Артём Нижник: Я полностью переработал своё произведение для белгородского оркестра

Добавлено 29 сентября 2015 Евгения Почернина

Евгения Почернина, Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

Уже сегодня, 16 сентября, старооскольцы и губкины смогут поздравить с 25-летием оркестр русских народных инструментов и его главного дирижёра — заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова. В ДК «Комсомолец» в Старом Осколе в 18:30 пройдёт первый из двух юбилейных концертов коллективам «Нам 25!». А уже 17 сентября программу услышат в Белгороде — музыканты ждут всех поклонников оркестра и ценителей музыки в Большом зале филармонии в 18:30.

А мы продолжаем знакомить вас с композиторами, чья музыка прозвучит в рамках юбилейных вечеров коллектива. Сегодня мы задали несколько вопросов Артёму Нижнику, недавно переехавшему в Белгород из Донецка.

— Артём, расскажите о музыке, которую белгородцы услышат в программе концерта оркестра русских народных инструментов, о чём она?

— Во время концерта прозвучат две части, Andante и Final из моей партиты «Мактуб» для оркестра русских народных инструментов и солирующего баяна. Это одно из моих самых исполняемых произведений во всем мире, однако, более известное в версии для баяна соло.

Не могу сказать, что это показательное для моего творчества произведение. Скорее, я написал его из спортивного интереса, как попытку посмотреть — могу ли я сделать что-то «хитовое», с мелодиями, гармониями традиционного типа, доступное для восприятия самого разного слушателя. Может быть, я скажу немного нескромно, но судя по количеству исполнений «Мактуба» в Сербии, Украине, Польше, Германии и других странах — мне это удалось.

Для юбилейного концерта я полностью переработал оркестровку, переосмыслил множество моментов, вызывавших у меня сомнения. В результате получилось, как это часто случается, совсем другое произведение. Поэтому можно сказать, что состоится премьера для Белгорода и не только. И я этому очень рад!

По поводу того, о чём эта музыка, я не сторонник литературного подхода к трактовке произведений. Музыка — это только музыка. И всё. И ценность её именно в том, что каждый слушатель может найти в ней что-то лично для себя.

«Мактуб» — слово арабского происхождения, имеющее множество трактовок, но основной смысл его сводится к следующему — «так написано», «так суждено», «судьба». Каждый поймёт это по-своему.

— Вы не только композитор, но и инструменталист-исполнитель. Как совмещаете эти два направления деятельности?

— Я композитор, исполнитель, педагог с достаточно большим классом талантливых студентов, заведующий кафедрой и руководитель оркестра. Как я всё это совмещаю? Просто люблю дело, которым я занимаюсь и пытаюсь, по мере возможности, честно ему служить. Конечно, существует мнение, что профессионал должен концентрироваться на чём-то одном, чтобы достичь в этом деле максимального успеха. Возможно, в будущем я именно так и поступлю. А пока мне нравится мой темп жизни, нравится заниматься всем и сразу, для меня это норма.

— Расскажите о вашем знакомстве с оркестром русских народных инструментов Белгородской филармонии, об опыте совместной работы? Каким находите наш оркестр? Есть ли желание или планы выступить с ОРНИ в качестве солиста?

— Впервые я познакомился с оркестром филармонии примерно за год до своего переезда в Белгород и был, честно говоря, поражён масштабами деятельности коллектива и его возможностями. Уже обосновавшись здесь, у меня сложились замечательные отношения с его художественным руководителем и дирижёром — Евгением Алешниковым.

Считаю, что оркестр под его руководством — это настоящее явление не только в масштабах региона, но и всей России. Это смесь здоровой амбициозности, таланта управленца, музыкального дарования, широких исполнительских возможностей артистов коллектива и других творческих моментов. В результате мы имеем оркестр, который может решительно всё.

Впрочем, мне кажется, что в Белгород в целом — город уникальных возможностей и перспектив, говорю это вам, как человек, переехавший сюда год назад.

О планах же позвольте сейчас не говорить, надеюсь, скоро сами всё услышите.

— Сегодня слушатели, представляя композиторов, так или иначе наделяют некоторым романтическим ореолом их образ жизни. Расскажите, как композитор живёт в наши дни?

— Если честно, я крайне редко задаю себе подобные вопросы, и уж тем более, не могу говорить обо всех композиторах. Я пишу музыку, потому что не могу не писать, потому что это моя потребность и естественный способ высказаться. Думаю, многие композиторы испытывают примерно то же самое. Почему идёт дождь или снег, светит солнце? Наверное, потому что так должно быть.

Конечно же, в практическом отношении сочинение музыки, сама интенция к созданию произведения музыкального искусства имеет мало общего с тем, как это демонстрируется в художественных фильмах и книгах. Прежде всего, создание музыки — это повседневный труд. Играешь, слушаешь, улучшаешь, анализируешь, записываешь, переделываешь, редактируешь… Смотришь, что-то вырисовывается.

И этот процесс отличается от сочинения при свечах в XVIII или XIX вв. лишь тем, что мы сегодня используем компьютер, имеем возможность более широко изучить и проанализировать то, что было сделано до нас. Пожалуй, всё.

А закаты и рассветы, задумчивые взгляды вдаль… Без этого, в принципе, можно обойтись. По крайней мере, я обхожусь.

Более важным является то, что композиторы и вчера, и сегодня говорят с нами языком звуков о человеке и месте человека в мире. Говорят, для того, чтобы быть понятыми другими людьми, чтобы люди лучше поняли самих себя.

Иными словами, композитор вчера и сегодня — это человек, транслирующий обществу некие смыслы, своё видение красоты и гармонии. Все идеи и мысли не берутся из «неоткуда». Искусство, в частности музыка, музыка современная — это лишь отражение, зеркало нашего мира, всего существующего в нём, красивого, а может быть и не очень.

— Главный дирижёр оркестра русских народных инструментов Белгородской филармонии Евгений Алешников формирует программы коллектива таким образом, чтобы на каждом концерте знакомить белгородцев с музыкой современных композиторов, композиторов-белгородцев. Как вы считаете, насколько сегодня важна такая работа и для авторов, и для исполнителей?

— Я думаю, что только композитор может в полной мере осознавать, насколько важен для него факт исполнения его музыки, её востребованность. Если его произведения исполняет такой оркестр, как коллектив Евгения Алексеевича, это важно вдвойне. За внимание к современным композиторам в программах оркестра — Евгению Алексеевичу хочется сказать отдельное спасибо!

Конечно, никто из нас не хочет писать музыку просто для того, чтобы положить партитуру в стол. Каждый надеется услышать то, что написал, хотя бы из интереса — а что же получилось?

Если в цепочке «композитор-исполнитель-слушатель» выпадает любое звено — акт творения, сотворения просто не состоится. Исполнение музыки современных композиторов — миссия благородная и очень важная ради продолжения творчества и музыкального искусства.

Мой педагог по композиции часто повторяла: «От 5–10 минут современной музыки в двухчасовой концертной программе ещё никто не умирал».

И сегодня я встречаю заинтересованность слушателей в исполнении современных сочинений. А если говорить о молодёжной аудитории, возможно, я озвучу парадоксальную мысль — крайний авангард иногда говорит с молодым поколением более понятным языком, чем музыка классиков.

— Белгородский оркестр русских народных инструментов отмечает в этом сезоне 25 лет…

— По этому случаю хочется пожелать коллективу и маэстро держать заданный темпоритм, высокую художественную планку и продолжать дарить людям музыку, ради чего они приходят на концерты, за что публика так любит оркестр и его главного дирижёра. Многая и благая лета!

Беседовала Евгения Почернина

Специально для сайта Белгородской филармонии

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору