Александр Гладков: «Спеть гимн иногда сложнее, чем оперную арию»

Добавлено 26 января 2022 Александр Гладков

КФО «Москонцерта», Александр Гладков (баритон, вокал)

Десять лет назад Александр Гладков стал первым выпускником Московской консерватории, который вышел на сцену её Большого зала после реконструкции. 3-го декабря 2021-го года этот символический момент вспомнился на заседании Московского музыкального общества, в правление которого вошёл Гладков.

Александр Гладков певец баритон Москонцерт Музыкальный журнал

Солист Москонцерта Александр Гладков.
Для всех, кто знаком с творчеством этого замечательного баритона, ведущего солиста Москонцерта, очевидно — на каждом его выступлении, будь то рядовой концерт или исполнение гимна России на престижном международном состязании, как бренд стоит консерваторский «оттиск».

В блиц -интервью «Музыкальному журналу» Александр Гладков рассказал
об основных событиях своего юбилейного года.

— Александр Владимирович, что значит для вас новый статус члена
правления Музыкального общества?

— Для меня большая честь стать членом этой организации, основанной ещё в XIX веке. Музыкальное общество неразрывно связано с моей альмаматер — Московской консерваторией: учредители общества были именно оттуда, и сейчас председателем является ректор консерватории А. С. Соколов. В правление входят также ректоры Гнесинки, музыкального института имени М. М. Ипполитова -Иванова, многие другие замечательные музыканты и общение с ними большая радость. С самого основания общество организовывало систематические публичные концерты для жителей Москвы. Уже несколько лет я занят в работе музыкального абонемента «Музыка для всех» в ЦДРИ, участвую во многих концертах как исполнитель. Это просветительская благотворительная деятельность, и каждый выбирает ту нишу, которую хочет и может развивать. Я надеюсь, что будет и совместный проект с Москонцертом — старейшей московской организацией, которая в этом году отмечает своё 90 -летие.

— Известно, что именно по вашей инициативе в февральской афише Москонцерта появился вечер в честь Эдуарда Хиля — как возникла эта идея?

— Эдуард Хиль относится к плеяде «звёзд» первой величины, и он не похож ни на кого. Хиль окончил Ленинградскую консерваторию, потом был принят на работу в Ленконцерт. Мало кто знает, что он всю жизнь прослужил не в эстрадном, а в филармоническом отделе. На старших курсах консерватории Хиль пел Онегина, Томского в операх Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» в спектаклях Театра консерватории. Я очень люблю творчество Хиля за его жизнеутверждающий настрой, причём, это не наигранный сценический образ, что очень важно в наши дни. Неспроста у него был ренессанс карьеры в 2010 -е годы, когда Эдуарда Анатольевича вдруг снова начали приглашать на телевидение — прежде всего, в «Романтику романса» и в другие программы. Его лицо и его творчество пронизаны светом — тема, которая меня волнует и вдохновляет.

Александр Гладков певец баритон Москонцерт Музыкальный журнал

Александр Гладков в сольном концерте «Желаю вам» с музыкантами Государственного Великорусского оркестра «Сибирь». Барнаул. Октябрь 2021 -го года.
— Этот образ неразрывно связан с репертуаром, который выбирал Хиль. В чем его своеобразие, на ваш взгляд, и что войдёт в программу
концерта?

— Да, репертуар у него совершенно особенный. Чаще всего в то время пели о патриотизме, о любви к родине, к матери, а репертуар Хиля был лирическим, он создавал настроение, атмосферу подлинной романтики и искренности чувств. Вспомните песню Аркадия Островского на слова Константина Ваншенкина «Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда» или обаятельную музыкальную «Шутку» Валерия Гаврилина на стихи Альбины Шульгиной о том, «как серёжками, качая люстрами, танцует дом». Хиль был первым исполнителем хитов, написанных Андреем Петровым, Василием Соловьёвым -Седым: «А я иду, шагаю по Москве», «Песни о друге», которую Петров переписывал для фильма Данелии двенадцать раз, «Подмосковных вечеров», которые изначально были «ленинградскими», и многих других песен. Наш концерт — это и дань уважения творчеству Эдуарда Хиля и ему самому. В программу я пригласил моих замечательных партнёров, вокалистов Ирину Суханову, Илью Ушуллу, аккордеониста Михаила Шостака, пианиста Сергея Семёнова. Концерт в честь Эдуарда Хиля мы готовим к юбилейному для певца 2024 -му году, когда будет отмечаться 90 -летие со дня рождения Эдуарда Хиля.

— Недавно вы стали обладателем Гран При фестиваля — конкурса вокального искусства в Касимове. Как отбирается конкурсный репертуар?

— Произведения современных авторов редко исполняют в обычных концертах, но на конкурсе право выбора остаётся за исполнителем. Мы приехали в Касимов вместе с Сергеем Семёновым, который был моим концертмейстером и одновременно автором довольно сложного вокального сочинения «Господь, храни Россию», которое я с большим удовольствием исполняю. Прослушав эту песню, мой коллега из Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко сказал: «Она похлеще арии будет!». Действительно произведение Семёнова требует и патетики, и хорошей вокальной школы. В процессе репетиций возникла идея добавить модуляцию в третьем куплете, и призыв «вставай Россия» прозвучал ещё ярче, потому что в этом месте голос переходит в оперную тесситуру — эстрадный певец этого уже не может исполнить. Похожие композиторские приёмы я часто встречаю в классике советской песни, они непростые для исполнения, но сразу поднимают уровень
произведения до масштаба песен, например, Александры Николаевны Пахмутовой, а это — высший композиторский пилотаж. Члены жюри в Касимове сразу восприняли нашу песню как гимн и предложили
сделать её гимном фестиваля.

— Вас довольно часто приглашают исполнять различные гимны. Есть ли
разница, где и какой гимн петь?

— Когда исполняешь гимн, всегда чувствуешь избыточное волнение, потому что, как правило, гимн звучит в торжественной обстановке, и ты понимаешь, что являешься одним из создателей патетической атмосферы значительного события. Даёт знать о себе и ответственность, потому что гимн, конечно, — не оперная ария, но иногда проще спеть арию: без личного отношения, без трепета, без любви гимн не споешь, сразу почувствуется и фальшь, и равнодушие. Недавно меня пригласили исполнить гимн России и гимн Москвы на чемпионате по национальной татарской борьбе кореш. В который раз исполняя эту гениальную музыку, я думал о том, насколько в ней отражается и то, как пытались захватить Москву, и как она горела — вся история звучит впечатляюще и проникновенно!

— Самые важные для Вас события 2021-го года в профессиональном
плане?

— Есть такая престижная международная премия «Филантроп» — она вручается один раз в два года за выдающиеся достижения инвалидов в области искусств. В этом году я принял участие в церемонии вручения, а потом мне предложили войти в жюри премии. Этот год получился для меня юбилейным во многом: мое 35 -летие, 155 -летие Московской консерватории, 90 -летие Москонцерта, и мне приятно, что год завершился концертом в родном для меня Малом зале консерватории 28 декабря.

Александр Гладков певец баритон Москонцерт Музыкальный журнал Михаил Швыдкой Оркестр Модерн

Участники церемонии вручения Пушкинской премии 2021 -го года: Александр Гладков, спецпредставитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой (в центре) и солистки струнного квартета оркестра «Модерн».
Фотографии предоставлены из личного архива А. Гладкова.
Светлана Потемкина (Москва)
«Музыкальный журнал» № 12 — 2021

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору