К 25-и летию со дня смерти Д. В. Покровского (Цитаты)

Добавлено 28 июня 2021 mishmar

Ансамбль Дмитрия Покровского

Отрывки из интервью разных лет.

Фольклор — народная мудрость, а не развлекающие и развлекающиеся. Народная песня- явление уровня Пушкина и Достоевского… Мы все время «повышаем культуру народа», вместо того, чтобы дорасти до неё. Мы своими руками уничтожаем эту культуру

Сегодня вообще слово «фольклор» стало довольно модным, и его употребляют чаще всего в контексте, который на самом деле к фольклору не имеет никакого отношения. Происходит некая подмена реальных народных традиций сувенирной индустрией — и в области музыки, и в области национального прикладного искусства, начинает появляться даже литературный и музыкальный «народный китч»… То есть это не обязательно — петь русские народные песни, чтобы принадлежать к русской культуре.

Народные песни всегда были неотъемлемой частью сельской жизни, они там родились, они там существовали… Крестьянин не мог не петь- и пел. Сейчас крестьяне не поют — и в этом главное. Ведь я вовсе не за то, чтобы все хором пели народные песни. Дело в том, что мы практически погубили основу нашей народной национальной культуры, погубили культуру, которая вырабатывалась столетиями… И культура деревни ничуть не ниже городской — просто она другая… Были разные культуры. Они взаимообогащались. Сейчас нет на самом деле ни той, ни другой культуры. Нет ни «верхней», которая должна создаваться интеллигенцией (и, собственно, сама интеллигенция вырублена, как деревья), и нет почвы, потому что её погубили. Погубили деревню. Поэтому для меня вопрос победы народной песни- это, в первую очередь, вопрос победы деревни, сельской, крестьянской культуры. Может ли деревня быть сегодня живой или нет… Деревенский житель не любит деревню. Он не деревенский житель по психологии, он недоделанный горожанин. Вот это для меня самое главное. И для меня в этом гибель русской культуры, в том числе и гибель русского фольклора… Именно поэтому я народной песней и занимаюсь. И доказываю, что это высокое искусство.

Народная культура- среда, возникшая для того, чтобы в ней жили. Поэтому она настроена на то, чтобы в человеке будить желание общаться с другими людьми, существовать вместе с другими людьми. Она доброжелательна — и за это я люблю русскую песню, потому что я знаю, если я пою её- она вызовет нужные чувства…

Народная музыка-это очень интересно. Она чрезвычайно важна для современных композиторов. Более того, многие стороны творческой личности раскрываются именно при овладении народными традициями культуры. Я уверен, в будущем к народной музыке будут относиться столь же серьёзно и бережно, как мы относимся к музыкальной классике. Народное творчество- это тоже вневременное, непреходящее…

Я с самого начала был уверен, что эта техника общения, техника музыки очень интересна для композиторов. И, между прочим- это не чисто фольклорное явление. Это как раз то, к чему стремятся многие композиторы и многие исполнители… И театр сейчас взял от нас очень многое.

Высокий профессионализм — это просто необходимое условие для работы. Иначе грозит профанация. Иначе, не умея понять содержание, дотошно следуют форме и в конце концов делают её самоцелью. А профессионализм включает в себя и высокий уровень культуры, и широкий кругозор, и разностороннюю образованность. Недостаток именно такого профессионализма фольклорных ансамблей — в общем-то- одна из причин процветания в нашей области псевдонародности.

Профессионализм требуется в любой работе. Почему же фольклор должен быть на особом положении? Ведь донести до зрителя народное искусство в неискаженном, чистом виде может только действительно интеллигентный человек, хорошо знающий мировую культуру, глубоко чувствующий традицию и без надрыва и показухи, но искренне и всей душой любящий свой народ…

Вся эта культура, и то, с чем мы сталкиваемся — это не просто музыка, устный фольклор, или прикладное искусство- это определенная система психологического регулирования (жизни каждого члена и всей общины в целом).Это очень функциональная вещь, оптимальный способ организации малой замкнутой группы людей… Это система мощного включения внутренних ресурсов человека… Эта система обладает стимуляцией сознательного входа в стресс и сознательного выхода… Людей в творческих вузах учат практически одному- войти в некое творческое состояние и в нем остаться человеком. А в фольклоре это существует как некий навык…

Для того, чтобы принадлежать традиции, нужно не просто петь эти песни так, как поют их там, нужно иметь возможность создавать новые песни, нужно, чтобы это стало вашим языком, вашей повседневной жизнью.

Ведь традиция не существует на сцене и никогда на сцене не будет жить. На сцене существует сценическая традиция — это уже искусство. Вот к этой традиции мы принадлежим, и, скорее всего, мы ее сохраним…

Но все-таки мы попробуем спеть как можно больше песен. Сколько времени у нас будет — столько и споём.

Д. В. Покровский

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору