Алексей Воскобойников: Сегодня «Эхо Москвы в Благовещенске» в гостях у Зинаиды Андреевны Рыковой — человека, которого специально представлять никому не надо. Зинаида Андреевна — ветеран областной филармонии, заслуженный работник культуры. Она не так давно отметила юбилей. Вас часто называют легендой амурской культуры, вы согласны с таким эпитетом? Зинаида Рыкова: Как бы я согласна, потому что я давно работаю в филармонии. Я 40 лет отдала филармонии, и 2 месяца, как я не работаю. Поэтому мне и говорят: «Ой, да вы все знаете. Столько артистов приезжало, вы — легенда. Я не считаю, что я легенда, я выполняла свою работу. Раньше в филармонии слова «нет» такого не было. Артистов ездило — это что-то, в день по 2−3 коллектива, но тогда была организация. Время поменялось. Тогда просто любили встречаться. Первый, кто приехал, — это Леонтьев, он в зените славы был. Старая филармония была, где сейчас кукольный театр. Леонтьев задыхался в маленькой комнате. Но артисты никогда не отказывались от концертов, потому что это их работа. И чем больше ты делаешь концертов, тем лучше. Для них это выгодно.
А.В.: Какой это был год, когда приезжал Леонтьев? З.Р.: В 80-х годах. Был День пограничника — это 28 мая. Приехала Эдита Пьеха, три концерта в день. Вы знаете, три концерта в день тогда, и были полные залы. Мы поехали на стадион, ее прокатили ко въезду стадиона. Она была в кофточке, но у нас 28 мая было прохладно, и с трибуны выбежала женщина и кинула ей шаль свою — подарила. Она так благодарила.
А.В.: Нам известно, что певцы не частили, как сейчас. Каждый раз это было событие.З.Р.: Нет. Сейчас я хочу сказать, что все ехали на БАМ, но столько ехало артистов, что мы не знали, куда их девать, но были организации. Организации есть, но профсоюзов нет. А профсоюзам нужны деньги. Я перечислением всегда предлагала артистам, возила в организации. «Амурские узоры» — я не знаю, сейчас там что-то есть или нет. «Амурские узоры» — это у меня была вторая филармония. С ЖБИ-12 председатель профсоюзов была и говорила: «Зина давай». Были обеденные перерывы, и мы возили артистов, были полные залы. Сейчас нет столько артистов.
А.В.: Сегодняшние артисты другого пошиба? Другого полета птицы, как вам кажется? З.Р.: Сейчас артисты для того, чтобы им приехать, им нужно выслать на дорогу, оплатить дорогу, и только тогда они приедут. Филармония, конечно, приглашает, но филармония не настолько богата, чтобы пригласить коллективы и платить им. Сейчас меньше артистов едет, но тогда это засилье было какое-то.
А.В.: Зинаида Андреевна, всем известно, что вы модница до мозга костей. И все всегда знают, что Зинаида Андреевна — это пример вкуса и стиля. Вот скажите, в советское время было сложно отслеживать веяния моды и соответствовать ей? З.Р.: Нет. Я в зал всегда с прической выходила, красиво одетая. Я тогда доставала, как все говорили, по блату. У меня были красивые костюмы. Во-первых, я демонстрировала моду и заняла первое место. И когда председательствующий сказал, что мне 50 лет, никто не поверил. Фигурка была, все соответствовало.
А.В.: Извините, но я вас перебью. Что значит, была и сегодня все в порядке? З.Р.: Сегодня я, как говорю, — Мадам опавшие листья.
А.В.: Почему вы себя называете Мадам опавшие листья?З.Р.: Не знаю. Приехала Света Крючкова, и мы их встречали с замдиректора Раисой Ивановной. Я говорю — Мадам опавшие листья. И так пошло.
А.В.: Это как-то связано с песней, которую Ив Монтан пел? З.Р.: Нет. Я почему-то сама себя прозвала Мадам опавшие листья, ну уже годы подтягивали, годы подбирались. Я недавно ушла из филармонии, могла бы доработать до 90 лет, но так сложились обстоятельства. Филармония для меня это все, конечно, было.
А.В.: Это, правда, что вы пришли работать в филармонию, чтобы заработать пенсию? З.Р.: Я пришла работать в филармонию почти 50 лет назад. Я пришла в филармонию заработать пенсию, и потом еще работала в филармонии.
А.В.: В итоге сколько вы там проработали? З.Р.: Сорок с лишним лет. Много было артистов, интересных, капризных. Как-то приезжал Юлиан, может быть, помните?
А.В.: Я помню, это был протеже Александры Пахмутовой. З.Р.: Да. Юлиан приехал, мы его поселили в люкс. Он пришел и стал все проверять, а ремонт был в люксе. Я говорю: «Вы, что, на постоянное место жительство приехали?» Долина была с характером, но мы находили общий язык, и концерты проходили на высоком уровне.
А.В.: Какой была филармония 40 лет назад, когда вы туда пришли? З.Р.: Слова «нет» — такого не было. Была Елена Каменская, она читала Анну Каренину, это, конечно, был высший пилотаж. Приезжали и посредственные, но, тем не менее, артист приехал, им нужна работа. Вы представляете, что такое 10 концертов? Сейчас попробуйте организовать 10 концертов. А тогда профсоюзы — спокойно, легко. Я так завоевывала этот город, что все меня знали. Организации, с которыми я сдружилась, которые всегда брали, я им звонила и говорила: «Выручай». Как все довольны были! Сейчас публика совершенно другая. Сейчас у нас в основном Ира Атакова и Боря Боровиков, Саша Сапалов и «Карусель» — вот это наши законные. Сейчас культуру кормят детские сады. Представьте себе.
А.В.: На производство, как раньше, сейчас не выезжают? З.Р.: Нет. Единственное — это институт патологии дыхания. Леонид Германович — молодец, он всегда для своих работников делает. Отдел здравоохранения иногда берет. У них есть деньги, и они могут взять.
А.В.: Зинаида Андреевна, вы человек-праздник. Я не могу по-другому сказать. Сколько раз вас встречал, вы всегда в хорошем настроении. Это состояние вы умеете в себе включать? Или у вас всегда хорошее настроение? З.Р.: Я по характеру такая. Я люблю общаться, знаю столько анекдотов. Сейчас даже смешно, что мне 90 лет. Я не могу себе представить, что мне столько лет.
А.В.: Об этом думать и не надо. Самое главное — это на сколько лет вы себя чувствуете. З.Р.: У меня есть очень хорошая подруга — Нина Галочкина. Мы с ней столько лет, не было разделения, что это начальник концертного отдела. Люда Распелина была прекрасным заведующим концертного отдела. Никогда не считалось, что это сидит начальник. Валя Пациора у нас есть. Сейчас она в Тынде. Сейчас в Тынде концертов нет, никто туда не возит, иногда Ира и Боря ездят. Но филармония старается, что-то делать, чтобы были концерты. Но, чтобы приехать большому коллективу, надо оплатить дорогу, а билеты будут проданы или нет, неизвестно.
А.В.: Когда-то к вам запросто приходили в гости первые лица эстрады — Кобзон, Леонтьев. А сегодня такое возможно — приехала какая-то Елена Ваенга и пошла в гости к работнику филармонии? З.Р.: Нет. Сейчас артисты несут себя особенно, что они артисты. Эти артисты пусть скажут спасибо, что их берут и проводят им концерты. Если честно сказать, то они рады без памяти, что наша филармония приглашает. Ольга Николаевна Смирнова — просто приятно, что она сейчас директор филармонии. Она мне нравится, она внимательна. Сейчас трудно проводить концерты. Я еще раз повторяю, что культуру сейчас кормят детские сады.
А.В.: Нужно открывать больше детских садов. З.Р.: Их и так много. Сегодня мне звонит Саша Сапалов и говорит: «Зина Андреевна, у нас три концерта всего». Нет такого администратора, как я. Это надо уметь, надо уговорить, это очень тяжело. Я всегда говорила, что администратором надо родиться.
А.В.: Вы и родились на праздник. З.Р.: Я родилась на старый Новый год в санях. В деревне Зорино Октябрьского района. Мама села в сани и хлобысь — я родилась!
А.В.: Ездить по городам и весям вам не привыкать, вы родились и сразу поехали по городам и весям. Вы стали администратором с рождения по факту. З.Р.: Да, я же говорю, что администратором надо родиться. Я возила в Белогорск, в Свободный. А потом появились уже администраторы. Саша Зайцев, он сейчас замдиректора, был очень хороший администратор.
А.В.: Вас знают как человека прямолинейного. Я знаю: то, что вы думаете, то всегда и говорите, и юлить никогда не будете. В связи с этим были проблемы, трудности, возникали конфликты? З.Р.: Конфликты были и были даже с директорами. Из всех директоров это был Самарин, это да.
А.В.: Алексей Геннадьевич Самарин — это бывший директор Амурской областной филармонии, бывший министр культуры Амурской области, ныне министр культуры Сахалинской области. Мы звонили Алексею Михайловичу на Сахалин, и вот что он рассказал о Зинаиде Андреевне. Алексей Самарин: Есть люди одной эпохи, а Зинаида Андреевна — человек двух эпох, потому что в областную филармонию она пришла, когда ей было уже 60. Отработав свою эпоху на других должностях, в других ведомствах, в 60 лет она возглавила одну из самых сложных, многогранных направлений работы концертной организации — это администратор-организатор концертов. Работа очень сложная, порой требующая больших физических нагрузок, потому что нет ни дня, ни ночи — постоянная дорога, постоянная забота об артистах. Все это закалило и сделало Зинаиду Андреевну неповторимым администратором, который знал и знает весь шоу-бизнес. Я не видел артиста, который бы говорил об Амурской филармонии и не спрашивал: «А Зиночка там еще работает?». Зина стала своеобразным символом Амурской областной филармонии. Она постоянно поддерживает и до сих пор держит эту марку. Она красивая, на высоких каблуках. Всегда является олицетворением движения, какой-то энергетики. Она не только умела уговорить на концерт того или иного артиста, умела делать так, что каждый приезжающий артист был под ее заботой и вниманием. Я ей желаю огромного здоровья и долгих-долгих лет жизни. Амурская областная филармония и Зинаида Андреевна Рыкова — это слова-синонимы. З.Р.: Филармония должна быть культурной, интересной, должна быть солидной. А так, у меня конфликты были. Вот приедут — им комната не та. Особенно Лолита с Цекало со своим — это что-то. Мы приехали в гостиницу «Зея». Говорит: «Мы в этот сарай? Мы приехали поддержать президента».
А.В.: Это был 96 год? Голосуй или проиграешь? З.Р.: Я говорю Лолите: «Когда вы построите новые гостиницы, будет новый закон, поддержите Ельцина. Вот тогда я посмотрю, какие будут гостиницы и с какими номерами». И я так на нее обозлилась. Я ее хотела в люкс поселить, а она: «Нет, я не пойду». Тогда я ее и Овсиенко затолкала в двухместный номер. Думаю: на тебе! Раз ей не понравился этот люкс. Вот такой у меня был конфликт с Лолитой. Я быстро с ними расправлялась. Она мне говорит: «А кто вы такая?». Я говорю: «На вас похожая». Время изменилось, филармония изменилась. Сейчас для того чтобы пригласить артиста нужно иметь деньги, за гостиницу платить. Сейчас и гостиницы не дешевые. Сейчас едешь на машине договариваться о концертах, а тогда — пешком. Я выбегала из филармонии на улицу, останавливала машину и просила довезти артистов. Было трудно работать.
А.В.: Я знаю, что за вами закреплено персональное место в зале филармонии? Что это за место, где оно? З.Р.: Сначала мне определили 7-й ряд, а потом 17-й ряд 8 место. Спасибо Нине Галочкиной. Она говорит: «Дайте ей это место, она заслужила его».
А.В.: Вы целый ряд заслужили вообще-то. З.Р.: Ну да, столько лет проработать. Я же говорю: артисты без концертов не уезжали. Только один уехал, второй приехал. Слово «нет» не было, надо — значит, надо.
А.В.: Вас с юбилеем поздравил не только губернатор Амурской области, но и президент России Владимир Путин. Вас раньше поздравлял глава государства? З.Р.: Такого не было. Вон у меня все грамоты: поздравляли Козлов, совет ветеранов, было столько цветов. Приходил Алексей Геннадьевич Самарин с Ярошенко, я была так тронута. Заслужить такое внимание, я просто расплакалась. Было так приятно.
А.В.: Вы не ожидали, что Путин вас поздравит? З.Р.: Нет. Я не ожидала.
А.В.: Вот что о Зинаиде Андреевне рассказала министр культуры Амурской области Ольга Юркова.Ольга Юркова: Зинаиду Андреевну я знаю более 20 лет. Мы с ней впервые познакомились в филармонии, и тогда я была очень удивлена, что она уже на заслуженной пенсии. Каждый раз поражалась: она всегда внимательна, всегда помнит необычайные события, которые были за ее жизнь. Она всегда в форме, всегда на каблуках, всегда с мейкапом и прической. Когда мы приезжали ее поздравлять на 90-летие, она осталась верна себе, всегда с накрашенными губами, с хорошим настроением. Это уникальный человек. Она пришла в зрелости и точно понимала, что она хочет и что будет делать. У нее большая открытая душа. Многие знаю, что она всегда кормила артистов картошечкой, помидорчиками и всегда несла это своим подопечным, с которыми каталась по всей области. Желаю ей долгих лет жизни. Мы все равняемся на нее, она истинный работник культуры. Я хочу, чтобы вся молодежь, которая приходит в учреждения культуры, была такая же стойкая, мужественная и красивая, жизнерадостная. А.В.: Вы всегда были красавицей и ею остаетесь. Я убежден, что у вас были толпы поклонников, наверняка укладывались в штабеля? З.Р.: Нет, по этой части я не гулящая.
А.В.: А это от вас не должно было зависеть. Поклонники появляются сами по себе, вне зависимости от вас. З.Р.: У меня была любовь. Он моложе меня был, я ездила к нему, но… Это сейчас жены на 15−20 лет старше, я просто постеснялась. И так я осталась одна. Чтобы иметь мужа, надо любить, выйти замуж.
А.В.: Ваша семья сегодня — это кто? З.Р.: Племянники, они двойняшки. Валера в Хабаровске — он академик, а Нелли сейчас живет в Благовещенске. Они меня не забывают, постоянно приходят. Я им благодарна.
А.В.: Какая специальность написана у вас в дипломе? З.Р.: Я заочно окончила наш культпросвет, я массовик-затейник.
А.В.: Не обидно? Некоторые иногда с пренебрежением говорят, что массовик-затейник — это что-то уничижительное.З.Р.: Нет. Никто и никогда.
А.В.: Всем известно, что вы любите петь. Вы пели не одна, а в дуэте. С кем? З.Р.: С Борей Боровиковым. В Моховой Пади у нас был хор, мы хорошо пели.
А.В.: За время работы в филармонии вы выходили на сцену? З.Р.: Когда приезжали артисты, мы не старались появляться перед артистами. Но иногда я объявляла, кто у нас в гостях, желала приятного вечера.
А.В.: Была идея, когда Боровиков делал сольную программу, была идея с номером «А ну-ка убери свой чемоданчик», чтобы вы были этой тещей.З.Р.: Мы были в областной больнице. Он поет, а я выбегаю на сцену, забираю его и говорю: «А это мой чемоданчик». Были курьезы, было интересно.
А.В.: Вам стихи когда-нибудь посвящали? З.Р.: Да, где-то есть хорошие, красивые стихи.
А.В.: Это было признание в любви или просто посвящение? З.Р.: Я была старше его, он мне писал такие стихи, но, увы. Видимо, так надо было.
А.В.: У Андрея Дементьева есть стихотворение, называется «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку. Если то, что случилось, нельзя изменить». Вам хотелось, что-то изменить? З.Р.: Так сложилось, что, работая в филармонии, поднимаешься утром рано, думаешь куда бежать. Некогда было подумать, что изменить. Я не жалею. Когда я пришла заработать пенсию, я тянулась, было тяжело, но я бы ничего не изменила.
А.В.: Это стихотворение заканчивается так: - Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
- Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
- Пусть другой гениально играет на флейте,
- Но еще гениальнее слушали вы.
З.Р.: Спасибо за эти стихи. Если честно, я жалею, что Коля, я была старше его, он мне писал письма, ждал, но я сама его оставила. Там были настоящие отношения и любовь. Но время ушло.
А.В.: Я вам скажу, почему так произошло, потому что вы сказали, что администратором нужно родиться. Вы администратор во всем, даже в собственной жизни. Вы принимаете ключевые решения, вы не полагаетесь на волю волн. З.Р.: Мы сами себе перекалечили. В филармонии некогда было выйти замуж. Это надо было работать. Если быть семейным, то надо было забыть филармонию.
А.В.: Здоровья вам. Очень буду рад увидеть вас в стенах Амурской областной филармонии. Филармония без вас — это не филармония.www.amur.info/intervi…8351