24 января 2014 года в рамках абонемента № 4 «Камерные вечера» в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер вокальной музыки, посвящённый поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
Молодая солистка филармонии Галина Зольникова, заслуженная артистка РФ Нина Стрижова, Камерный хор БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева), концертмейстер заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова представили публике концертную программу, составленную из потрясающих по красоте романсов и песен на стихи великого поэта.
«Я помню чудное мгновенье: передо мной… в самых благородных образах явились солисты филармонии, которые своими голосами затмили все мои мысли», — размышляет слушатель, побывавший на уникальном концерте с подзаголовком «И жизнь, и слёзы, и любовь». Эти мгновения были поистине чудными, потому что в них волшебным образом зритель оказывался не в нынешнем, XXI столетии, а на два века раньше — в XIX-м.
Прелесть золотого века русской культуры, эпохи великих умов и смелых открытий, можно было почерпнуть с одной стороны в поэзии, звучавшей на протяжении всего вечера, с другой — в музыке.
Концерт, в котором слились воедино две феи искусства, не смог бы состояться без поэтического слова и чтения оригинальных пушкинских строк под руководством литературно-поэтических вдохновителей филармонии — Ивана Сухорукова и ведущей концерта, заслуженного работника культуры РФ Людмилы Сидоровой.
Правильная тональность, энергично заданная в стихах, умело подхватывалась музыкантами, и тем самым образовывался некий художественный синкретизм, который непременно ощущался аудиторией.
«Неисчерпаемый родник для русских музыкантов» (как называл Александра Сергеевича А. Серов), Пушкин оставил за собой целый кладезь творческого наследия, к которому в своем вокальном творчестве прикоснулся практически каждый русский академический композитор. И сейчас, несомненно, можно найти много нового и неизведанного в кажущейся вдоль и поперек перечитанной поэзии Пушкина.
Два романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «В крови горит огонь желанья» в очаровательном исполнении Галины Зольниковой первыми окунули в атмосферу пушкинской эпохи. Это одни из самых известных романсов композитора и ярчайшие стихотворения поэта. Солистка с первых нот покорила своим блестящим, сильным голосом. Сопрано Галины Зольниковой прекрасно сочеталось с необыкновенно чистыми и прозрачными звуками аккомпанемента фортепиано заслуженного работника культуры РФ Ирины Соколовой, которые словно капельки воды обрели свою музыкальную форму, и вышли на поверхность.
Не менее яркими и артистично исполненными явились следующие романсы — задумчиво-меланхолический романс «Медлительно влекутся дни мои» Н. Римского-Корсакова и два романса с утончёнными мелодическими сдвигами и поворотами «Не пой, красавица, при мне» с музыкой Н. Титова и С. Рахманинова.
Романсы на стихи Пушкина в исполнении заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой (меццо-сопрано) были насыщены ароматом тех мест, в которых поэт бывал и любил их вспоминать. В частности, «На холмах Грузии» Н. Римского-Корсакова и «Царскосельская статуя» Ц. Кюи, — с помощью музыки они переносили в Тифлис, где в 1929 году некоторое время жил Пушкин, а затем в Царскосельский парк, где установлена бронзовая статуя «Девушки с кувшином».
Лирико-психологические «Признание» и «Я здесь, Инезилья» М. Глинки тонко и чувственно раскрывали поэтический смысл. Истинным шедевром в исполнении Н. Стрижовой явился романс «Старый муж» А. Верстовского, в котором все сольные качества артистки были лаконично и точно продемонстрированы: выразительная образность, харизматическая артистичность и музыкальность.
Камерный хор филармонии под руководством Елены Алексеевой продемонстрировал исполнение контрастных и удивительных по красоте музыкальных сочинений, в которых знаменитые пушкинские строки обретали новые оттенки звучания.
«Элегия» В. Калинникова, «Наташа» и «Зорю бьют» из цикла «Пушкинский венок» Г. Свиридова, хор «Не сокол летит по поднебесью» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского пролетели на одном дыхании, оставив особый, ни с чем не сравнимый аромат пушкинской лирики.
Галина Зольникова и Нина Стрижова после блестящего исполнения сольных номеров («Песня Мэри» из музыки к трагедии Пушкина «Пир во время чумы», «Зимний вечер» и «Подъезжая под Ижоры» Г. Свиридова; «Редеет облаков летучая гряда» Н. Римского-Корсакова и «Ночь» А. Рубинштейна) эффектно выступили в дуэте «сопрано — меццо-сопрано».
Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского и дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» («Слыхали ль вы») явились одними из самых ярких и узнаваемых слушателями номеров концертной программы.
Завершился вечер музыкальной пушкинианы выступлением Камерного хора — прозвучали Три хора из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского (солист — Олег Куликов). Поэзия Пушкина в сочетании с музыкой Чайковского и хоровым исполнением звучала по-особому насыщенно, живо, полно, с золотым оттенком, и стала своеобразным «Фонтаном любви».
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…«Фонтан любви» будет согревать сердца белгородцев ещё долго, а пушкинская лирика в год 215-летия со дня рождения величайшего русского поэта, передав эстафету, будет «журчать» в сладостных звуках музыки по всему миру.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото автора)Дата публикации:
25.01.2014