
Конкурс проходил в два этапа. Экспертная комиссия сформировала шорт-лист, а далее жюри, куда вошли известные российские композиторы и музыковеды — Сергей Слонимский (председатель), Алексей Рыбников, Александр Чайковский, Всеволод Задерацкий, Рауф Фархадов, Рашид Калимуллин, — уже отобрало победителей.
Комментируя итоги, член экспертной комиссии, шеф-редактор издательства «Композитор», критик и композитор Петр Поспелов отметил, что «побывав членом отборочного жюри, я просмотрел около 150 партитур. Впечатления разные. Некоторый процент составили сочинения дилетантов, в которых доминанта не сходится с тоникой, и порой даже неграмотно набранные на компьютере. И это написал член Союза композиторов?
Но есть и хороший „улов“, причем в разных жанрах и направлениях. Для меня в композиторском искусстве важен талант и профессионализм, но главным образом креатив — когда композитор мыслит не звуками, а системой ассоциаций и общекультурных кодов, наводит парадоксальные мосты с территориями искусства. Моих фаворитов в конкурсе оказалось два.
Один написал отличный „музон“ на стихи Гете „Маргарита за прялкой“ в стиле „Воццека“, тем самым совершил апгрейд XIX века до XX-го, но не до XXI-го, то есть проявил виртуозное чувство меры. Но он не прошел в призеры. Другой — для квартета саксофонов и владимирского рожка. Тут сошлись пижонский в прошлом веке стиль ECM и русская лесная дикость. Забавно то, что саксофоны академично записаны в строях in Es и in B, в то время как владимирский рожок нотирован в до мажоре, а реально звучит на полтона ниже. Таким образом сочетаются современная практика и низкий строй (415) времен Баха, только услышанный во владимирских лесах. Такое произведение укладывает три века в семь минут и будит множество мыслей. Когда оно вошло в список победителей и конверты с девизами были вскрыты, я узнал, кто композитор — Марина Шмотова, давно известный мне автор, написавший еще одно прекрасное произведение.
Половину победивших композиторов я знал раньше, а другую половину — нет. Среди приятных открытий — екатеринбургский композитор Андрей Бызов, занявший призовые места в трех номинациях. Может быть, он умеет творить волшебство по заказу. Такие люди нужны будущему российской музыки».
Жюри выбирало финалистов в четырех номинациях и определяло имена лауреатов на условиях анонимности — участники представляли свои произведения под девизом. Отметим, что в номинации «Сольное инструментальное сочинение» разрыв между победителем и остальными лауреатами был настолько велик, что второе место решили не присуждать. Напротив, в номинации «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» явного лидера не выявили, и первое место осталось вакантным.
Номинация «Сольное инструментальное сочинение» (II премия не присуждена)
Лауреат I степени —
Карина Барас (Нижний Новгород)
«Афоризмы» для фортепиано
Лауреат III степени —
Игорь Друх (Санкт-Петербург)
«Psalm» для кларнета
Лауреат III степени —
Елена Анисимова (Казань)
«Tuba-boom» для тубы
Специальный приз —
Андрей Бызов (Екатеринбург)
«Детям до 16», детский альбом для фортепиано
Номинация «Сочинение для камерного ансамбля»Лауреат I степени —
Игорь Друх (Санкт-Петербург)
«Хамелеон», театральная сценка для камерного ансамбля
Лауреат II степени —
Эльмир Низамов (Казань)
«DIXI» для квартета саксофонов, фортепиано и ударных
Лауреат III степени —
Андрей Бызов (Екатеринбург)
«Камерная сюита» для мандолины и виолончели
Номинация «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» (I премия не присуждена)
Лауреат II степени —
Сергей Зятьков (Сургут)
«Pontica poetica» (
«Дух грузинской поэзии») для сопрано, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано
Лауреат III степени —
Глеб Никулин (Новосибирск)
«Песни», вокальный цикл на стихи М. Метерлинка для сопрано и фортепиано
Лауреат III степени —
Екатерина Карпенко (Калуга)
«Плач у подножья заката…» для меццо-сопрано и камерного ансамбля
Номинация «Сочинение с участием этнических инструментов»Лауреат I степени —
Алла Виноградова (Самара)
Пьеса для трех этнических флейт и фортепианоЛауреат I степени —
Андрей Бызов (Екатеринбург)
Соната для балалайки и фортепиано Лауреат II степени —
Марина Шмотова (Москва)
«Голоса» для квартета саксофонов и басового владимирского рожка
Лауреат III степени —
Денис Тулузаков (Ярославль)
«Авгурии» для белорусских цимбал и фортепиано
Конкурс «Avanti» проводит Всероссийская общественная организация «Союз композиторов России» при поддержке «Фонда президентских грантов», Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз», АО «Фирма Мелодия» и ООО «Издательство „Композитор“». Сочинения лауреатов конкурса будут опубликованы Издательством «Композитор», заключительный концерт, который состоится 30 сентября в Малом зале МГК имени П. И. Чайковского, будет записан «Фирмой Мелодия» с последующей международной дистрибуцией, что поможет привлечь внимание к современной академической музыке. Кроме того, лауреаты конкурса награждаются дипломами и денежными премиями.
mz.kmpztr.ru/zhyuri-…urs/