Для индивидуума, какой бы яркой личностью он ни был, 75 лет – это, несмотря на все ухищрения современной геронтологии, определенный предел продуктивной деятельности ума и тела человека. Для концертной организации 75 лет – возраст творческой зрелости, когда нужно не только подводить итоги, но и строить планы на будущее.
Несмотря на то, что Бурятская государственная филармония отмечает ныне свой 75 Юбилейный сезон, далеко не все жители республики, и даже не все любители музыкального искусства знают, что это за учреждение, зачем оно поддерживается государством, какие цели и задачи преследует, какое место занимает в современном мире, в условиях непредсказуемых рыночных отношений и безжалостной урбанизации и глобализации культуры.
Начнем с истории. 19 марта 1938 года Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР принял Постановление №174 «Об организации Бурят-монгольской государственной филармонии», где была определена задача: «К 1 июля закончить всю организационную работу по созданию учреждения». Для реализации Постановления в республику были приглашены известные музыканты из центральных городов России.
Сегодня трудно себе представить масштаб этой акции: в 1938 году, едва справившись с последствиями гражданской войны и постреволюционной разрухой, страна создает в отдалённой республике концертные учреждения, в составе которой сразу должны сформироваться симфонический оркестр из 52 музыкантов, оркестр бурятских народных инструментов из 84 музыкантов, смешанный хор из 90 хористов и еще много мелких групп, таких как струнный квартет, колхозная бригада, лекторийная и даже цирковая группы.
Понятно, что уже через 2 года филармонические коллективы составили основное творческое ядро на концертах I Декады бурят-монгольского искусства в Москве, которая состоялась с 20 по 30 октября 1940 года. Понятен и феноменальный успех, которым пользовались наши артисты у московской публики.
Самой смелой фантазии будет недостаточно, чтобы представить себе, какой расцвет ожидал бы бурятскую музыкальную культуру, если бы не грянула Великая Отечественная война. Реакция в этой ситуации у нашего Правительства была адекватной: 26 июля 1941 года Постановлением СНК
Б-М АССР филармония была ликвидирована. Правда, с 1 апреля 1942 года её восстановили, но уже, конечно, не в прежнем масштабе. Из оставшихся в тылу артистов был создан новый творческий коллектив – ансамбль музыки, песни и танцев, иначе говоря – будущий знаменитый «Байкал», проработавший в составе филармонии долгие 60 лет. Ныне это Бурятский Государственный Национальный театр песни и танца «Байкал», самостоятельная творческая единица, визитная карточка Бурятии.
Вообще, художественными руководителя и «Байкала» и всей филармонии традиционно были композиторы. Это и Бау Базарович Ямпилов, и Жигжит Абидуевич Батуев, и Леонид Иосифович Израйлевич, и Базыр Очирович Цырендашиев, и Анатолий Андреевич Андреев.
Свою лепту в повышении художественного уровня филармонии внесли худруки Жамсаран Дармаевич Дандаров и Ольга Васильевна Молонова.
Самых добрых слов заслуживают директора, возглавлявшие филармонию на протяжении всех этих долгих лет. Среди достойнейших руководителей коллектива нужно с благодарностью и восхищением назвать Г.И. Архинчеева, Б.И. Гузовскую, Н.В. Тарова, Г.А. Батубаева, Н.Р. Бимбаева, А.Ф. Гергесова, Л.Н. Кузмержа, В.Г. Николаева, Г.П. Кулагину.
Довольно тяжелый период выпал как раз на долю тандема Г.П. Кулагиной и О.В. Молоновой, которые достойно пережили «время перемен» и сохранили филармонию.
С 2000 года директором филармонии работает народная артистка РБ, заслуженный работник культуры России Эржена Зугдаровна Жамбалова, и ей удалось открыть в истории филармонии новую интересную страницу. Но об этом нужно говорить особо.
Пока же вернемся к истории и одному из основных направлений филармонической деятельности – симфоническому оркестру. Его в разные годы возглавляли поистине легендарные дирижеры – Я.М. Геншафт, П.М. Берлинский, И.Л. Рык, В.В. Маймескул, И.В. Чудновский, В.Н. Горелик, И.Ю. Айзикович, В.А. Рылов, В.А. Раевский, В.Ц. Галсанов, М.Л. Балдаев. Сейчас просто не верится, что с 1977 по 1995 годы симфонический оркестр филармонии ежегодно давал десятки концертов. Постоянно обслуживались 5 абонементов. Помимо вечерних концертов проходили выступления на предприятиях и в учреждениях, в учебных заведениях в колхозах и совхозах. Если учесть, что население города и республики в то время было гораздо меньшим, то ситуацию той поры можно назвать феноменальной, поскольку залы на концертах всегда были полными.
Оркестр филармонии тесно сотрудничал с Союзом композиторов Бурятии. Абсолютно все произведения бурятских композиторов входили в его репертуар.
В годы «перестройки» филармония, наконец, получила свое здание с концертным залом. Ей был передан бывший Дом политпросвещения, зато финансирование оркестра как штатной единицы филармонии прекратилось, и концерты симфонической музыки стали редким явлением.
Только в наши дни, понимая необходимость их возобновления, министр культуры Бурятии Тимур Гомбожапович Цыбиков использует все возможности для стимулирования симфонической деятельности. Впервые за несколько десятилетий в Улан-Удэ дважды побывал Иркутский Губернаторский симфонический оркестр во главе со своим Главным дирижером Илмаром Лапиньшем. Живой интерес публики вызвали симфонические программы Антона Лубченко. В 2012 году симфонический оркестр под управлением Владимира Ткаченко представил слушателям новые интересные просветительские проекты – «Главная тема» из цикла «Музыка кино» и «Симфония танго» с участием бандонеониста из Санкт-Петербурга Александра Митенева.
Юбилейный 75 концертный сезон филармония по традиции открыла 1 октября, в Международный день музыки, симфонической программой «Классика», в которой прозвучали произведения Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна.
Уделяя сегодня особое внимание истории симфонической деятельности, нельзя забывать и о десятках разножанровых музыкальных коллективов, которые ковали славу Бурятской филармонии. Это и лекторийная группа, созданная еще в 1945 году выдающимся музыкантом и просветителем Н.И. Маториным, и которой вплоть до последнего времени руководила народная артистка РБ, музыковед Наталья Ринчинова. Это и эстрадное направление, берущее свое начало в 1939 году, группы «Селенга» (руководитель К.Д. Шулунова), «Ритмы Байкала» (руководитель Ю.М. Мацуков), кукольные группы «Радуга» (руководитель В.В. Теняков), «Мы и куклы», иллюзионная группа «Магия» (руководитель В. Цыренжапов).
Если задаться задачей хотя бы упомянуть имена сотен замечательных артистов, оставивших свой след в истории филармонии, то газетной полосы для этого явно не хватит. Кто - то из них ушел из жизни, кто-то проживает в дальних краях. Ну, а кто-то из ветеранов непременно придет на Юбилейный концерт, который состоится в помещении театра оперы и балета 28 марта.
В эти предъюбилейные дни средства массовой информации наверняка будут рассказывать о нынешних днях Бурятской филармонии, о великолепном музыкальном театре – студии «Урагшаа» под руководством Саяна и Эржены Жамбаловых; о достижениях Детской филармонии, которая за 22 сезона воспитала немало профессиональных музыкантов; об интенсивной работе с гастролерами – пианистами, скрипачами, гитаристами и виолончелистами, джазовыми и академическими певцами; о фестивалях современной музыки, начиная с «Огней магистралей» и кончая «Голосом кочевника», «Байкальским Рождественским фестивалем» и «Песнями Булата на Байкале».
Однако, у этой обзорно-аналитической статьи несколько иная задача – осмыслить и консолидировать опыт концертной работы, накопленный за семь с половиной десятилетий, концептуально осознать и сформулировать это бесконечно ёмкое понятие – «филармония», определить его потенциал на перспективы. И еще раз напомнить, что филармония во всем мире является одним из индексов цивилизации, объединяющим народы в нацию.
Основные позиции сложившейся концепции можно изложить в следующих десяти пунктах:
- Филармония – это универсальная концертная многофункциональная организация, которая проводит пропаганду классической, симфонической, эстрадной, камерной, этнической и детской музыки. Только филармония способна охватить такой широкий спектр деятельности.
- Это единственное учреждение культуры, уставным правом которого является приглашение и прокат гастролеров всех российских и зарубежных филармоний и продюсерских центров. Оно делает это компетентно, отвечая за результаты и качество исполнения.
- Филармония консолидирует на своей сцене все исполнительские силы республики: профессиональные, учебные, любительские, фольклорные, жесткие.
- На сей день это едва ли не единственное учреждение, которое систематически обслуживает тружеников села, вплоть до отдалённых чабанских стоянок, ведет выездную гастрольную деятельность в районах республики, в Усть-Ордынском и Агинском бурятских округах.
- Филармония стала центром музыкального образования и воспитания детей и юношества, создав Детскую филармонию. Она обладает возможностью приобщать к концертной жизни детей трех поколений, начиная с детских садов.
- Филармония привлекает российских и зарубежных туристов, сотрудничает с рядом бурятских турфирм, знакомит гостей с национальным фольклором и музыкой бурятских композиторов. В условиях развития Бурятии как туристко-рекреационной зоны деятельность филармонии крайне необходима.
- Только филармония регулярно пропагандирует симфоническое, камерное и песенное творчество национальных авторов, как ушедших, так и ныне живущих.
- Бурятская филармония является связующем звеном в цепи филармоний Сибири, осуществляет обмен культурной информацией в регионе, активно действует в Ассоциации концертных организаций Сибири (КОРСИ) и России (ДИКОР).
- Бурятская филармония обладает камерным Концертным залом с уникальной акустикой, по существу ставшим не только архитектурно-историческим памятником, но и национальным достоянием. Однако, с каждым годом нарастает необходимость в Большом современном концертном зале, оборудованном по нынешним стандартам.
- Филармония является «кузницей кадров», её артисты и коллективы успешно трудятся как самостоятельные творческие единицы во многих городах страны и в Улан-Удэ.
Филармония имеет безграничные возможности для расширения своей деятельности. Сегодня она может пригласить в свой концертный зал лучших мировых звезд. Разумеется, звезды стоят недешево, и , чтобы они приезжали в Бурятию, нужно задействовать все резервы.
Первый резерв – повышение качества концертов, и мы его используем. Подводя итоги года, директор филармонии Э.З. Жамбалова привела оптимистическую статистику, из которой видно, что финансовые результаты филармонии неуклонно повышаются даже при снижении количества концертов.
Второй резерв называется довольно скучно – «привлечение внебюджетных средств». Нам по - прежнему не хватает поддержки и внимания со стороны состоятельных людей, богатых предприятий, финансовых учреждений. В конечном счете, каждый город заслуживает такой филармонии, которую он имеет. Нам так и не удалось создать попечительский совет, в который входили бы спонсоры и меценаты, бизнесмены, предприниматели и чиновники, все те, кто любит музыку, может за неё платить и потому «может её заказать». Так делается, к примеру, во всех городах США где успешно работают более 200 симфонических оркестров.
Нам пока не удалось сделать филармонию любимым местом проведения досуга для широких слоев населения, капитально отремонтировать зал и фойе, сделать пристрой, чтобы артисты имели возможность гримироваться и выходить на сцену не через зал, а, как положено, из-за кулис.
Работать в филармонии очень трудно и очень интересно. Она не является коммерческой организацией и не создана для извлечения прибыли. Она осознанно не занимается шоу-бизнесом и все свои средства направляет на просветительство, эстетическое и нравственное воспитание, на добро и красоту, которые спасут мир.
Автор: В. А. Усович, художественный руководитель филармонии