В 2018 году молодой баянист Андрей Плаксюк стал артистом республиканской филармонии в составе ансамбля народной музыки «Зарни ёль» («Золотой ручей»). Менее чем за два года он вошел в репертуар коллектива, принял участие в выпуске новых программ и побывал с выступлениями в районах республики. Вот и в ближайшее время его ждут еще два названия на карте гастролей ансамбля: уже завтра он выйдет на сцену Вологодской филармонии, а затем вместе с коллективом отправится в Сербию. Перед поездкой Андрей нашел время в своем плотном графике, чтобы поговорить о судьбе, опыте и стулоприкладстве.
Андрей Плаксюк родился в Мурманской области, в городе Снежногорск, на территории с особым режимом. А все из-за того, что основа экономики города — судоремонтный завод «Нерпа», занимающийся ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок. В своей профессиональной судьбе он прошел все учебные ступени: музыкальная школа в родном городе, Мурманский музыкальный колледж — единственное на Кольском полуострове учреждение, готовящее кадры для культуры, Петрозаводская консерватория. И все это ради любимого инструмента — баяна.
— Андрей, ты родился в городе, где, кажется, судьбу каждого его жителя определяет завод «Нерпа». Как же ты оказался в музыке?
— В детстве к музыке я не имел никакого отношения. Мои родители музыку любят, всегда просят что-нибудь сыграть, но никогда ею не занимались. А так, в семье есть профессиональные музыканты. Это родственники на Украине, с папиной стороны, они играют, руководят оркестрами. Возможно, от них у меня способность подбирать мелодию на слух.
Сначала я занимался в различных кружках. Как, наверное, все мальчики в детстве любил активно проводить время. Затем пробовал играть на домре, балалайке, но все это было несерьезно. Как можно усидеть за инструментом, когда все идут гулять?! Окончательно же в музыку я попал благодаря своему другу. Он занимался в музыкальной школе по классу баяна, и я начал ходить за компанию.
— А когда-нибудь возникало желания уйти из музыки?
— Был один переломный момент, еще в школе. Поначалу мне все легко давалось. Но когда началось сольфеджио, когда стало все усложняться, естественно интерес начал угасать, появилось желание все бросить. Сейчас, как педагог со стажем, я понимаю такую реакцию ребенка. А тогда было сложно.
Очень благодарен моему педагогу — Николаю Георгиевичу Машкову. Он все-таки меня вытащил из этого состояния. И как-то пошло — я начал занимать места на конкурсах, стало получаться. Кстати, педагога я выбрал сам. Сначала меня отправили к другому, но я помню, как развернулся и четко сказал: «Я хочу к нему!». Возможно, это была судьба, потому что сейчас не каждый педагог будет уговаривать ученика, его родителей, объяснять им, что надо продолжать заниматься; звонить, интересоваться. Сейчас больше ориентируются на желание: не хочет, не нравится — пусть не ходит. А он меня просто так не отпустил. Видимо что-то увидел во мне. Больше с баяном я не расставался, и в армию пошел служить с инструментом.
— Интересно, почему из всех инструментов выбор пал именно на баян?
— Он уникален, универсален, если хотите. Он собрал в себе все лучшие качества различных инструментов. И я могу совершенно точно это сказать, потому что сам играл на многих.
— В смысле?
— В учебных оркестрах колледжа и консерватории переиграл практически на всех музыкальных инструментах — на домре басовой, на балалайке секунде, на альтовой балалайке, на контрабасе. Обширный список, между прочим.
— Это как-то помогло тебе в работе со своим инструментом?
— Конечно, это очень большой опыт. Думаю, что каждый народник должен пройти такую школу, чтобы понять специфику, сам попробовать. Ведь у каждого инструмента есть свои особенности, практическое знание которых упрощает совместную работу.
— А есть сферы жизни, помимо музыки, которые тебя привлекают?
— Всегда хотелось быть разносторонним человеком, владеть знаниями из разных сфер. Всегда любил делать что-то руками, копаться в механизмах. В старших классах школы нравилось заниматься токарным делом, всегда было близко авто слесарство. Было время, когда я подрабатывал на заводе «Нерпа». Это, кстати, впечатляющий опыт.
— В Сыктывкар ты приехал из Воркуты. А там как оказался?
— Тут опять судьба. У меня дед, мой тезка, в свое время жил в Воркуте — работал на шахте. И вот я тоже оказался в этом городе. В Петрозаводской консерватории познакомился со своей супругой
(прим. Арина Плаксюк — артистка оркестра Государственного ансамбля «Асъя кыа»), она сама родом из Воркуты. В какой-то момент узнали, что в Воркутинский колледж требуется преподаватель по классу баяна. Между нашей консерваторией и колледжем налажены очень тесные отношения. И еще есть такая практика, когда студент уезжает работать и продолжает учиться по индивидуальному плану, приезжая и сдавая экзамены. И вот, снова на Север, на три года.
— Как ты, сам еще студент, работал с детьми?
Дети разные — кто-то горит желанием заниматься, кто-то не хочет, а пошел в музыку потому, что никуда больше не поступил. Но я старался бороться за каждого своего ученика, как когда-то боролись за меня. Я видел потенциал, и мне хотелось дать человеку шанс заниматься тем, что получается. В этом деле важен тандем между педагогом, учеником и родителями. Если какая-то часть выпадает из процесса, то все, можно потерять студента.
— Сейчас ты артист филармонии. Резонно предположить, что это тоже судьба.
— Удивительно, но да. В конце 2017 года в республике проходила акция «Добрый Новый год», и в Воркуту приехал ансамбль «Зарни ёль». А по учебному плану у меня стояло задание — написать рецензию. Я созваниваюсь со своим педагогом из консерватории, рассказываю ему о концерте. А он мне: «Ой, там Сережа, мой выпускник!»
(прим. -Сергей Гусев, на тот момент — художественный руководитель и баянист ансамбля). Концерт завершился, я подошел за программой, и передал привет. Так и познакомились. Потом уже узнал, что в ансамбль ищут баяниста. А я в тот момент начал немного тяготится преподаванием. Хотелось играть, творчески развиваться. Решил, надо пробовать.
— Увидел концерт, наверное, сразу стал смотреть записи. Какие первые впечатления были и как тебя здесь встретили?
— Сразу понял, что это очень профессиональный коллектив во всех его проявлениях: и в инструментальной музыке, и в аккомпанирующей. Я четко понял, что хочу сюда попасть. Показался на прослушивании, взяли.
Первое впечатление было поразительное. Меня удивило, насколько артисты тепло относятся друг к другу, по-родственному, какой внутри ансамбля царит позитив. Это так располагает к себе, что частью коллектива я почувствовал себя за довольно короткий срок.
— А в работе, как музыканты, долго искали общий язык?
— Поначалу мне самому было тяжело, в плане ощущения себя частью чего-то еще. Я всегда играл как солист, в Воркутинском колледже я сыграл несколько сольных концертов. Всегда слышал только себя. И когда начинал играть кто-то еще, я терялся. Этот барьер необходимо было переступить. Сейчас я уже чувствую некую свободу, уверенность в себе. Это важно, ведь баян — главный инструмент в ансамбле, остальные идут за ним. И баянист должен слышать не только себя, но всех партнеров.
— Ты волнуешься перед выходом на сцену?
— Когда играю сольно, волнение есть всегда. Но достаточно начать, чтобы все сошло на нет. В ансамбле все немного по-другому. Когда ты чувствуешь, что ты его часть, что сыгрался с партнерами, волнения уходит совсем. Ты полностью уверен в коллегах, в себе, вы единое целое. Атмосфера в коллективе — самое лучшее средство от страха.
— Какую музыку ты сам предпочитаешь слушать?
— Я, как и мой отец, очень люблю органную музыку. Она меня поглощает. Всегда восхищался этим инструментом, музыкантами, их умением исполнять на трех, а то и пяти мануалах, а так же педальной клавиатуре, требующей игры ногами. Требуется феноменальная координация! Люблю баянную, а так же классическую музыку.
— Тебе уже удалось поработать в программах для аудитории разных возрастов. Какие впечатления?
— Всегда приятно работать в районах. Приезжаешь, а люди песни знают, и даже подпевают. Вообще зрители ценят хорошую музыку. Это приятно и ответственно. Детские программы сложны по своему, там тоже нельзя расслабляться. Там тоже есть, над чем поработать. Это, прежде всего картинка, которая создается не только рассказчиком или солистом, но и музыкантами.
— Есть у музыканта предел?
— Нет, предела нет, такого не бывает. По крайней мере, есть другой инструмент.
— Какие у тебя ближайшие творческие планы?
— Мне ни разу не удавалось поучаствовать на серьезном конкурсе. Очень хотел бы попробовать себя в этом. Вот еще сейчас появилась идея — сыграть с оркестром «Асъя кыа». Надеюсь, что уже в ближайшее время все исполнится.
Блиц с Андреем Плаксюком:
Творческое кредо
— «Закончил репетицию — повтори. Пришел утром — еще раз повтори»
Лучший профессиональный совет
— От Сергея Викторовича Гусева: «Развивай гармонический слух»
Совет тому, кто хочет стать баянистом
— «Стулоприкладство — наше все». Чем больше ты сидишь и занимаешься, тем лучше твой результат
Главный недостаток профессии музыканта
— Недостатков нет, потому что музыка развивает личность, учит быть человеком
Три качества, которыми должен обладать баянист
— Целеустремленность, выносливость, любовь к своему инструменту
Главный плюс работы
— Постоянное развитие. Даже, если ты учишь, играешь одно и то же произведение, ты всегда находишь в нем что-то новое, что-то придумаешь
Где искать вдохновение?
— В повседневной жизни. Оно везде
Беседовала Евгения Цветкова