Алгебра, Гармония и Божий дар: в Москве открыт фестиваль барочной музыки

Добавлено 12 октября 2014 Татьяна Новикова

Юлия Лежнева (сопрано)

Фото: © Дамир Юсупов / Большой театр Bolshoy.ru
Недавно здесь, на Музыкальной карте, прочитала отзыв о концерте французских барочников в Самаре. Интрига: филармония не задействует редкий клавесин под предлогом отсутствия камерного зала. А оперный театр дал этому инструменту шанс, и все получилось замечательно. Хочу добавить масла в огонь: долгожданный московскими любителями музыки фестиваль «БАРОККО. ПУТЕШЕСТВИЕ» открылся концертом на Новой сцене Большого театра, и каким? Юлия Лежнева и ансамбль La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского. Включая замечательного скрипача Дмитрия, который дирижировал и солировал, и приглашенного в качестве лютниста чудесного швейцарского музыканта Луку Пианка, на сцене было максимум десять музыкантов. Играли они, прошу заметить, на аутентичных инструментах, среди которых базировал клавесин. И, скажу я вам, было прекрасно слышно, и даже отношения у музыкантов и аудитории сложились вполне камерные, доверительные. Разумеется, в небольшом зале звучание было бы богаче. Но зал был не просто большой, а Очень Большой, так что публика, забившая его до отказа, сделала что могла: уж затихли, так затихли. Мое место случилось в аккурат возле «царской ложи», что не было плюсом — высоко сижу, далеко гляжу. Но я старалась: соло лютни — так аж не дышала. Впрочем, как Юлия Лежнева зазвучала, дышать, в общем-то, уже и не понадобилось.

Боги, боги, что за мастер эта прелестная девушка! И какой подарок нам с нею передали небеса!

Самая юность певицы, тембр и природная фантастическая пластичность ее голоса идеально сочетаются с барочным репертуаром. А это мир пока еще условных страданий и радостей, но подлинной хвалы Творению. Где технические подробности музыки не за кулисами, а на авансцене, в главной роли. Где ошеломительна красота фракталов, которыми оборачиваются гармонические разработки, секвенции, альтерации и бог знает что еще.

Где каждая музыкальная пьеса скорей выражает звездное небо, чем нравственный закон, — как сложное и очень красивое уравнение.

Только живое.

И где-то там поет Ангел.

Так вот, если простенько.

Фото: © Дамир Юсупов / Большой театр Bolshoy.ru
Ангелы в этот вечер пели и играли Телемана, Генделя, Вивальди, Корелли и Грауна. В антракте я общалась со спутниками: люди не на шутку увлеченные, концертов не пропускают, вопрос изучают серьезно. У них не забалуешь. Прекрасная слушательница Ольга нашла, что в этот день у Юлии были чуть суховаты верхние ноты. Дина и Алексей огорчались на трактовку Синьковским концерта Вивальди ре-минор для виоль д’амур и лютни (я-то не дышала в тот момент, а они отметили, что темп загнал, какие-то звуки сглажены). Я же, кажется, заработала репутацию счастливого идиота, потому что мне нечего было сказать Синьковскому и чудесным музыкантам La Voce Strumentale, кроме спасибо. Хотя брендовая манера сценического поведения Дмитрия-скрипача мне лично не близка. Приплясывает он, видите ли, будто лихой музыкант на деревенской свадьбе. Что странно смотрится на фоне его коллег, застывших в академических арабесках. Но согласитесь, на критику такое замечание не потянет. Тем более что поклонники музыканта считают эту его эмоциональную манеру достоинством, а не недостатком.

Когда концерт попытался закончиться, зал отказался. Наотрез. И получил добавку. На сладкое мы, как водится, получили все самое любимое, и даже мегапопулярную арию из «Триумфа Времени и Разочарования», которая потом у Генделя перекочевала в «Ринальдо». Дмитрий, хоть и не был распет, и вообще не собирался петь в этот вечер, очень достойно выступил в дуэте с Юлией уже как контратенор. Когда все уже замерли, чтоб их послушать, вдруг кто-то из зала так сердечно крикнул «спасибо», что все засмеялись и снова зааплодировали насмерть отбитыми ладошками.

Вот в такой камерной атмосфере и прошел этот большой концерт. И фестиваль открылся.

Автор: Татьяна Новикова
Использованы фотографии: © Дамир Юсупов / Большой театр Bolshoy.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Михаил, Москва, 02 ноября 2014:

    From the CD Siroe, Re di Persia | Decca Classics
    Julia Lezhneva, Soprano
    Armonia Atenea - George Petrou, cond.

    • Михаил Лежнев, 03 ноября 2014:

      Уточнение
      From the CD Siroe, Re di Persia | Decca Classics
      www.youtube.com

    • Michael Popov, 25 декабря 2014:

      Приглашаю послушать по АВС в сети редкую запись концерта
      unification.com.au
      26-го декабря в 5 утра по московскому времени
      нажав LISTEN LIVE
      www.abc.net.au

    • Аноним, 25 декабря 2014:

      о, спасибо за рождественский подарок!

    • Михаил Лежнев, 25 марта 2015:

      Приглашаю посмотреть качественную запись хорошего концерта в Мюнхене

      www.youtube.com

    • Аноним, 25 марта 2015:

      Михаил, спасибо за ссылку! Кстати, Юлия скоро поет в Мет?

  2. Евгений Санкт-Петербург, 26 октября 2014:

    Татьяна, я совершенно согласен с Вами в описании манеры Синьковского. Нарциссизм и недостаток культуры. У Юли прекрасная техника и полное отсутствие понимания того о чем она поет. Как говорится, нет внутреннего богатого мира. При этом все аккуратно сделано. Татьяна, вообще-то называть тридцатилетнюю женщину юной девушкой, как минимум странно. Мне лично, как музыканту, не хватает богатства тембра. Теперь еще и проблемы с нижним регистром. Отдохнуть бы надо ей.

    • Татьяна Новикова, 26 октября 2014:

      Дорогой Евгений, большое спасибо за такое неравнодушное прочтение. По поводу возраста певицы - ну, пока даже и не тридцать, 24 года на момент исполнения, все-таки достаточно юный возраст для певицы. Хорошо, что коллеги строго подходят к ранним звездам: при любом материале им есть чему учиться. Лежнева, говорят, продолжает брать уроки, и меня это, как слушателя, радует. В то же время лично я, слушая Генделя, всегда предпочту чистый переливчатый ангельский тембр с его светлыми красками.

    • Евгений Санкт-Петербург, 27 октября 2014:

      Татьяна, но при хорошей и аккуратной технике -внутренняя пустота. Тембр человека это голос его сердца. Не говоря уже о текстах, которые произносятся в интервью. Зная Юлю лично, странно слышать о семи поколениях священников... где? В татарской семье? Мы слышали на фестивалях и конкурсах талантливейшую молодежь, которой просто не дают жить и творить. У нас нет русских певиц, кроме Юли? До чего мы докатились? До этого у нас один пианист Мацуев? А то, что все талантливые ребята уехали в Германию и в Австрию из России это нормально? И мы восхищаемся заученным, скопированным западным стилем? Попросите их спеть русскую музыку. Татьяна они будут отворачиваться и корчить кислые мины. В Зальцбурге мы слышали ангельскую флейту-пела девочка лет восемнадцати. У нее нет спонсора. Это действительно было божественно. Нас так пичкают новоявленными звездами! Это напоминает некую монополию, которая является жестоким убийцей русской культуры, спонсируемой Англией, Америкой и т.д.

    • Мила( Москва), 27 октября 2014:

      Я была на концерте и мне многое понравилось. Присоединяюсь к Тане и Жене-некоторые скрипачи очень отвлекают от музыки лишними телодвижениями. Я не любительница барокко, но меня уговорили пойти мои друзья, которые слышали уже эту певицу. Понимаете, этот стиль уже предполагает некую утомительность. Слушать одни и те же колоратуры без конца -утомляет. Холодная женщина маленького роста с невыразительными внешними данными.

    • Мила(Москва), 27 октября 2014:

      Поражает несомненная техническая подготовка, вышколленность! Мне понравилась однородность звучания, что сегодня кране редко. Это было прекрасно! Хотелось бы пожелать Юле успеха. Хорошая певица, трудолюбивая. Я получила удовольствие, но и утомилась немного от одообразного репертуара. Когда еще перед тобой скачет скрипач, это вообще начинает раздражать.

    • Мила(Москва), 27 октября 2014:

      По поводу возраста и достоверности данных очень много противоположных мнений. Не берусь судить, но это любимая тема многих юлиных коллег)))))

    • Дина, Москва, 27 октября 2014:

      Извините, если выскажусь невежливо, просто не могу молчать. Причем здесь вообще её возраст, происхождение, рост, внешние данные, голос сердца, данный нам то ли в тембре, то ли в интервью - мы же о музыке говорим? Вы считаете, что то, что Юля стала звездой мирового уровня, как-то мешает вам лично или вашим знакомым исполнять русский репертуар? Или вы считаете, что если она русская, то ей нельзя петь Генделя и Россини, а только русское и "с душой"? То, что она училась барокко за границей, нормально. Я считаю, мы только можем гордиться своей соотечественницей и её признанием в мире, тем более, она часто выступает в России, я лично с июня была на четырёх её концертах. И создалось впечатление, что не она, а вы не понимаете, что она поёт. Ей не нужно камуфлировать эмоциями недостаток мастерства, а какое впечатление производит излишне темпераментное исполнение барокко - см. выше, вроде все сошлись во мнениях. Её исполнение сложнейших партий не только легко и изящно, но и как-то интеллектуально, что ли. Если она научилась этому за границей - честь ей и хвала, а её учителям спасибо. Про бедный тембр и "однообразные колоратуры" - даже отвечать не хочется, просто создаётся впечатление, что вы либо с кем-то её перепутали, либо слушали в плохой записи.

    • Петр Лашманов, 28 октября 2014:

      Дина, Вы правы. Переходить в оценке музыканта на его внешность, национальность и обстоятельства ураганной карьеры - безусловно не "комильфо". Но я лично не заметил, чтобы Евгений где-то написал, что успех Юлии Лежнёвой ему мешает петь русскую классику. Да, он напоминает обиженного ребенка в своих нападках на певицу, но в чем-то он безусловно прав. Сегодня наибольший псевдо-успех не зарабатывается, а падает на голову тем, кто оказывается ближе к месту "раздачи слонов". Юлия - блестящий МАСТЕР. Татьяна права. И это дорогого стоит. Но как ХУДОЖНИКУ ей еще расти и расти. Я от всей души желаю ей именно этого роста, благо, почва для него удобрена - дай бог каждому цветку.

    • Евгений Санкт-Петербург, 30 октября 2014:

      Спасибо!!!! ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ-гениально сказано! Вот именно! Мозг! И больше ничего! Как хорошо, что у нас есть пример Рихтера, Гульда. Разве применительно к этим господам и слугам искусства термин, означающий скопление газов-ЗВЕЗДА? НЕТ! Эти люди - гении. Более того, знаю достоверно, ни в какой европе Юля ничему не училась. С дирижерами-да. Минковский дал многое. Все это мы едим, как идиоты. Даже не подозревая, что есть истинное барокко. Не зря Юля вохищается Бартоли, которую терпеть за ее цирк не могут на западе. Пройти школу барокко от ренессанса до высокого барокко стоит жизни. Повторить все то, что уже пелось тысячи раз, наслушавшись разных исполнений... Извините, кого обидел. Повторяю-техника-да, но школы и стиля, какого-то своего гениального прочтения-пока я не слышу. Заводную куклу с красивым голосом я слушать не пойду второй раз. Да еще с этим нарциссом, пляшущим и перетягивающим на себя внимание.

    • Евгений Санкт-Петербург, 30 октября 2014:

      Не в возрасте дело, не в национальности, в элементарном приличии. И думать, что ты произносишь в интервью, придумывая себе нелепые биографии. Чего не сделаешь ради денег.)))))

    • Аноним, 30 октября 2014:

      Евгений, подскажите, пожалуйста, кого послушать, мне Бартоли тоже не нравится. Раньше не было "моды на барокко", что ли, и я хочу понять, что же имеется в виду под настоящим "стилем" в исполнении музыки барокко. СПАСИБО! Я не подкалываю, мне надо на самом деле.

  3. Ревмир.город Ангарск,/у Байкала/, 14 октября 2014:

    Гениальное изложение глубины чувств вызванных прекрасным исполнением музыкального ансамбля и Юлии Лежневой. У нас новый талантливый критик?

    • Сталина Хрусталева, 14 октября 2014:

      Похоже, да! Мне понравился пассаж про деревенского музыканта) Очень зримо.

    • Татьяна Новикова, 15 октября 2014:

      Благодарю за высокую оценку. Хотя мне больше бы хотелось иметь колоратурное сопрано, чем раздвоенный язык :)

  4. Grieg, 12 октября 2014:

    Как хорошо написано. "Концерт попытался закончиться" - :-) А вот интересно бы у знатоков узнать,можно ли подзвучивать такие концерты в больших залах? Есть ли такая практика? И еще интересно,фестиваль только в Москве или по другим городам тоже можно людям надеяться?

    • Наталья ВК, 12 октября 2014:

      простите, что встреваю. была запись забугорного фестиваля, или концерта, где лежнева пела в микрофон, я удивилась, но на ютьюбе это звучало пристойно. я не разбираюсь в подзвучке вообще...

    • Grieg, 12 октября 2014:

      Я тоже не спец. Но думаю что помимо прямо в микрофон сейчас умеют на расстоянии немного усиливать без искажений.Даже кажется был на подобном концерте.

    • Татьяна Новикова, 15 октября 2014:

      Спасибо за хорошую оценку. Насчет усиления звука на таких концертах: мне кажется, современная акустическая техника просто потрясает своими возможностями. Не поручусь, что этого не делают.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору