«Чудное мгновенье» в Белгородской филармонии

Добавлено 25 января 2014 Marina Andreykina

Ирина Соколова (фортепиано), Людмила Сидорова, Малый зал Белгородской филармонии, Академический хор Белгородской филармонии, Галина Зольникова (сопрано), Белгородская филармония, Марина Андрейкина, Нина Стрижова (меццо-сопрано)

24 января 2014 года в рамках абонемента № 4 «Камерные вечера» в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер вокальной музыки, посвящённый поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

Молодая солистка филармонии Галина Зольникова, заслуженная артистка РФ Нина Стрижова, Камерный хор БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева), концертмейстер заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова представили публике концертную программу, составленную из потрясающих по красоте романсов и песен на стихи великого поэта.

«Я помню чудное мгновенье: передо мной… в самых благородных образах явились солисты филармонии, которые своими голосами затмили все мои мысли», — размышляет слушатель, побывавший на уникальном концерте с подзаголовком «И жизнь, и слёзы, и любовь». Эти мгновения были поистине чудными, потому что в них волшебным образом зритель оказывался не в нынешнем, XXI столетии, а на два века раньше — в XIX-м.

Прелесть золотого века русской культуры, эпохи великих умов и смелых открытий, можно было почерпнуть с одной стороны в поэзии, звучавшей на протяжении всего вечера, с другой — в музыке.

Концерт, в котором слились воедино две феи искусства, не смог бы состояться без поэтического слова и чтения оригинальных пушкинских строк под руководством литературно-поэтических вдохновителей филармонии — Ивана Сухорукова и ведущей концерта, заслуженного работника культуры РФ Людмилы Сидоровой.

Правильная тональность, энергично заданная в стихах, умело подхватывалась музыкантами, и тем самым образовывался некий художественный синкретизм, который непременно ощущался аудиторией.

«Неисчерпаемый родник для русских музыкантов» (как называл Александра Сергеевича А. Серов), Пушкин оставил за собой целый кладезь творческого наследия, к которому в своем вокальном творчестве прикоснулся практически каждый русский академический композитор. И сейчас, несомненно, можно найти много нового и неизведанного в кажущейся вдоль и поперек перечитанной поэзии Пушкина.

Два романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «В крови горит огонь желанья» в очаровательном исполнении Галины Зольниковой первыми окунули в атмосферу пушкинской эпохи. Это одни из самых известных романсов композитора и ярчайшие стихотворения поэта. Солистка с первых нот покорила своим блестящим, сильным голосом. Сопрано Галины Зольниковой прекрасно сочеталось с необыкновенно чистыми и прозрачными звуками аккомпанемента фортепиано заслуженного работника культуры РФ Ирины Соколовой, которые словно капельки воды обрели свою музыкальную форму, и вышли на поверхность.

Не менее яркими и артистично исполненными явились следующие романсы — задумчиво-меланхолический романс «Медлительно влекутся дни мои» Н. Римского-Корсакова и два романса с утончёнными мелодическими сдвигами и поворотами «Не пой, красавица, при мне» с музыкой Н. Титова и С. Рахманинова.

Романсы на стихи Пушкина в исполнении заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой (меццо-сопрано) были насыщены ароматом тех мест, в которых поэт бывал и любил их вспоминать. В частности, «На холмах Грузии» Н. Римского-Корсакова и «Царскосельская статуя» Ц. Кюи, — с помощью музыки они переносили в Тифлис, где в 1929 году некоторое время жил Пушкин, а затем в Царскосельский парк, где установлена бронзовая статуя «Девушки с кувшином».

Лирико-психологические «Признание» и «Я здесь, Инезилья» М. Глинки тонко и чувственно раскрывали поэтический смысл. Истинным шедевром в исполнении Н. Стрижовой явился романс «Старый муж» А. Верстовского, в котором все сольные качества артистки были лаконично и точно продемонстрированы: выразительная образность, харизматическая артистичность и музыкальность.
Камерный хор филармонии под руководством Елены Алексеевой продемонстрировал исполнение контрастных и удивительных по красоте музыкальных сочинений, в которых знаменитые пушкинские строки обретали новые оттенки звучания.

«Элегия» В. Калинникова, «Наташа» и «Зорю бьют» из цикла «Пушкинский венок» Г. Свиридова, хор «Не сокол летит по поднебесью» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского пролетели на одном дыхании, оставив особый, ни с чем не сравнимый аромат пушкинской лирики.

Галина Зольникова и Нина Стрижова после блестящего исполнения сольных номеров («Песня Мэри» из музыки к трагедии Пушкина «Пир во время чумы», «Зимний вечер» и «Подъезжая под Ижоры» Г. Свиридова; «Редеет облаков летучая гряда» Н. Римского-Корсакова и «Ночь» А. Рубинштейна) эффектно выступили в дуэте «сопрано — меццо-сопрано».

Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского и дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» («Слыхали ль вы») явились одними из самых ярких и узнаваемых слушателями номеров концертной программы.

Завершился вечер музыкальной пушкинианы выступлением Камерного хора — прозвучали Три хора из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского (солист — Олег Куликов). Поэзия Пушкина в сочетании с музыкой Чайковского и хоровым исполнением звучала по-особому насыщенно, живо, полно, с золотым оттенком, и стала своеобразным «Фонтаном любви».

Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.


Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…


«Фонтан любви» будет согревать сердца белгородцев ещё долго, а пушкинская лирика в год 215-летия со дня рождения величайшего русского поэта, передав эстафету, будет «журчать» в сладостных звуках музыки по всему миру.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото автора)
Дата публикации: 25.01.2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору