«Эффект Кулешова» на мировой исполнительской сцене создают его концертные программы со знаменитыми фортепианными транскрипциями шедевров мировой классической музыки. Чьи только произведения не играл этот замечательный музыкант! В его репертуаре Ференц Лист и Владимир Горовиц, Михаил Плетнев и Игорь Худолей, молодой бельгийский пианист Флориан Ноак и недавно скончавшийся американец Эрл Уайлд… Одним словом, Валерий Кулешов – виртуоз чистейшей алмазной пробы.
Эффект неожиданности на концерте случился сразу: оказалось, что пианист почти полностью изменил программу концерта. Вместо обещанных ранее СенСанса и Листа в концерте звучали И.С. Бах и Шопен; первое отделение заключила симфоническая фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», сыгранная в фортепианной транскрипции Ф. Ноака. Некоторое недоумение, воцарившееся в зале после объявления новой программы, совершенно рассеялось после исполнения шопеновских Экспромта и Баллады № 1. Невероятно легкие и подвижные пальцы пианиста словно рассыпали «жемчуг по бархату» — в таких выражениях в свое время Михаил Глинка характеризовал фортепианную манеру ирландца Джона Фильда. А октавная техника Кулешова, казалось, вообще не имеет себе равных среди пианистов его поколения.
Тем не менее некоторое недоверчивое ожидание в зале все еще чувствовалось. Однако фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского была исполнена потрясающе! Мощное оркестровое сочинение, в котором разворачивается глобальное сражение любви и ненависти, в котором гибнут счастье и красота, было исполнено с такой силой и страстью, что развеяло всякое сомнение в необходимости его фортепианной транскрипции. Казалось, закроешь глаза – и звучит оркестр во всем богатстве его тембровых красок; откроешь – на сцене сидит только один музыкант.
Во втором отделении прозвучал Двойной клавирный концерт Моцарта мибемоль мажор, написанный в Зальцбурге после возвращения композитора из Парижа. Биограф композитора Аберт замечает, что Вольфганг Моцарт сочинил его для себя и своей сестры Анны Марии (в семейном кругу ее звали Наннерль, и она была на пять лет старше брата). Однако в музыке младший брат Вольферль чувствовал себя старшим по отношению к своей сестре – и это было хорошо слышно в диалогах обоих солистов – Валерия Кулешова и Ольги Орловой. В первой части преобладал дух озорного соревнования, которое исполнители продемонстрировали в полном блеске, сидя за роялями напротив друг друга.
В медленной, второй части оба солиста дружно приходили к спокойному и умиротворенному соглашению. В финале же музыкальные «проказы» возвращались, и на сей раз «брат и сестра» проделывали их вполне синхронно и изящно. В немалой степени им помогал в этом камерный оркестр, усиленный небольшой группой духовых инструментов.
Тверские слушатели, среди которых собралось немало давних и верных поклонников Валерия Кулешова, устроили ему долгую и бурную овацию, после которой музыканты вновь исполнили вторую и третью части концерта.
И еще одно важное замечание: благодаря недавно налаженной работе филармонической студии звукозаписи теперь можно слушать концерты в Интернете в прямой трансляции. Пусть это соображение немного утешит тех любителей классической музыки, которые по разным причинам не смогут попасть на живой концерт.
Татьяна НЕКРАСОВА, студентка Тверского музыкального колледжа имени М.П. МусоргскогоФото: Вячеслав Старостенко
http://www.tverlife.ru/news/71434.html
Комментарии
Nadin Тверь, 10 ноября 2013:
Прямые трансляции концертов Тверской филармонии
tverfilarmonic.ru
миелофон) планета учкудук), 10 октября 2013:
дайте ссылку на трансляции плз, если можно!
muzkarta, 10 октября 2013:
:) хм, давайте попробуем собрать список ссылок на трансляции залов: muzk.info
опять миелофон), 11 октября 2013:
музкарта, респект
muzkarta, 11 октября 2013:
Да ладно вам... Ссылок получилось мало. Но мы будем держать руку на пульсе :).