Григорий Зайцев: Моя новая партитура посвящена белгородским музыкантам

Добавлено 12 сентября 2015 Евгения Почернина

Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

композитор, Григорий Зайцев, Фестиваль современной музыки

16 и 17 сентября оркестр русских народных инструментов отметит четвертьвековой юбилей концертом «Нам 25!». В первом блоке программы прозвучит музыка наших современников, композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, в том числе, мировые премьеры!

Одно из таких произведений — «Алетейя», сочинение, написанное специально для белгородского оркестра московским композитором Григорием Зайцевым. Мы попросили автора музыки ответить на несколько вопросов для официального сайта Белгородской филармонии.

— Григорий, расскажите о вашем произведении? Откуда взялось название?

— Слово «алетейя» в дословном переводе с греческого означает «не забвение». В античной культуре под не забвением понималась истинность, так как всякое подлинное познание считалось мыслителями (в частности, Платоном) припоминанием. Припоминанием того, что душе человека уже было известно изначально, но позже позабыто…

В философии Мартина Хайдеггера алетейа — это «не сокрытое» бытие, это истинная, подлинная реальность, которую человечество пытается «вспомнить», но вспоминает по частям…

Моя пьеса об искусстве в широком смысле слова — «явленном» и одновременно «не явленном». Ведь всякое произведение искусства полностью открыто для восприятия, но многие ли рискнут утверждать, что поняли его до конца?

Одновременно, эта пьеса о памяти, о той великой трагедии и подвиге, юбилей которого отмечает наша страна в этом году — 70-летие со дня Победы в тяжелейшей для мировой истории войне. В этом ключе, название алетейя звучит как напоминание — как не забвение. 1941 — 1945 гг. не должны быть забыты во имя света, жизни, любви и свободы.

— Что для вас музыка?

— Это объективный факт, как и предметы, и люди вокруг. Композиторы слышат музыку и записывают её, чтобы другие люди тоже смогли услышать. Конечно же, каждый автор слышит музыку по-разному и наделяет её чертами своей личности, своей жизни, мировоззрения. И всё же, если бы это была «выдуманная» музыка, на мой взгляд, она бы не смогла никого увлечь.

Слушатель реагирует на музыку всем сердцем только тогда, когда композитору удалось точно сформулировать тот или иной образ и выразить его в партитуре. Чтобы, человек, слушая, приоткрывал для себя то, что и так смутно чувствовал в себе, но не мог выразить, высказать. Это, собственно, касается всего искусства.

Григорий Зайцев, композитор, Евгений Алешников, Верна Токаева, Белгород

— Вы уже сотрудничали с оркестром русских народных инструментов Белгородской филармонии. Поделитесь впечатлениями.

— В Белгороде замечательный коллектив! Оркестр полностью укомплектован всеми необходимыми инструментами и имеет достойную концертную площадку. Музыканты прекрасно справляется со сложными современными партитурами и превосходно интерпретирует классику жанра. И главное, у оркестра по-настоящему хороший руководитель — Евгений Алешников — глубокий и понимающий музыкант, а также превосходный организатор. Результат его работы на лицо: оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии стоит в одном ряду с ведущими коллективами современной России, что для культуры города и области, я уверен, трудно переоценить.

Для меня белгородский коллектив — один из тех немногочисленных оплотов, которые дают уверенность в том, что оркестровое искусство русских народных инструментов имеет большое будущее. Благодаря таким коллективам сегодня композиторы могут писать новые сочинения, которые будут исполняться, а публика будет имеет возможность приобщится к подлинному живому искусству. Со временем эти сочинения смогут стать классикой и определить «лицо» русского народного исполнительского искусства, сделаются частью достояния современной истории России. И это замечательно, потому что это позволяет русской музыкальной культуре оставаться одной из самых ярких страниц в книге мирового искусства.

— Евгений Алексеевич Алешников (главный дирижёр оркестра русских народных инструментов филармонии - прим. автора) неоднократно говорил о том, как важно работать с современными композиторами и как много даёт дирижёру и артистам возможность поговорит с автором музыки для правильной трактовки произведения…

— Я стараюсь ничего не советовать исполнителям, потому что сочинение должно иметь альтернативу раскрываться во всех своих потенциальных возможностях. Безусловно, я послушаю партитуру перед премьерой и выскажу свои соображения, не более того. Догматизм — не очень хорошее качество, особенно в области искусства.

— Волнуетесь перед премьерой?

— Когда за плечами уже более сотни сочинений, волнения нет. Чего нельзя сказать о том моменте, когда сочинение появляется на свет. Вот тут, несмотря на творческий багаж, каждое новое сочинение является для автора единственным, а не одним из многих.

Я всегда старался и стараюсь не повторяться, не использовать второй раз уже апробированные решения. Это сложно, но только так каждая партитура становится самобытной. Написание каждого нового сочинения делает меня иным — позволяет по-новому взглянуть на многие вещи. Так что ещё не известно, кто кого в большей степени творит — композитор музыку или музыка композитора.

— В этом году белгородский оркестр русских народных инструментов отмечает своё 25-летие…

— …И я искренне поздравляю оркестр и его руководителя с этим праздником! Именно Евгению Алешникову и всему оркестру в знак моей признательности посвящена моя новая партитура «Алетейя». Кстати, это будет мировая премьера произведения!

Евгения Почернина
Пресс-служба Белгородской филармонии

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору