В эти январские дни мы особенно чтим память выдающегося отечественного музыканта, замечательного органиста, композитора, педагога, крупного общественного деятеля, Народного артиста России, Лауреата Государственной премии СССР, профессора Московской консерватории —
Олега Григорьевича ЯНЧЕНКО.
Невольно вспоминаются первые встречи с маэстро.
Концертная Москва 70-х годов XX века.
На афишах крупнейших залов столицы всё чаще появляются имена молодых музыкантов — Рольфа Уусвяли, Евгении Лисицыной и Олега Янченко, ставших достойными преемниками и продолжателями лучших мировых органных традиций и быстро завоевавших признание и любовь взыскательной публики.
Выступления молодого Олега Янченко сразу же привлекли к себе внимание слушателей, всякий раз являясь ярким событием и надолго сохраняясь в памяти. Было ясно, что перед нами не просто блестящий органист-виртуоз, безупречно владеющий всеми «секретами» исполнительского мастерства, но, прежде всего, глубочайший музыкант-мыслитель, проникающий во «Святая Святых» произведений.
Исполнительская манера Олега Янченко отличалась необычайной импровизационностью, огромной внутренней жизненной энергией, какой-то редкой светозарностью, живым чувством времени и безукоризненной стилистической чуткостью. Музыкальная ткань словно дышала и поражала своей рельефностью. В игре органиста никогда не было штампов, надуманности, «книжности». Это была сама ЖИЗНЬ. Играл он невероятно естественно, свободно и легко.
Программы концертов Олега Янченко всегда отличались редким разнообразием и продуманностью в построении. Наряду с баховскими шедеврами молодой органист знакомил публику с произведениями старинных мастеров, что казалось некоторым новаторством в те времена. Незабываемым остаётся его исполнение Токкаты Муффата, о трактовке которой высоко отзывался крупнейший знаток музыкальной культуры добаховской поры, эстонский органист, профессор Хуго Лепнурм, не пропускавший ни одного концертного выступления Олега Янченко во время его гастролей в Таллинне.
Краеугольным камнем в репертуаре музыканта всегда оставалась великая и бессмертная музыка Иоганна Себастьяна Баха. Здесь во всей полноте раскрывалось могучее дарование исполнителя. Всегда поражал масштаб мышления органиста, глубина проникновения в содержание произведений, умение владеть аудиторией, сохраняя напряжённое слушательское внимание. В те годы мне посчастливилось не пропустить почти ни одного концерта Олега Янченко в Москве. И я очень хорошо помню, что одни и те же сочинения в его исполнении каждый раз звучали по-новому. К счастью, сохранились аудиозаписи игры великого мастера, хотя и малочисленные. Хотелось бы пожелать нашим молодым органистам со вниманием отнестись к богатейшему наследию, которым обладает наша культура, а не отправляться лишь «в дальние плавания» в поисках истины.
Особенное место в репертуаре исполнителя занимала современная музыка, а также собственные сочинения и импровизации на заданные слушателями темы. В то время Янченко был единственным отечественным органистом, в совершенстве владевшим искусством импровизации. Одна из таких композиций была записана автором и неоднократно звучала в его концертах. Сохранилась и замечательная аудиозапись этого сочинения в авторском исполнении.
Мне неоднократно доводилось слышать Импровизацию в интерпретации самого Олега Янченко в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Это было незабываемо. Я тогда уже занималась на органе в музыкальном училище при Московской консерватории и была на четвертом курсе. Дипломная программа предполагала обязательное исполнение произведение современного автора. Сыграть Импровизацию Олега Янченко было моей мечтой. Однако произведение ещё не было издано, получить ноты можно было только у самого композитора. Мои родители обратились с соответствующей просьбой к супруге Олега Григорьевича — Татьяне Викторовне Янченко. Нашу семью поразило, насколько просто и доброжелательно она встретила нас, пообещав в тот же день поговорить с мужем и любезно оставив номер своего домашнего телефона. Каково же было мое изумление и даже страх, когда родители передали мне слова Татьяны Викторовны: «Олег не возражает, но сначала он хочет её послушать».
Договорились на определённый день, в который Олег Григорьевич придёт в училище для прослушивания. Невозможно передать, как я готовилась к этой встрече. И не удивительно: предстать пред знаменитым органистом, концерты которого я посещала с детства, которого видела только во фраке и исключительно на сцене! Моё воображение рисовало мне неприступного маэстро, а несовершенство собственной игры в его присутствии повергало в ужас.
Долгожданный день настал. Рано утром я ждала Олега Григорьевича в вестибюле училища. И вот вошел радостный, необычайно светлый, добрый и очень простой в общении человек. Во всём его облике была стремительность, живость и удивительная доброжелательность. Весь мой страх мгновенно исчез. В то утро я играла Олегу Григорьевичу Прелюдию и фугу a-moll и Пассакалию И. С. Баха. Это прослушивание превратилось в трёхчасовое занятие с выдающимся музыкантом, определившим всю мою дальнейшую судьбу. По окончании консультации моим родителям было сказано: «Не мешайте ей. Я подумаю, где ей учиться дальше. Позвоните мне через три дня». И через три дня я услышала: «Поедешь к Хуго Лепнурму в Таллинн. Я договорился. Если понравишься ему, он тебя возьмёт». Это прозвучало как ответ на мои внутренние поиски. Своё дальнейшее образование я хотела продолжить в Прибалтике, но не знала, каким образом это осуществить.
И в дальнейшем Олег Григорьевич неоднократно принимал самое горячее участие в моей судьбе. Перед поступлением в консерваторию слушал меня, занимался со мной, не жалея сил и времени, приезжая для этого ранним утром. И делал он это всегда безвозмездно, искренне желая помочь начинающему органисту, поддержать и укрепить его. Бесценные советы, полученные на этих консультациях, многочисленные ремарки вспоминаются и по сей день. Более того, многое из того, что я слышала в то время от Олега Григорьевича, открывается для меня только сейчас. Благодаря его помощи мне посчастливилось учиться у выдающего музыканта XX столетия — Хуго Лепнурма — и приобщиться к уникальной эстонской органной школе.
Бесконечная благодарность и низкий поклон дорогому Олегу Григорьевичу — удивительному, редкому ЧЕЛОВЕКУ и музыканту-гиганту!
Вечная ему память!
Наталия ЕНЬКО
Комментарии
tdivakova, 01 марта 2017:
"ЗВУКИ ВСЕЛЕННОЙ. Органист и композитор Олег Янченко" - так называется книга музыковеда Марины Ковалёвой, рассказывающая о многогранном таланте Олега Григорьевича. Дополнена редчайшими фотографиями из семейного архива и списком сочиненных произведений. Издана в 2006 Издательским домом "Коктебель" Очень жаль. что тиражом всего 500 экземпляров!
Олег Белоцерковский, 14 января 2017:
Саратовский органный фестиваль всегда с большим нетерпением ждал приездов дорого Олега Григорьевича. К сожалению, именно перед своим последним запланированным приездом в Саратов Олег Григорьевич упал на Павелецком вокзале с микроинсультом. Мы все желали ему выздоровления. Но.....БОЛЬШАЯ потрея прекрасного МУЗЫКАНТА
n.enko, 19 января 2017:
Мы, его ученики и почитатели, будем делать всё возможное. чтобы имя этого ВЕЛИЧАЙШЕГО МУЗЫКАНТА СОВРЕМЕННОСТИ жило.