Читайте на эту же тему




Белгород на органной карте России. Журнал «Орган» No. 3−4 (27−28) 2015

Добавлено 16 марта 2016 Тимур Халиуллин

Даниэль Зарецкий (орган), Евгения Кривицкая (орган), Анастасия Хлюпина, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Органный зал Белгородской филармонии, Камерный оркестр Mezzo music, Белгородская филармония

Посвящается V концертному сезону в белгородском органном зале.

В последнее десятилетие в России наблюдается все возрастающий интерес к органной культуре. В связи с этим неуклонно растет количество любителей органной музыки, и, конечно, органистов. Фактически, теперь можно даже говорить о собственной, русской органной школе, представители которой уже добились самого высокого признания в мире. Не только в столичных, но и в областных городах разного масштаба появилось немало новых, высококлассных органов, а органные концерты стали неотъемлемой частью культурной жизни. К числу таких городов относится и Белгород.

Еще каких-то десять лет назад создание собственной органной культуры на Белгородчине казалось несбыточной мечтой, связанной с желанием привнести в Белгород элемент европейской культурной жизни. Ее реализация началась лишь 5 лет назад по инициативе директора и художественного руководителя филармонии в те годы Ивана Григорьевича Трунова и при активной поддержке губернатора области Евгения Степановича Савченко. На волне Года культуры в 2010 году в Белгороде было завершено строительство нового, ультрасовременного здания филармонии, отдельной гордостью которого стал специально спроектированный органный зал с современным духовым органом фирмы «Hermann Eule Orgelbau».

«Хозяином» нового органного зала стал выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории — органист Тимур Халиуллин. С творческой и просветительской деятельностью молодого музыканта связаны первые страницы органной истории Белгородчины. Продолжая лучшие традиции петербургской органной школы, Тимур переосмыслил традиции органного исполнительства.

В его концертных программах орган раскрывает новые выразительные возможности, становится инструментом, доступным не только искушенному слушателю, но и самой широкой аудитории. Многообразие стилей и жанров, ансамблевых экспериментов, оригинальных импровизаций, авторских композиций и переложений способно удовлетворить слушателей с самыми разными интересами и музыкальными предпочтениями.

У белгородского органа мощный, блестящий, нарядный «романтический» звук. А прекрасная техническая оснащенность современной системой компьютерного управления, великолепная акустика органного зала и специально установленное оборудование для светового шоу дали инструменту возможность выхода за рамки понимания его как академического сольного инструмента

За прошедшие сезоны доброй традицией стало тесное сотрудничество Тимура Халлиулина с коллективами белгородской филармонии: камерным оркестром «Mezzo music» под руководством Натальи Боровик, камерным хором под управлением Елены Алексеевой, а также с многочисленными солистами, в том числе, исполнителями на редких музыкальных инструментах (дудук, флейта Пана, волынка, электровиолончель, китайская флейта Шао, маримба, электросаксофон, ситар).

Созданные совместными усилиями программы, получаются порой весьма неожиданными: от оригинальных проектов с экзотическими инструментами («Орган и музыка народов мира») до скрещивания органной музыки и классического балета («Органный романтизм») или светового 3D-маппинг шоу. И это далеко не полный спектр концертного многообразия. Например, уже в этом концертном сезоне на Дне рожденья Белгородского органа на глазах слушателей происходила проекция песочной живописи под живую медитативную музыку органа, дудука и волынок. Подобные эксперименты стали ярким открытием всероссийского масштаба.

В 2012 году Органный зал Белгородской филармонии был включен в энциклопедию «Органы России»[1]. С этого момента он становится известной концертной площадкой для российских музыкантов. Самым первым и постоянным гостем, «крестным отцом» белгородского органа стал заслуженный артист России, заведующий кафедрой органа Санкт — Петербургской государственной консерватории, профессор Даниэль Зарецкий. Органист выступил главным консультантом по строительству и установке инструмента. Он присутствовал на торжественной церемонии открытия органного зала и с тех пор является почетным участником концертов, посвященных Дню рождения органа белгородской филармонии.

За время существования органного зала белгородская публика имела возможность оценить высокое мастерство известных московских органистов А. Шмитова, Е. Кривицкой, А.Князева, К. Уманского, А. Удальцова; органистов из Санкт-Петербурга Д. Ихиной, М. Вяйзя, а также Т. Багинец (Екатеринбург), В. Хомякова (Челябинск), А. Новосёлова (Кондопога), А. Титова (Ульяновск). В ансамбле с органистами часто выступают певцы, скрипачи, исполнители на духовых инструментах и даже драматические актеры. Такие концертные программы позволяют раскрыть новые грани возможностей органа. Например, настоящим открытием для белгородской публики стал синтез органной музыки и поэзии, представленный в 2014 году известной московской органисткой Евгенией Кривицкой и драматическим актером Петром Татарицким.

С момента вступления белгородского органного зала в Ассоциацию Органистов и Органных Мастеров[2], интенсивно развивается сотрудничество с многочисленными зарубежными органистами. В рамках программы «Органисты немецких соборов» в Белгороде выступили Х. Кайзер, В. Баумграц, Р.Штангье, Ш. Кисслинг, М. Бомбауэр, М. Обер, В. Абендрот, К. Шнорр, а программу «Органисты Европейских соборов» представили К.Иван (Австрия), И. Михельс (Бельгия), К. Престхольм (Дания), К. Нордстога (Норвегия), Д. Хигдон, М. Бауэр (США), М. Чичерин и С.Калинин (Украина). В этом сезоне намечена новая концертная программа, в которой примут участие органисты Домских соборов — С. Кюлер — Блессин и Я. Хаге.

Столь известных и выдающихся исполнителей привлекают не только несомненные технические достоинства инструмента, акустические возможности зала, но и высокий уровень концертной культуры слушателей, неизменно теплая атмосфера, сопутствующая каждому концерту.

Особую роль в популяризации белгородской органной культуры сыграла просветительская деятельность Тимура Халлиулина. Белгородский органист — составитель содержательных, блестящих программ, организатор лекций для школьников, участник многочисленных всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Он неустанно открывает новые горизонты и закладывает традиции. В крупных социальных сетях представлены сотни записей органных произведений, видео-уроки и фильмы. А уже в декабре филармония выпускает первый диск «Шедевры органной музыки», в котором будут представлены произведения золотого фонда мировой органной классики в исполнении белгородского органиста. Несмотря на плотный концертный график — около 50 концертов в сезон — Тимур активно сотрудничает со средствами массовой информации, чем помогает органной музыке влиться буквально во все социально-культурные слои Белгорода.

В последние годы органная культура стала неотъемлемым элементом не только музыкальной, но и общественной жизни. Все чаще в органном зале отмечаются значимые события всероссийского и регионального уровня. Так, в 2014 году фееричным органным концертом завершился 25 юбилей сотрудничества Белгорода и его немецкого города — побратима Херне, а в 2015 году орган прозвучал на гала — концерте фестиваля «Факел», посвященного 50 — ти летию ОАО «Газпром». Гостями органных концертов становятся видные государственные деятели.

Так сложилось, что Белгородская филармония стала центром исполнительства на старинных клавишных инструментах. В 2010 году был приобретен клавесин «Fred Bettenhausen» , а в 2012 — единственный в России мобильный карильон «Petit and Fritsen».На сегодняшний день эти инструменты являются постоянными участниками концертных программ филармонии. Новой традицией стало проведение еженедельных воскресных концертов карильонной музыки под открытым небом «Белгородский звон», которые неизменно собирают много слушателей.

Огромный интерес к органным концертам проявляет белгородская молодежь. Но с особой, профессиональной заинтересованностью к выступлениям органистов подходят студенты музыкального колледжа им. С.А Дегтярева Белгородского государственного института искусств и культуры. Между колледжем и филармонией давно существуют тесные музыкальные связи. Они стали еще крепче, когда студенты кафедры фортепиано, изучающие дисциплину «Историческое исполнительство на старинных клавишных инструментах (орган, клавесин)», получили возможность играть не на учебном, а на концертном инструменте. Теперь же, с появлением органного зала, они сами успешно принимают участие в органных концертах. Орган пользуется большой популярностью среди студентов, а некоторые даже решили сделать органное исполнительство своей дальнейшей профессией.[3] Так что можно смело сказать: в Белгороде началось становление и утверждение собственной органной исполнительской школы.

5 лет — это очень малый срок. Тем не менее, именно за это время на Белгородчине появился не просто органный зал, а выросла целая органная культура. Она впитала многие европейские и общероссийские традиции, а в некоторых направлениях успешно продвинулась вперед. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что Белгород уже занял свое прочное место на органной карте России.

[1] Кривицкая Е., Кравчун П., Воинова М. Органы России. Энциклопедия. — Центр гуманитарных инициатив Москва — Санкт-Петербург, 2012. — С. 192.

[2] Экспертный совет по органостроению: АССОЦИАЦИЯ ОРГАНИСТОВ И ОРГАННЫХ МАСТЕРОВ (ASSOR)

[3] В 2014 году выпускница специальности фортепиано музыкального колледжа им. С. А. Дегтярева БГИИК, Елена Малева, успешно поступила на кафедру специального органа Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Автор Анастасия Хлюпина

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору