Творческий вечер – всегда событие. Оно на пути творчества – как узел притяжения огромных усилий, зачастую - многолетних, и как экзамен, который художник периодически назначает сам себе. А для нас всех, и свидетелей, и участников события, в этом есть хороший повод задуматься: что же всё-таки значит – быть композитором?
На
творческом вечере пензенского композитора Романа Давыдова, состоявшемся 28 февраля в новом здании областной филармонии, было немало сказано о его замечательных качествах, но ключевыми оказались несколько слов, произнесённых Марией Макаровой, исполнительницей на органе, приехавшей из Москвы специально для выступления в программе его авторского концерта: «Эта музыка находит путь к слушателю».
Эти слова оказались справедливы не только по отношению к органным сочинениям, которые Марии Макаровой известны давно, но в ещё большей степени в отношении хоровых произведений, детской фортепианной музыки и, конечно же, песен. В них есть то, что не оставляет равнодушным ни исполнителя, ни публику, ни ребёнка, ни искушённого знатока – искренняя теплота интонации, затрагивающая сердце.
Так что же это за искусство и в чём его секрет? Скорее всего, он не один, и вполне возможно, у каждого он свой, но ясно одно: ремесло – вещь необходимая, без которой никакого искусства не будет, но это лишь начало. Главное – дальше, и тут уже должен будешь вложиться весь, как сказано: «Добрый человек из сокровищницы добра в своём сердце выносит доброе, а злой человек из своей сокровищницы зла выносит злое. Ведь от избытка сердца говорят уста». (Лк. 6:45.)
В этой связи запомнилась удивительно непринуждённая, по-домашнему тёплая обстановка вечера, ощущение, что здесь собрались близкие люди, как в зале, так и на сцене – понимающие и сочувствующие друзья. Не исключено, что это и есть ключ к секрету Романа Давыдова: открытость и доступность его музыки – продолжение его собственной открытости и общительности, неподдельного интереса к людям, способности к искреннему сопереживанию - вне зависимости от весьма непростых личных обстоятельств.
Богатая в жанровом плане программа не просто демонстрировала творческий диапазон автора, но и помогала увидеть связь между различными областями творчества, творчеством и жизнью композитора. Символом этого нового понимания стал орган, на котором исполнялась ранее неизвестная в городе музыка Романа Тиграновича.
Попробуйте представить себе картину: величественно возвышающийся над залом инструмент и на его фоне маленький человек во фраке, сидящий в кресле, и почему-то совершенно понятно: это не знакомство с новым пензенским органом, а встреча старых друзей. Трагический эпизод, изменивший ход жизни одного из них, более сорока лет назад положил начало их дружбе. И с той поры определился его путь: быть композитором.
Гусева М. М.
Комментарии
назгуль актобе, 14 апреля 2015:
ура я теперь знаю как быть композитором спасибо большое