Фестиваль «Серебряная лира» всё-таки открылся на днях в Санкт-Петербурге. Открылся не в том формате, на который рассчитывали организаторы, Филармоническое общество Санкт-Петербурга: онлайн вместо оффлайна (президент общества Борис Березовский говорил, что концерты в Малом зале Филармонии состоятся без публики
www.youtube.com/watch?v=5uR1GnyHlio), и с совершенно другим набором артистов. Музыканты из семи заявленных стран так и не приехали в Петербург — ни в запланированном конце октября и начале ноября, когда всё концертное было отменено Бегловым, ни в декабре, когда концерты вроде как возобновились. Понятно, насколько сложно снова выстраивать график фестиваля, передоговариваться с залами и артистами; возможно, поэтому организаторы фестиваля выбрали путь легче. В итоге афиша претерпела серьезнейшие изменения (стоит ли тогда фестиваль называть международным?), о которых официальный сайт не уведомляет (там до сих пор значится первая версия программы
silverlyre.ru/index); сравнение же двух версий программы оказывается не всегда в пользу второй.
Заявленный на открытии фестиваля Молодежный камерный оркестр филармонии выступил с абсолютно другой программой: вместо Акутагавы, Азарашвили, Ряэтса и Гайдна были сыграны Вебер, Десятников и Пьяццолла. Камера предательски фиксировала меломанов в Малом зале Филармонии, что позволяло усомниться в свежести преподносимого концертного блюда — причём первого. Интернет тоже не стал скрывать реальную дату события: оказалось, что такую программу оркестр сыграл год назад, 5 декабря 2020 года. Открывать фестиваль старым концертом представляется нам моветоном — как и рецензировать его, делая вид, что мы этого не замечаем. Поэтому для очистки совести перейдем ко второй программе «Серебряной лиры».
На этот раз можно было не сомневаться, что хотя это концерт записанный, он действительно игрался для фестиваля этого года и онлайн-слушателей. Вот и пустой Малый зал в отсутствии публики, и музыканты Станислав Соловьёв, Игорь Золотарёв и Никита Зубарев наедине с оператором. Правда, программа длительностью 37 минут больше походила на одно отделение концерта; хотелось спросить, где второе, но этот вопрос видимо, так и повиснет в пустом глинкинском зале
www.youtube.com/watchТем не менее, петербургский ансамбль был на высоте, представив сочинения Шуберта и Брамса во всей их романтической теплоте и экспрессии. При этом именно лирические интимные темы удались музыкантам лучше, а экспрессия временами приобретала несколько ожесточенный и брутальный характер; для до-мажорного финала трио Брамса это был слишком радикальный приём. Что касается трансляции, то там были свои диссонансы. Баланс звучания был выстроен так, что скрипка и виолончель часто выходили на первый план, даже в тех местах, где их функция была явно аккомпанирующей. Поразила и операторская склейка, в которой ноктюрн Шуберта как бы прицепили к первой части трио Брамса, сделав после неё многозначительную паузу с кадрами интерьеров зала. Эффект усилился благодаря появившимся на второй части произведения титрам о том, что только сейчас началось «Трио Брамса».
Если учесть, что титры к тому же сообщали тональность трио — до минор, в соответствии с программой, то есть тональность брамсовского трио № 3, а в реальности музыканты играли трио № 2 (До мажор), я, разбираясь в этой путанице, провела интереснейший вечер.
Фестиваль набирает обороты и просмотры на ютубе — кто знает, сколько он открытий чудных ещё готовит нам.
Елена Прыткова