27 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Прометея Чисталева — композитора, музыковеда-фольклориста, кандидата искусствоведения, первого председателя Союза композиторов Коми.
Прометей Чисталев родился в поселке Нювчим Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне — Сыктывдинский район Республики Коми). После окончания местной школы в 1938 году он поступил на физико-математический факультет Коми государственного педагогического института. И в студенческие, и в школьные годы он был постоянным участником хоровых и музыкальных кружков. Интересно, что накануне начала учебы в институте Прометей Чисталев принял участие в Коми республиканском смотре художественной самодеятельности, проходившем в Сыктывкаре (20−25 августа 1938), и по его результатам был награжден Почетной грамотой за игру на гармошке.
Прервав обучение в 1940 году, будущий композитор недолгое время преподавал математику в Визингской средней школе. Здесь учителя решили поставить оперетту Михаила Лебедева «Пӧрысь тун» («Старый знахарь»). В подборе музыкального материала участвовал Прометей Чисталев, он же аккомпанировал на баяне исполнителям и хору. Спектакль прошел с успехом и даже был представлен в столице республики.
В этом же году он был призван на службу в армию, которую проходил стрелком в стрелковой дивизии Уральского военного округа в Перми. Там его застала Великая Отечественная война. В июле 1941 года Прометей Чисталев стал курсантом 27-й авиашколы того же военного округа в Екатеринбурге, а затем учился в военной авиационной школе, воевал на III Прибалтийском фронте и был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией».
В 1946 году после увольнения в запас Прометей Чисталев вновь возвращается к преподаванию в школе, в 1950 переезжает в Сыктывкар и служит директором вечерней школы сельской молодежи в Выльгорте. После заочного окончания педагогического института в 1952 году преподает математику и физику в Музыкальном училище (ныне — Колледж искусств Республики Коми) и одновременно учится по классу баяна. Через три года он стал директором учебного заведения. В 1958 году Прометей Чисталев поступил в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных в класс баяна, но вскоре учебу пришлось оставить, и он вернулся в Сыктывкар преподавать в родном училище.
В 1960 году Прометей Чисталев был избран младшим научным сотрудником Коми филиала Академии наук СССР (ныне — Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук), а в октябре 1977 года — на должность старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Коми филиала Академии наук СССР. В 1972 года был назначен методистом по фольклору Коми республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Коми АССР (ныне — Коми республиканский методический центр культуры, искусства и народного творчества).
Прометей Чисталев считал началом своей композиторской деятельности 1949 год. В местной газете было опубликовано объявление о том, что проводится закрытый конкурс на лучшую массовую песню. И он отправил на рассмотрение «Величальную» (более известна как «Величальная Москве») на слова сказительницы Маремьяны Голубковой. Песне была присуждена первая премия, она была опубликована и получила широкое распространение в республике. В 1957 году за песню «Твоя невеста где-то рядом» (на слова И. Вавилина в переводе А. Мурзина) он получил награду на Всесоюзном конкурсе в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Заниматься сбором музыкального фольклора он начал заниматься в 1956 году. Почти ежегодно Прометей Чисталев выезжал в экспедиции, лично знакомясь с народными исполнителями, с традиционными способами извлечения звука на различных народных инструментах. Ученый обнаружил 15 совсем неизвестных коми музыкальных инструментов, детально описал их вид, размеры, звучание и назначение. А всего он сформировал уникальную коллекцию из 200 народных инструментов.
Возвращаясь из экспедиций, он часами сидел над записями, вслушиваясь в звучание народных песен и инструментальных наигрышей, тщательно делая нотные расшифровки. Совместно с фольклористами-словесниками Прометей Чисталев создал трехтомный свод «Коми народные песни», отмеченный Государственной премией Коми АССР. В свод вошли песни и причитания Лузы, Сысолы, Вычегды, Ижмы, Печоры, Выми, Мезени и Вашки (по бассейнам рек). Весь массив собранной информации позволил ему в 1974 году защитить кандидатскую диссертацию «Коми народные музыкальные инструменты», нашедшую практическое применение в развитии профессиональной и самодеятельной музыкальной культуры. Также он работал над трудами — «Музыкальные инструменты пермских народов», «Коми народные танцы» (совместно с И.Г. Скляром), «Традиционные и современные формы бытования коми народных музыкальных инструментов», «Коми-удмуртские музыкально-этнографические параллели» и др. Его материалы о коми музыкальной культуре включены в сборники «Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки» (1994) и «Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре народа коми» (2004), в «Музыкальную энциклопедию» (1971), пятитомную «Историю музыки народов СССР» (1973), в «Большую советскую энциклопедию» (1973).
Он был участником многих всесоюзных и региональных конференций, выступал с докладами на III и V Международных конгрессах финно-угроведов. Научные исследования и композиторская деятельность Прометея Чисталева высоко оценена как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Насыщенную научную деятельность он продолжал сочетать с творчеством. В 1964 году Прометей Чисталев создал музыку к комедии «Цветы в снегах» по пьесе Г. Истомина, которая с успехом шла в Тюменском драматическом театре. В Музыкальном театре Республики Коми (ныне — Государственный театр оперы и балета Республики Коми) с успехом шла музыкальная комедия «Деревенька моя». Музыкальное оформление нескольких спектаклей Коми республиканского драматического театра (ныне — Государственный академический театр драмы им. В. Савина Республики Коми) удивляло зрителей национальным колоритом. В течение семи месяцев 1971 года Прометей Чисталев являлся художественным руководителем Коми республиканской филармонии.
Большое значение и неоценимый вклад внесла творческая и научная работа Прометея Чисталева в репертуар Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «Асъя кыа» («Утренняя заря»). Обработки коми народных мелодий и песен, авторские сочинения композитора вошли в золотой фонд коллектива, а результаты его экспедиций служили и продолжают служить основой для многих номеров и программ. Это песни «Ижемские шали», «Мой край суров» (стихи С. Попова), «Тулысын му вывтi ветлӧдлӧ любов» («Весною ходит любовь», на стихи А. Ванеева), «Коми му» (на стихи Ф. Щербакова), «Песня о березе» (на стихи В. Кушманова) и др.; вокально-хореографические постановки и номера на его музыку — «Танец с чипсанами», «Частушкаяс» («Коми частушки»), «Шондiбанӧй» («Солнцеликая»), «Войпук» («Посиделки»), «Вычегодская кадриль», «Сенокосная пора», «Пӧляной, пӧлян» («Дудочка-дудка»); Две пьесы для баяна; вокальный цикл на стихи Серафима Попова «Мой край суров» и многие другие сочинения, некоторые из которых автор специально создавал для Государственного ансамбля «Асъя кыа». Также благодаря совместной работе с художником, резчиком по дереву Владимиром Павловым, лично создавшим около 30 видов музыкальных инструментов, появилась вокально-хореографическая постановка «Гажа ворсанторъяс» («Веселые постучалочки», музыка В. Морозова, постановка Владимира Тарантова), которая до сих пор восхищает зрителей на разных площадках мира.
Музыка Прометея Чисталева на ряду с народными мелодиями и произведениями других национальных композиторов легла в основу театрализованного шоу «Легенды Коми края», премьера которого пройдет 9−11 апреля 2021 года и будет посвящена 100-летию Республики Коми.
Заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР (1965)
Член Союза композиторов СССР (1968)
Лауреат Государственной премии Коми АССР (1972)
Заслуженный работник культуры РСФСР (1981)