота, было исполнено с такой силой и страстью, что развеяло всякое сомнение в необходимости его фортепианной транскрипции. Казалось, закроешь глаза – и звучит оркестр во всем богатстве его тембровых красок; откроешь – на сцене сидит только один музыкант.

Во втором отделении прозвучал Двойной клавирный концерт Моцарта ми­бемоль мажор, написанный в Зальцбурге после возвращения композитора из Парижа. Биограф композитора Аберт замечает, что Вольфганг Моцарт сочинил его для себя и своей сестры Анны Марии (в семейном кругу ее звали Наннерль, и она была на пять лет старше брата). Однако в музыке младший брат Вольферль чувствовал себя старшим по отношению к своей сестре – и это было хорошо слышно в диалогах обоих солистов – Валерия Кулешова и Ольги Орловой. В первой части преобладал дух озорного соревнования, которое исполнители продемонстрировали в полном блеске, сидя за роялями напротив друг друга.

В медленной, второй части оба солиста дружно приходили к спокойному и умиротворенному соглашению. В финале же музыкальные «проказы» возвращались, и на сей раз «брат и сестра» проделывали их вполне синхронно и изящно. В немалой степени им помогал в этом камерный оркестр, усиленный небольшой группой духовых инструментов.

Тверские слушатели, среди которых собралось немало давних и верных поклонников Валерия Кулешова, устроили ему долгую и бурную овацию, после которой музыканты вновь исполнили вторую и третью части концерта.

И еще одно важное замечание: благодаря недавно налаженной работе филармонической студии звукозаписи теперь можно слушать концерты в Интернете в прямой трансляции. Пусть это соображение немного утешит тех любителей классической музыки, которые по разным причинам не смогут попасть на живой концерт.

Татьяна НЕКРАСОВА, студентка Тверского музыкального колледжа имени М.П. Мусоргского
Фото: Вячеслав Старостенко

http://www.tverlife.ru/news/71434.html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Nadin Тверь, 10 ноября 2013:

    Прямые трансляции концертов Тверской филармонии
    tverfilarmonic.ru

  2. миелофон) планета учкудук), 10 октября 2013:

    дайте ссылку на трансляции плз, если можно!

    • muzkarta, 10 октября 2013:

      :) хм, давайте попробуем собрать список ссылок на трансляции залов: muzk.info

    • опять миелофон), 11 октября 2013:

      музкарта, респект

    • muzkarta, 11 октября 2013:

      Да ладно вам... Ссылок получилось мало. Но мы будем держать руку на пульсе :).

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору