Дирижировать — это так просто…

Добавлено 30 июня 2014 Musician

Филармония Адыгеи, Донецкая государственная академическая филармония, Тюменская филармония, Роман Моисеев (дирижер)

CONDUCTING — IS SO SIMPLE…

Giancarlo Vitali. Direttore II

Дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории, известный теоретик дирижирования Илья Александрович Мусин (1904−1999) рассказал как-то анекдот:
«Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов „рисунков“ и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на „два“, так „на три“, на „четыре“, а вот так — на „шесть“. Большим движением вы показываете „форте“, а маленьким — „пиано“. Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, — это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто».
Более откровенно на эту тему высказался мой первый педагог по хоровому дирижированию в Музыкальном училище при Московской консерватории Зоя Васильевна Муравьева, когда однажды сказала, что махать руками можно научить обезьяну за 15 минут, дав ей за это банан…

Giancarlo Vitali. Direttore I

К счастью, профессия дирижирования, а именно о ней идет речь, лежит совершенно в другой плоскости и не является формой для самовыражения или подражательства, т. к. помимо личностных, музыкантских и человеческих качеств, дирижирование подразумевает возможность непосредственного мануального управления и невербального воздействия на окружающих. Этому «языку» надо учиться многие годы так же, как игре на музыкальном инструменте. Ведь дирижер — это тоже профессия и преимущественно — профессия второй половины жизни! К тому же, чтобы стать дирижёром — нужно прежде всего быть Музыкантом!

Важно учитывать, что оркестр не стоит рассматривать, как «инструмент», на котором вы «играете». Это связано с тем, что коллектив состоит из людей, музыкантов и непосредственных исполнителей, которых вы всего лишь направляете, встав на подиум первым среди равных.

Как писал в одной из своих книг по дирижированию И. А. Мусин:

«…каждый музыкант может увидеть и понять в жесте (дирижёра) лишь то, что позволяет ему его музыкальная культура и исполнительский опыт.»
К тому же, на практике, взаимодействие между музыкантами внутри коллектива значительно сильнее, чем у каждого из музыкантов непосредственно с дирижёром, что говорит лишь о высоком уровне оркестра.

В этом случае руководителю необходимо уметь объяснять и себе, и другим: что, почему и как надо делать. Его дирижерская установка выражена в четкой системе ауфтактов, при помощи которых он общается с оркестром, лидерами групп, демонстрируя свои намерения при возможно минимальном количестве слов на репетиции. Истинный дирижер — всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен обладать большим жизненным багажом, а его дирижерский жест, как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен и экономичен.

Giancarlo Vitali. Ouverture

Не редко приходится наблюдать дирижеров, «подкупающих» слушателей своими красивыми темпераментными позами, откровенным подражательством более именитым и харизматичным мастерам или часто мелькающих в различных телешоу, что к сожалению формирует соответствующие вкусы аудитории.

На концерты подобных дирижёров приходят скорее посмотреть, а не только послушать и услышать качество звучания, поразмышлять о высотах интерпретаций. В опере, надежным «прикрытием» для такого «маэстро» становятся «звездные» солисты, а благодарная публика, привыкшая доверять тому, что ей предлагается, с удовольствием награждает его по обыкновению громкими аплодисментами.

Необходимо отметить, что в последние десятилетия распространение получили т.н. «дирижирующие музыканты». Достигнув ранее определенных высот в исполнительстве на своих инструментах, обладая неким кредитом доверия у зрителей или деловой хваткой, они взялись за дирижерскую палочку…

Луи де Фюнес дирижирует

youtu.be

Но если продолжать рассматривать дирижирование, как самостоятельный вид исполнительского искусства, то отношение к нему должно быть серьезно пересмотрено. Особенно это важно сейчас, в век всеобщей аудио-визуализации, когда исполнительский уровень оркестров настолько вырос, что одним стало казаться, что дирижировать «это так просто», а мастерству других уже «не стало предела». Мы обязательно должны делать все возможное, чтобы сохранить отечественную школу дирижирования, традиции, созданные великими русскими дирижерами и позаботиться о их развитии!!!

Общеизвестно высказывание, что «дирижерство — темное дело». И сегодня, оставаясь таковым, оно по-прежнему продолжает искушать молодое поколение музыкантов, становясь все более популярным видом деятельности. Но далеко не каждый сможет пролить на него свой свет.

Роман Моисеев

Источник

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Блестяще., 30 июня 2014:

    Подписываюсь под каждым словом.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору