Почти всегда Гайдар испытывал необходимость куда-то идти, куда-то ехать, бродяжничать по свету, чтобы жить и чтобы писать. В этих своих путешествиях находил себя, становился тем, кто он есть. В романтическом порыве, точно герои его произведений, он будто бы искал таинственные и непостижимые земли, где обитает его счастье. И, по всему, временами находил. Помните, как начинается «Чук и Гек»? Сказочный ведь зачин: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» Кстати, через три года после смерти писателя
Лев Кассиль назовёт земли эти
Синегорией, посвятив всесоюзному вожатому свою повесть «Дорогие мои мальчишки» (и сделав его прототипом Гая).
В каком-то смысле своё место-утопию Синегорию нашли и мы — меловые горы Белого города. Именно здесь герой нашего выпуска — солист-мультиинструменталист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин (орган, клавесин, фортепиано, карильон) читал письма Аркадия Петровича.
ВИДЕОТе, что весной 1934-го писатель посылал своим близким и друзьям из нашего края — из маленькой зелёной Ивни.
А пока мы туда добирались, музыкант рассказывал о своём Гайдаре:
Разумеется, я с любопытством прочёл повесть о Тимуре и его друзьях. Вот только о герое Гайдара узнал гораздо раньше. Оно и понятно, моё имя неизбежно влекло за собой — «Тимур и его команда». С детства эта фраза сопровождала меня. И я даже примерял образ Тимура на себя — мне всегда хотелось, чтобы однажды и у меня появилась такая команда и чтобы мы вместе творили добрые дела. Отчасти детская мечта исполнилась в Белгородской филармонии.
«Тимур и его команда». 75 лет назад
Пожалуй, для большинства именно эта книга самая известная из гайдаровских. Однако не все знают, что сначала появился оригинальный киносценарий, во вторую очередь — повесть (август 1940-го, её печатают в «Пионерской правде», передают по Всесоюзному радио).
В конце 1939-го Гайдар принял предложение его написать. А завершил работу над ним в апреле 1940-го. Любопытно, что авторское название звучало как «
Дункан и его друзья». Но идеология режима внесла свои коррективы — Дункану нужно было срочно придумать замену. И Гайдара осенило — Тимур, ну, конечно же, имя любимого сына! Но от образа Дункана, благородного шотландского короля, персонажа шекспировской трагедии «Макбет», Тимуру передались энергия и справедливость, сообщив ему черты героя, жертвующего собой во имя других.
Но вернёмся к герою нашего выпуска. Если вместе с ним вы читали письма Гайдара, то в финале слышали музыку удивительной красоты (играл Халиуллин). Известный советский композитор
Лев Шварц создал её как раз для фильма «Тимур и его команда»
Александра Разумного и
Льва Кулешова, который вышел на экраны осенью 1940-го (вторая экранизация — Александра Бланка и Сергея Линкова — возникла в 1976-м). Мы решили напомнить вам о ней, как и о фильме.
«С удовольствием познакомился с музыкой Шварца. И импровизационно переложил для органа, клавесина и фортепиано. Конечно, это типичная советская музыка, жизнеутверждающая и полная энтузиазма. Очень характерный для той эпохи жанр марша, позитивный, яркий и очень энергичный. А между маршевыми частями — прекрасная мелодия, напоминающая многие мелодии любви. Её контрастный образ оттеняет и ещё больше подчёркивает маршевость крайних разделов. Такую музыку очень легко полюбить, а после трудно забыть — мелодия начальной темы постоянно звучит в голове. И играть её хочется с улыбкой», — комментирует Тимур Халиуллин.
www.belpressa.ru