Джазовый мультиинструменталист Давид Голощекин — основатель и художественный руководитель единственной в мире Филармонии джазовой музыки в Санкт-Петербурге. Давид Семенович играет джаз 55 лет и может многое рассказать о том, как этот жанр изменялся на его глазах.
В интервью
JazzPeople джазовый музыкант поведал, можно ли научить джазу, каким целям служит этот жанр и насколько сильно современному слушателю современный джаз.
Об искусстве играть джаз— Давид Семенович, с высоты вашего многолетнего опыта, как вы считаете, можно ли джазу научить?— Джазу научить нельзя абсолютно точно. Можно помочь талантливому человеку развиваться быстрее, но это не является процессом обучения. Можно научить играть на музыкальном инструменте, причем даже человека с неважным слухом.
Джаз — это очень тонкое и очень сложное искусство, которое дано далеко не всем, даже закончившим пять консерваторий. Человек может быть грамотным, но играть джаз уметь не будет. Если есть дар, любовь к этому жанру у человека внутри, способности к импровизации и самобытному изложению материала, тогда можно помочь ему развиться.
МЕНЯ ДЖАЗУ НИКТО НЕ УЧИЛ
Меня джазу никто не учил. Мне помогал Геннадий Львович Гольштейн, он мне подсказывал, что я делаю неправильно, отсылал к примерам из джазовой классики. Это процесс обучения и есть.
О миссии джазовой музыки— Может ли джаз быть развлекательным, или джаз служит только эстетическим целям?— В джазе есть разные направления. Спустя 100 лет с момента его зарождения он постоянно развивался и обрастал разными музыкальными явлениями. Изначально это была танцевальная, развлекательная музыка.
Ритм, заражающие синкопы и специфика звукоизвлечения, не характерная для классической музыки, сделали джаз джазом. Это жанр импровизационный, он не остался на уровне новоорлеанского. Новые музыканты, осваивая джаз, экспериментировали со звучанием.
ДЖАЗ РАЗВИВАЛСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ
Джаз развивался параллельно с академической музыкой, поэтому в джазе можно так много найти от музыки Шостаковича, Стравинского, Дебюсси. За традиционное звучание отвечают диксиленд или свинг — творчество Гленна Миллера.
Джаз, как и современная академическая музыка, жанр сложный, поэтому у него не так много поклонников. Одни считают, что джаз — это музыка Луи Армстронга и Дюка Эллингтона. Другие отдают предпочтение Чарли Паркеру, Майлсу Дэвису и Джону Колтрейну. И те, и другие неправы, занимая категоричную позицию. Изменения в джазе стоит рассматривать исключительно как ход истории.
Пытливый человек с открытым слухом хочет расширить свой кругозор, и он начинает слушать джаз. Если хочет потанцевать, то выбирает диксиленд, если нет — кул-джаз, например.
https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/multiinstrumentalist-david-goloshhek/