Фото: tchaikovskycompetition.com
Сегодня у пианистов в Большом зале консерватории начинаются прослушивания третьего тура. Участники финала будут исполнять фортепианные концерты с Госоркестром им. Е. Ф. Светланова (дирижер Алексей Богорад). Сергей Редькин и Джордж Ли (США) исполнят Первый си-бемоль минорный концерт Петра Чайковского, а также Второй и Третий фортепианные концерты Сергея Прокофьева. А накануне члены жюри фортепианной номинации прокомментировали свои решения для «Российской газеты».
Борис Березовский, пианист, лауреат IX Конкурса Чайковского:
— Я не один принимал окончательное решение, но оно не было трудным. По последним правилам мы не обсуждаем ничего, а просто выставляем баллы. И вот такой получился результат. Я им очень доволен. Конечно, у каждого будут свои сожаления. У меня они тоже есть. Я, например, голосовал за Михаила Турпанова, который немножко нервно играет, но он, я считаю, потрясающий музыкант. Голосовал я также за полячку Юлию Кочубан: она мне очень нравится своей искренней игрой. Но к ней были и какие-то объективные претензии. А все остальные, за кого я голосовал, прошли. Мне очень понравилось, как Даниил Харитонов играл концерт Моцарта. Он очень талантливый парень. Но дело в том, что у каждого свое представление о Моцарте, и я давно заметил, кто только не играет Моцарта, все обычно говорят: это не Моцарт. Здесь не может быть общего показателя. Обсуждать можно до бесконечности, но я уверен, что главная задача конкурса — это вызвать любовь к исполнителям. Естественно, что у всех на этом конкурсе появились свои поклонники, и у тех, кто не прошли, тоже. И это очень хорошая сторона конкурса Чайковского. Несмотря на то, что люди не проходят, если публика их полюбила, это уже замечательно. Конечно, я безумно рад, что произошло такое открытие на конкурсе, как Люка Дебарг. Но все решит третий тур. То, как они будут играть. И я просто всем им желаю выступить, как можно лучше.
Питер Донохоу, пианист, дирижер, лауреат VII Конкурса Чайковского (1982):
— Я не буду комментировать игру отдельных участников, но скажу, что технический уровень на конкурсе очень высок. А когда есть такой уровень, мы, судьи, уже можем сосредоточиться на совершенно других вещах — на самой музыке, на способе коммуникации пианиста с миром, на его умении чувствовать стиль, на звуковой колористике и так далее. И тут начинается самое сложное, потому что у каждого из нас — свои собственные представления об этих вещах. То есть, здесь действительно все очень субъективно. Но я думаю, что наша работа была продуктивной, и, кажется, публика в целом довольна решением, а это необычно для конкурса. В целом я доволен результатами.
Владимир Овчинников, пианист, лауреат VII Конкурса Чайковского (1982):
— Каждый из тех, кто не прошел, был достоин финала. Сказались разные факторы. Например, волнение — не все смогли справиться с этим жутким накалом, который все ощущали во время конкурса. Но ребята молодые, перспективные, и все они рано или поздно, что называется, «выстрелят в десятку» и станут, я думаю, известными исполнителями. Мы будем ждать от них этого. Я скорее рад, чем разочарован результатами второго тура. Мне, конечно, жаль, что не прошли Илья Рашковский и Николай Медведев, но конкурс есть конкурс. Очень разные музыканты — высококлассные, интересные — прошли в финал. И я думаю, что в третьем оркестровом туре нас ждет новый конкурс. И нам будет очень тяжело распределять премии, но тем интереснее будет и нам, и публике.
Справка «РГ»Напомним, что по результатам голосования жюри в III тур XV Конкурса Чайковского прошли 6 пианистов:Сергей Редькин, Даниил Харитонов, Дмитрий Маслеев (Россия), Лукас Генюшас (Россия — Литва), Джордж Ли (США), Люка Дебарг (Франция).Текст: Ирина Муравьева , Елена Чишковская
www.rg.ru