Симфонический оркестр Белгородской филармонии

Симфонический оркестр Белгородской филармонии

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был создан в октябре 1993 года по инициативе директора и художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Р Ф Ивана Григорьевича Трунова…


Прочитать полностью

39526 просмотров

Премьера на Славянском органном фестивале в Белгороде: Николай Бирюков — РЕВЕРАНСЫ для органа с оркестром

Добавлено 12 октября 2022 Тимур Халиуллин

Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Людмила Сидорова, Камерный оркестр Mezzo music, Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Николай Бирюков (тенор), Белгородская филармония

Написание «Реверансов» для органа и струнных было вдохновлено органистом Белгородской филармонии, который уже многие годы собирает репертуар из произведений для органа с оркестром и активно исполняет их по всей России. Необходимость органно-оркестрового концерта продиктована самой историей развития органа в 21 веке и связана как со стремительным ростом его популярности, так и с отсутствием достаточного разнообразия в репертуаре для подобного состава. Изначально органным концертом Николая Бирюкова планировалось открыть 10-й юбилейный сезон в органном зале Белгородской филармонии. Но ситуация с пандемией отодвинула сроки воплощения этой идеи сначала на первый юбилей органа, а затем и на только что задуманный в конце 2021 года Славянский органный фестиваль. В итоге, именно фестиваль мотивировал и вдохновил композитора к завершению работы и появлению специфической концепции и оригинального названия. «Реверансы» — они же «Поклоны» — это дань великим русским композиторам, своего рода приношение мастерам, стоящим у истоков нашей отечественной музыки. Вместе с тем, избрание автором «Реверансов» для своих «Поклонов» именно Модеста Мусоргского, Анатолия Лядова и Игоря Стравинского продиктовано самой сферой творческих интересов и композиторской школой Николая Бирюкова — продолжателя русских академических традиций своего учителя — Николая Пейко. Последний учился у Н. Мясковского, а он, свою очередь, у самого А. Лядова и Н.А.Римского-Корсакова. Продолжив эту линию, можно добраться и до ученика Римского-Корсакова — это Игорь Стравинский. Наконец, в этой же линии — традиции композиторов «Могучей Кучки», в которою входили и Н. Римский-Корсаков, и М. Мусоргский. Таковы первоистоки названия и стилевого преемничества «Реверансов» Николая Бирюкова. При этом в произведении нет ни одной цитаты из творчества данных композиторов, мастерство Бирюкова в оперировании стилевыми чертами через музыкальные аллюзии. Первая часть концерта — «Поклон Мусоргскому» — отсылает нас к кругу «разудалых» (сам автор даёт такую ремарку в первой части концерта) образов оперы «Борис Годунов». Здесь и знаменитая сцена с колокольным звоном, и песня Варлаама «Как во городе было во Казани». В то же время, на протяжении первой части «Реверансов» встречаются аллюзии на фантастические образы из творчества Мусоргского — «Баба Яга» и «Гном» («Картинки с выставки»). Творческий стиль Николая Бирюкова отличается тем, что он мастерски переплавляет русскую музыкальную традицию и сохраняет при этом свой голос, язык его творчества узнаваем и вовсе не тяготеет к стилизации или подражанию. Вторая часть «Реверансов» — «Поклон Лядову» — абсолютно импрессионистическая картина! Именно этот стиль был присущ творчеству автора «Кикиморы» и «Волшебного озера» — Анатолию Людову. Музыка органного концерта Бирюкова — образец русского модернизма, который сочетает в себе политональность и полиладовость, но в то же время имеет прочную связь с техниками фольклорной музыки — мотивно-попевочным развитием материала. Финал концерта — «Поклон Стравинскому» — мощнейший сгусток пульсирующей энергии. Эта часть «Реверансов» несёт в себе скрытые аллюзии на «Весну Священную» и «Свадебку», но более всего — на «Петрушку» И. Стравинского. Яркий тематизм финальной части концерта опирается на жанр русской народной веснянки, незамысловатая мелодия которой пронизывает всю часть и претерпевает развитие от солнечной жизнерадостной танцевальной «заклички» весны до неистовой пляски язычников у жертвенного костра… Именно языческая славянская природа волнует Николая Бирюкова больше всего. Это та квинтэссенция «славянскости», которая лежит в основе дохристианских культур славянских народов в принципе. Это скифы, печенеги, венеды, анты и т. п. (в связи с этим, можно упомянуть и С. Прокофьева с его «Скифской сюитой»).
Орган и оркестр на протяжении всех «Реверансов» вступают в активный диалог, а в финале концерта — даже в противостояние. Соотношение оркестровой и органной партий свидетельствует о высоком мастерстве композитора и глубоком знании репертуара для подобного состава исполнителей. Фактура произведения изобилует яркими перекличками, любопытными мотивными наслоениями и намеренными противопоставлениями тематизма и гармоний. Всё это делает «Реверансы» увлекательными и очень интересными для слушателей самых разных вкусов. В органном мире это редкий образец концерта с подобной трактовкой органа — язычество, сказка, русский фольклор, песни и пляска, колокольный звон, жалейки, кувиклы и волынки, скоморошьи наигрыши… Никогда ещё орган не становился настолько славянским инструментом, насколько он им стал в «Реверансах» Николая Бирюкова!

Год создания: 2022 г. Белгород
Премьера: 16 сентября 2022, Белгородская филармония
Редакция оркестровой партитуры: Елена Латыш-Бирюкова
Редакция органной партии: Тимур Халиуллин
Стиль произведения: Модернизм, неофольклоризм, фовизм, неоимпрессионизм
Источники музыкальных образов: славянская языческая культура, русский фольклор
Ладогармонический язык: тональность, политональность, лады народной музыки (семиступенные и пятиступенные), лады ограниченной транспозиции (целотоновый лад, искусственные структуры), сонорика, кластерная техника
Методы развития материала: мотивная репетитивность, минимализм, остинатные техники

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

22159 просмотров | (1) | Комментировать


Роман Моисеев: «Сверять ориентиры». О дирижировании и музыкальном образовании.

Добавлено 08 сентября 2022 Musician

Казахская филармония, Государственный камерный оркестр Республики Абхазия, Белгосфилармония, Одесская филармония, Донецкая государственная академическая филармония, Хабаровская краевая филармония, Тамбовконцерт, Саратовская филармония, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, Новосибирская филармония, Роман Моисеев (дирижер), Липецкая филармония, Курская филармония, Красноярская филармония, Сочинская филармония, Кубанский симфонический оркестр, Филармония Кузбасса, Иркутская филармония, Брянская филармония, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Филармония Алтайского края, Филармония Адыгеи

Roman Moiseyev: «THE PRESERVATION OF TRADITIONS» — about Conducting and Musical Education.

«Яркая эмоциональность, верное чувство стиля, развитая исполнительская воля и мануальная техника, легко воспринимаемая артистами оркестра. Я рекомендую Романа Моисеева…».
Народный артист СССР Г. Н. Рождественский

Мы беседуем с Романом Моисеевым (р.1960), известным российским дирижёром, педагогом, членом Международного Союза музыкальных деятелей, с которым зашел разговор об особенностях дирижёрской профессии и вопросах современного музыкального образования.

— Роман Юрьевич, как вы стали дирижёром?

— Уже в семилетнем возрасте я получил уникальную возможность выступить в Малом зале Московской консерватории, где исполнил две небольшие фортепианные пьесы. Окончив в 1975 году Музыкальную школу № 31 имени М. М. Ипполитова-Иванова, поступил на дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории, нашей знаменитой «Мерзляковки», в класс к З. В. Муравьевой (ученице Н. М. Данилина и Г. А. Дмитриевского). С 16 лет пел в Камерном хоре Московской консерватории Валерия Полянского из которого в дальнейшем сформировалась ГАСК России.

Впервые мне посчастливилось продирижировать Академическим хором училища на сцене Большого, а затем Малого зала консерватории в 1979 году. Сразу скажу, первые ощущения от управления большим коллективом на большой сцене оказались яркими и запоминающимися, тем более, что представилась возможность исполнять сочинения Д. Д. Шостаковича («Смелей, друзья!» из 10 поэм) и А. Брукнера («Sanctus» из Реквиема).

Прочитать полностью

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

45587 просмотров | (1) | Комментировать


Первый Международный СЛАВЯНСКИЙ ОРГАННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ в Белгороде

Добавлено 31 августа 2022 Тимур Халиуллин

Даниэль Зарецкий (орган), Алексей Шмитов (орган), Елена Привалова-Эпштейн (орган), Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Людмила Сидорова, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Малый зал Белгородской филармонии, Карильон Белгородской филармонии, Камерный оркестр Mezzo music, Галина Зольникова (сопрано), Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

Показать все фотографии


Первый Международный СЛАВЯНСКИЙ ОРГАННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ пройдёт в Белгороде с 16 сентября по 27 октября 2022 г.
Шесть концертов, четыре приглашённых органиста, два органа (духовой и цифровой), карильон, два оркестра (Камерный и Русский), солисты филармонии, огромное количество премьер и десятки новых и уже признанных фамилий славянских композиторов! Первый в музыкальном мире органный фестиваль со славянским лицом! Орган стал НАШИМ инструментом!
16.09.2022, 19.00, органный зал Белгородской филармонии
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Камерный оркестр MEZZO MUSIC, художественный руководитель Наталья Боровик, дирижёр Олег Хегай, Тимур Халиуллин, орган.
В программе органные сочинения В. Одоевского, А. Гречанинова, Д. Шостаковича, М. Таривердиева
С.Слонимский «Славянский концерт» для органа с оркестром (1988г.)
Специальная премьера — Н. Бирюков «Реверансы» для органа и струнных (2022) в трёх поклонах: поклон М. Мусоргскому, поклон А. Лядову, поклон Ф. Стравинскому
17.09.2022, 17.00, Парк Ленина, вход свободный
OPEN AIR: ОРГАН И КАРИЛЬОН — НОВЫЕ РУССКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Концерт под открытым небом, объединяющий звучание двух голландских инструментов — цифрового органа JOHANNUS-2021 и единственного в России мобильного карильона PETIT AND FRITSEN-2012
Тимур Халиуллин, орган, карильон, Михаил Пидручный, волынка, флейта Пана
18.09.2022, 17.00, органный зал Белгородской филармонии
ПЯТЬ ВЕКОВ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ БЕЛАРУСИ, Юрий Габрусь, Минск, Республика Беларусь
В программе концерта В. Бакфарк, И. Д. Голланд, С. Монюшко, Л. Симакович, Ю. Захарова, О. Подгайская, К. Яськов
03.10.2022, 19.00, органный зал Белгородской филармонии
ОРГАННЫЕ СТОЛИЦЫ РОССИИ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА
Даниэль Зарецкий, заслуженный артист России, орган, Санкт-Петербург
Алексей Шмитов, орган, Москва
В программе концерта М. И. Глинка, С. Прокофьев, П. Чайковский, Х. Кушнарёв, Г. А. Мушель, А. Шмитов
22.10.2022, 17.00, органный зал Белгородской филармонии
РУССКАЯ ШКОЛА ОРГАННОЙ МУЗЫКИ, Елена Привалова, Рига, Латвия/Москва
Камерный оркестр MEZZO MUSIC, художественный руководитель Наталья Боровик
дирижёр Олег Хегай. В программе концерта А. Ф. Гедике, Х. С. Кушнарев, С. И. Танеев, С.М.Ляпунов
27.10.2022, 19.00, органный зал Белгородской филармонии
ЗАКРЫТИЕ ПЕРВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
Белгородский академический русский оркестр под управлением Евгения Алешникова,
Тимур Халиуллин (орган, клавесин), Галина Зольникова (сопрано), Людмила Петрова (фортепиано), Михаил Пидручный (украинская сопилка), Ирина Литвинова (гусли звончатые), Юрий Фукалов (балалайка), Ольга Косович (домра)
В программе концерта И. С. Бах, М. Мусоргский, С. Слонимский, Ю. Таннонов, В. Маляров, Н. Бирюков, русская народная музыка

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

42739 просмотров | (1) | Комментировать


Белгородский орган отметил 10 лет!

Добавлено 18 декабря 2021 Тимур Халиуллин

Марина Андрейкина, Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Камерный оркестр Mezzo music, Людмила Сидорова, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель), Алексей Шмитов (орган), Даниэль Зарецкий (орган), Олеся Фиалко

Показать все фотографии


Белгородский орган отметил 10 лет!
В юбилейном концерте приняли участие Заслуженный артист России профессор Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург), Лауреат Международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории Алексей Шмитов (Москва), органный мастер Владимир Кротов, Камерный оркестр MEZZO MUSIC под управлением Натальи Боровик, Дмитрий Хегай (кларнет), театр Олега Кравцова
К празднованию присоединился и цифровой орган JOHANNUS
В филармонии собрались все друзья органной музыки!
Программа:
1. И. С. Бах Фантазия соль мажор (Т.Халиуллин)
2. Ш. М. Видор Токката Фа мажор (Д.Зарецкий, Санкт-Петербург)
3. А. Гильман Соната для органа (А.Шмитов, Москва)
4. И. Штраус Вальсы в 4 ноги (Д.Зарецкий, Т. Халиуллин)
5. И. С. Бах Токката ре минор для двух органов — орган JOHANNUS
6. Орган JOHANNUS Х. Циммер Интерстеллар + театр О. Кравцова
Второе отделение:
Поздравительное слово органного мастера Владимира Кротова
1. Мишель Корретт Концерт для органа с оркестром (Д.Зарецкий)
2. А. Шмитов Духовная поэма ВЕРУЮ для органа, кларнета, и струнного оркестра (исполняет автор)
3. А. Шмитов Романс-поэма для органа, скрипки и струнного оркестра
4. Г. Гендель Аллилуйя (ансамбль двух органов, трёх органистов и оркестра)
5. Л. Коен Аллилуйя (ансамбль двух органов, трёх органистов и оркестра)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

39280 просмотров | (1) | Комментировать


Даниэль Зарецкий выступает с камерным оркестром MEZZO MUSIC на юбилейном концерте «10 лет Белгородскому органу!»

Добавлено 18 декабря 2021 Тимур Халиуллин

Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Камерный оркестр Mezzo music, Органный зал Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Даниэль Зарецкий (орган)

Белгородская государственная филармония, органный зал Юбилейный концерт, посвящённый 10-летию Белгородского духового органа EULE 15 декабря 2021 г. Даниэль Феликсович Зарецкий, орган, Санкт-Петербург Камерный оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением Натальи Боровик

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

21405 просмотров | | Комментировать


Органный концерт к 90-летию М.Таривердиева в Белгородской филармонии

Добавлено 22 ноября 2021 Тимур Халиуллин

Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Органный зал Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель)

Показать все фотографии


Органный концерт к 90-летию М. Таривердиева в Белгородской филармонии! Программа «ИСТОКИ» — сегодня много премьер!
1. И. С. Бах Фантазия и фуга до минор
2. Ф. Лист Фантазия ВАСН
3. М. Таривердиев Картина старого мастера
4. М. Таривердиев Кассандра 1 ч. Интрада
5. М. Таривердиев Три хоральные прелюдии (2, 6, 9)
6. М. Таривердиев Судьба Резидента (+О.Шейна, виолончель)
7. М. Таривердиев «Мелодия» (+М.Маковский, альт, О. Шейна)
8. М. Таривердиев «Ольга Сергеевна» (М.Маковский, О. Шейна)
9. М. Таривердиев Чернобыль, 1ч. Зона
10. М. Таривердиев Снег над Ленинградом (+О.Шейна)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

24226 просмотров | (1) | Комментировать


София Губайдулина — Семь слов Спасителя на Кресте

Добавлено 30 октября 2021 Тимур Халиуллин

Белгородская филармония, Камерный оркестр Mezzo music, Дмитрий Филатов (дирижер, флейта), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель), Борис Андрианов (виолончель), Симфонический оркестр Белгородской филармонии

Большой зал Белгородской государственной филармонии Симфонический оркестр филармонии под управлением Дмитрия Филатова Борис Андрианов, виолончель (Москва) Николай Сивчук, баян (Москва) // The Great Hall of the Belgorod State Philharmonic Philharmonic Symphony Orchestra conducted by Dmitry Filatov Boris Andrianov, cello (Moscow) Nikolay Sivchuk, bayan (Moscow)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

16355 просмотров | (1) | Комментировать


Комментарии

Самарская филармония, орган «Рудольф фон Беккерат»...

Тимур Халиуллин:

Спасибо! Рад, что заинтересовал!

«Музыкальный клондайк» № 7–8 июль-август 2017: «Белгородский...

Лилиана. Г. Белгород.:

Статья очень понравилась. Спасибо. И она во мне, самом обычном любителе карильонной и органной...

Международный фестиваль карильонной музыки «Белгородский...

Аноним:

Открытие было потрясающее! Круто, наикрутейше!!! Преисполнены восторга! Браво!!! Браво!!! Браво!!!

Наш Тимур

Тамара, Белгород:

Очень рада за молодого и талантливого артиста. Успехов в творчестве. Я слышала его выступления в органном...

Творческие связи

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору