Уже сегодня, 16 сентября, старооскольцы и губкины смогут поздравить с 25-летием оркестр русских народных инструментов и его главного дирижёра — заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова. В ДК «Комсомолец» в Старом Осколе в 18:30 пройдёт первый из двух юбилейных концертов коллективам «Нам 25!». А уже 17 сентября программу услышат в Белгороде — музыканты ждут всех поклонников оркестра и ценителей музыки в Большом зале филармонии в 18:30.А мы продолжаем знакомить вас с композиторами, чья музыка прозвучит в рамках юбилейных вечеров коллектива. Сегодня мы задали несколько вопросов
Артёму Нижнику, недавно переехавшему в Белгород из Донецка.
— Артём, расскажите о музыке, которую белгородцы услышат в программе концерта оркестра русских народных инструментов, о чём она?— Во время концерта прозвучат две части, Andante и Final из моей партиты «Мактуб» для оркестра русских народных инструментов и солирующего баяна. Это одно из моих самых исполняемых произведений во всем мире, однако, более известное в версии для баяна соло.
Не могу сказать, что это показательное для моего творчества произведение. Скорее, я написал его из спортивного интереса, как попытку посмотреть — могу ли я сделать что-то «хитовое», с мелодиями, гармониями традиционного типа, доступное для восприятия самого разного слушателя. Может быть, я скажу немного нескромно, но судя по количеству исполнений «Мактуба» в Сербии, Украине, Польше, Германии и других странах — мне это удалось.
Для юбилейного концерта я полностью переработал оркестровку, переосмыслил множество моментов, вызывавших у меня сомнения. В результате получилось, как это часто случается, совсем другое произведение. Поэтому можно сказать, что состоится премьера для Белгорода и не только. И я этому очень рад!
По поводу того, о чём эта музыка, я не сторонник литературного подхода к трактовке произведений. Музыка — это только музыка. И всё. И ценность её именно в том, что каждый слушатель может найти в ней что-то лично для себя.
«Мактуб» — слово арабского происхождения, имеющее множество трактовок, но основной смысл его сводится к следующему — «так написано», «так суждено», «судьба». Каждый поймёт это по-своему.
— Вы не только композитор, но и инструменталист-исполнитель. Как совмещаете эти два направления деятельности?— Я композитор, исполнитель, педагог с достаточно большим классом талантливых студентов, заведующий кафедрой и руководитель оркестра. Как я всё это совмещаю? Просто люблю дело, которым я занимаюсь и пытаюсь, по мере возможности, честно ему служить. Конечно, существует мнение, что профессионал должен концентрироваться на чём-то одном, чтобы достичь в этом деле максимального успеха. Возможно, в будущем я именно так и поступлю. А пока мне нравится мой темп жизни, нравится заниматься всем и сразу, для меня это норма.
— Расскажите о вашем знакомстве с оркестром русских народных инструментов Белгородской филармонии, об опыте совместной работы? Каким находите наш оркестр? Есть ли желание или планы выступить с ОРНИ в качестве солиста?— Впервые я познакомился с оркестром филармонии примерно за год до своего переезда в Белгород и был, честно говоря, поражён масштабами деятельности коллектива и его возможностями. Уже обосновавшись здесь, у меня сложились замечательные отношения с его художественным руководителем и дирижёром — Евгением Алешниковым.
Считаю, что оркестр под его руководством — это настоящее явление не только в масштабах региона, но и всей России. Это смесь здоровой амбициозности, таланта управленца, музыкального дарования, широких исполнительских возможностей артистов коллектива и других творческих моментов. В результате мы имеем оркестр, который может решительно всё.
Впрочем, мне кажется, что в Белгород в целом — город уникальных возможностей и перспектив, говорю это вам, как человек, переехавший сюда год назад.
О планах же позвольте сейчас не говорить, надеюсь, скоро сами всё услышите.
— Сегодня слушатели, представляя композиторов, так или иначе наделяют некоторым романтическим ореолом их образ жизни. Расскажите, как композитор живёт в наши дни?— Если честно, я крайне редко задаю себе подобные вопросы, и уж тем более, не могу говорить обо всех композиторах. Я пишу музыку, потому что не могу не писать, потому что это моя потребность и естественный способ высказаться. Думаю, многие композиторы испытывают примерно то же самое. Почему идёт дождь или снег, светит солнце? Наверное, потому что так должно быть.
Конечно же, в практическом отношении сочинение музыки, сама интенция к созданию произведения музыкального искусства имеет мало общего с тем, как это демонстрируется в художественных фильмах и книгах. Прежде всего, создание музыки — это повседневный труд. Играешь, слушаешь, улучшаешь, анализируешь, записываешь, переделываешь, редактируешь… Смотришь, что-то вырисовывается.
И этот процесс отличается от сочинения при свечах в XVIII или XIX вв. лишь тем, что мы сегодня используем компьютер, имеем возможность более широко изучить и проанализировать то, что было сделано до нас. Пожалуй, всё.
А закаты и рассветы, задумчивые взгляды вдаль… Без этого, в принципе, можно обойтись. По крайней мере, я обхожусь.
Более важным является то, что композиторы и вчера, и сегодня говорят с нами языком звуков о человеке и месте человека в мире. Говорят, для того, чтобы быть понятыми другими людьми, чтобы люди лучше поняли самих себя.
Иными словами, композитор вчера и сегодня — это человек, транслирующий обществу некие смыслы, своё видение красоты и гармонии. Все идеи и мысли не берутся из «неоткуда». Искусство, в частности музыка, музыка современная — это лишь отражение, зеркало нашего мира, всего существующего в нём, красивого, а может быть и не очень.
— Главный дирижёр оркестра русских народных инструментов Белгородской филармонии Евгений Алешников формирует программы коллектива таким образом, чтобы на каждом концерте знакомить белгородцев с музыкой современных композиторов, композиторов-белгородцев. Как вы считаете, насколько сегодня важна такая работа и для авторов, и для исполнителей?— Я думаю, что только композитор может в полной мере осознавать, насколько важен для него факт исполнения его музыки, её востребованность. Если его произведения исполняет такой оркестр, как коллектив Евгения Алексеевича, это важно вдвойне. За внимание к современным композиторам в программах оркестра — Евгению Алексеевичу хочется сказать отдельное спасибо!
Конечно, никто из нас не хочет писать музыку просто для того, чтобы положить партитуру в стол. Каждый надеется услышать то, что написал, хотя бы из интереса — а что же получилось?
Если в цепочке «композитор-исполнитель-слушатель» выпадает любое звено — акт творения, сотворения просто не состоится. Исполнение музыки современных композиторов — миссия благородная и очень важная ради продолжения творчества и музыкального искусства.
Мой педагог по композиции часто повторяла: «От 5–10 минут современной музыки в двухчасовой концертной программе ещё никто не умирал».
И сегодня я встречаю заинтересованность слушателей в исполнении современных сочинений. А если говорить о молодёжной аудитории, возможно, я озвучу парадоксальную мысль — крайний авангард иногда говорит с молодым поколением более понятным языком, чем музыка классиков.
— Белгородский оркестр русских народных инструментов отмечает в этом сезоне 25 лет…— По этому случаю хочется пожелать коллективу и маэстро держать заданный темпоритм, высокую художественную планку и продолжать дарить людям музыку, ради чего они приходят на концерты, за что публика так любит оркестр и его главного дирижёра. Многая и благая лета!
Беседовала
Евгения ПочернинаСпециально для
сайта Белгородской филармонии