Кола Брюньон в Мариинке.

Добавлено 10 марта 2016 bso.burov

Борис Буров, Роман Леонтьев (дирижер)

В концертном зале Мариинского театра — очередная новинка — Кола Брюньон, лучшая и самая известная опера Дмитрия Кабалевского. Исполнение состоялось 11 декабря 2015. Пока как концертная версия, но для тех, кто побывал на выступлении или посмотрел онлайн-трансляцию на сайте Мариинки, абсолютно очевидно — надо оперу ставить. Музыка — просто блеск. В Петербурге шла в Малом оперном театре достаточно давно, в Мариинке исполнялась впервые. Публика скучает по такой качественной и глубокой музыке и приняла исполнение оперы с большой благодарностью и энтузиазмом.

Исполнение великолепное, особенно сильное впечатление произвели солисты Академии молодых певцов Мариинки под руководством легендарной Ларисы Абисаловны Гергиевой.

Какая выучка текста, понимание стиля советской музыки, тонкость и глубина содержания! Особенно, наблюдая за исполнением в записи видно, как проработаны актерские детали молодыми певцами. К вокалу вообще нет никаких замечаний. Это точные актерские работы, с прекрасными драматургическими линиями.

Думаю, нет необходимости рассказывать содержание оперы, с которым можно легко ознакомиться в интернете. Единственное, но важное замечание, которое можно было бы отнести к литературному отделу Мариинского театра: на сайте не было краткого содержания, а в программках была напечатана первая версия либретто, не совпадающая с реальным содержанием оперы. Также, не было указано, что исполнялась вторая редакция оперы.

Теперь вернемся к исполнению и посмотрим, какие достижения удались молодым исполнителям, а также, постараемся понять ценность этого произведения. Почему ее создателю была присуждена Ленинская премия в советское время?

Начнем с исполнителей. Прежде всего, великолепно справились со своей задачей оркестр Мариинского театра, которым дирижировал в тот вечер хорошо известный петербургский дирижер Роман Леонтьев, исполнивший в феврале этого года в КЗ Мариинки мировую премьеру оперы Геккера «Проклятый апостол». К оркестру практически не было замечаний, учитывая гулкую акустику Концертного зала. Мастерство дирижера проявилось в его способности точно следовать за гибкими партиями певцов и нигде не допускать перекрывания оркестром текста солистов. Кстати, отлично была проработана дикция певцов. Редкий случай, но было слышно каждое слово, особенно это важно, учитывая, отсутствие традиционных для Мариинки титров на этом вечере.

Большой успех ожидал главного исполнителя партии Кола — Ярослава Петряника. Каким мастерством и мудростью, выдающейся простотой и душевной теплотой было проникнуто все в его исполнении этой непростой и огромной роли. Ему предстояло пройти с главным героем тридцатилетний период его жизни: начиная от первой влюбленности в свою несостоявшуюся возлюбленную Селину-Ласочку до зрелого возраста, пережив страшную чуму и смерть жены; чудесное спасение любимой внучки Глоди после тяжелой болезни. Именно эти моменты оперы получились у автора и исполнителя наиболее яркими и запоминающимися. Всем советским любителям оперы хорошо известно имя Георга Отса, который запомнился, среди многих других ролей, в том числе, своим участием в съемках одноименного музыкального фильма в главной роли. Ярославу Петрянику удалось создать своего неповторимого персонажа, не похожего на других предыдущих исполнителей, что доказывает его готовность к большим баритоновым партиям театра.

Обратимся к еще одной замечательной исполнительнице оперы, успешной ученице Академии молодых певцов Эвелине Агабалаевой. Опять же высоко оценю ее актерскую работу. Ни одна деталь роли не была упущена, каждое слово, фраза, реплика оправданы музыкой, жесты использованы со вкусом, без тени пошлости или преувеличения.

Роль возлюбленной главного героя Колы, Селины, которая с досады бросила Кола за его нерешительность и вышла замуж за другого, уравновешивается в опере другой важной ролью: жены Кола Жакелины, показанной сначала сварливой, а перед смертью, глубоко любящей своего супруга.

Роль жены Колы досталась Татьяне Старковой, очень яркой исполнительнице, которая сумела заставить прослезиться весь зал. Обладательница красивейшего голоса и красивой внешности. С какой искренностью она исполнила сцену умирающей жены!

К этим положительным, по сути, персонажам, примыкает весьма перспективный исполнитель партии подмастерья Колы Робине — Александр Шагун.

Особо хочется выделить еще трех важных персонажей оперы, великолепно исполненных в этот вечер: Кюре (Андрей Серов), Герцог (Тарас Присяжнюк) и Жифляр (Денис Беганский).

Серов — уже очень опытный исполнитель, прославившийся в театре шикарной партией Санчо Пансо в опере Дон Кихот. В новой роли Кюре, Андрей Серов остался верен своей привычной манере, изображать с тонким юмором подобных характерных персонажей, страдающих пристрастием к алкоголю.

Тарас Присяжнюк, обладатель престижной премии на недавно прошедшем вокальном конкурсе Елены Образцовой, сумел проявить себя в роли Герцога как подлинный аристократ, ценящий мастерство своего резчика по дереву Колы Брюньона, но все-таки, по-существу, оторванного от жизни простого народа. Тем не менее, исполнителем не была сделана попытка изобразить Герцога совсем уж отрицательным персонажем, лишенным способности ценить и поддерживать искусство.

Денис Беганский изобразил конкурента Колы Брюньона, Жифляра, своего рода Яго, подстрекающего Герцога против Колы. Конечно, главное было показать в персонаже недалекость и преданность своему хозяину.

Хотя, суть оперы, по-крайней мере, данной редакции, заключена в смелости высмеивания Гергцога Колой Брюньоном: он его изобразил в монументе, сидящим на осле задом наперед, в отместку за уничтожение лучших работ Колы. В результате, свободолюбивый и независимый народ города Кламси, заставил Герцога с позором покинуть торжество.

Еще две вполне достойные работы. Оба молодых исполнителя появились в Академии не так давно, но уже зарекомендовали себя с самой наилучшей стороны. Это исполнители небольших ролей: Мадемаузель де Терм — Аюна Базаргуруева и Глашатай — Савва Хастаев.

Опера Кола Брюньон проникнута светом и добром. Именно вторая редакция оперы отходит от акцента на народном восстании и сосредотачивает внимание зрителей на лирических и личных переживаниях героев. Причем, понятно, почему свой выбор Дмитрий Кабалевский остановил на сюжете Ромена Роллана. Ведь главный герой — простой умелец из народа, что особенно ценилось в социалистическом реализме.

Мы, кажется, уже перешагнули скепсис по отношению ко всему советскому, как к чему-то недостаточно ценному. Мы научились и продолжаем учиться ценить и любить свое искусство, независимо от времени его создания и политической принадлежности и есть уверенность, что подобные новые открытия забытых произведений принесут огромную радость любителям оперного искусства.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору