Консерваторские оркестры покоряют Россию

Добавлено 31 августа 2014 leranedlin

Московская консерватория, Жания Аубакирова (фортепиано), Концертный зал Мариинского театра, Валерия Недлина, КНК им. Курмангазы, Зал РАМ имени Гнесиных, Большой зал Московской консерватории

С 10 по 13 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге и в Москве прошли гастроли оркестров Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Студенты дали три концерта на знаменитых площадках России: в концертных залах Мариинского театра, Российской Академии музыки им. Гнесиных и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В концертной поездке, инициированной ректором консерватории, Народной артисткой РК Жаниёй Аубакировой, приняли участие 180 музыкантов. Такое масштабное мероприятие не обошлось бы без поддержки холдинга «Самрук-Казына», Министерства образования и науки Республики Казахстан и оператора мобильной связи Kcell.

Приветственное слово ректоров Московской и Казахской консерваторий Александра Соколова и Жании Аубакировой

Концертный зал Мариинского театра, куда студенческий симфонический оркестр был приглашён лично Валерием Гергиевым, 10 ноября был полон. Публика очень тепло принимала и шедевры мировой классики – Первый концерт для фортепиано с оркестром И. Брамса, Третью симфонию К. Сен-Санса, – и произведение современного казахского композитора Актоты Раимкуловой – Симфоническую поэму «Дала Сыры». Фортепианный концерт был исполнен только в Петербурге в интерпретации Жании Аубакировой, удивляющей уникальной способностью сочетать организаторскую деятельность с кропотливой работой пианиста-виртуоза.


Концерт студенческого оркестра казахских народных инструментов 12 ноября в Академии музыки им. Гнесиных привлёк внимание не только слушателей-меломанов, но и студентов и преподавателей факультета народных инструментов. Гостей поразило разнообразие репертуара оркестра, включающего и обработки шедевров традиционной музыки, и произведения современных казахских композиторов, и переложения мировой классики. Гром аплодисментов заглушил последние звуки выступления фольклорного ансамбля «Туран».

фольклорно-этнографический ансамбль Туран на сцене Большого зала Московской консерватории
13 ноября оба оркестра встретились на сцене Большого концертного зала Московской консерватории. Надо сказать, что московская публика, на которую щедро осыпаются приглашения на многообразные культурные мероприятия, в дни проведения фестиваля новой музыки «Московская осень», фестиваля японской культуры, Международного фестиваля искусств «Арт-ноябрь», разнообразных показов национального кино и многого всего прочего, раскупала билеты не очень активно. Если в «Мариинке» накануне концерта было выкуплено больше 80% зала, то в Москве едва продалось 50 билетов.

А.С. Соколов, ректор, профессор МГК им. П.И. Чайковского:

Я был готов к ярким впечатлениям. После визита в Алматы и посещения концерта в Санкт-Петербурге в отношении качества у меня не было никаких сомнений. А для тех, кто впервые услышал оркестр, качество было поразительным откровением, потому что студенческий коллектив есть студенческий коллектив. Многие воспринимают его с лёгким оттенком снисходительности. Так вот этого чувства совершенно не было! Студенты замечательно обучены. Они настоящие музыканты. Они играли вдохновенно, испытывая счастье от того, что они играют вместе в таком зале и в такой момент, поэтому всё звучало замечательно. А выстроена программа, по-моему, очень остроумно, ярко, и для публики это был такой предновогодний подарок.

Однако в день концерта опасения о пустых креслах были развеяны. Уже на подходе к Большому залу люди, видя у меня в руках пригласительный билет, спрашивали: «Нет ли лишнего?» Зал был полон не только нашими соотечественниками – представителями посольства, казахстанских компаний, работающих в Москве, казахской диаспоры. Пришли многие знаменитые музыканты, преподаватели и студенты Московской консерватории, любители музыки.


Наконец двери зала закрылись, и для приветственных речей на сцену поднялись ректор Московской консерватории А.С. Соколов и ректор Казахской консерватории Ж.Я. Аубакирова. Жания Яхияевна в первую очередь произнесла слова признательности и благодарности в адрес президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева за всестороннюю поддержку культуры, и в том числе, молодых музыкантов, а также всех спонсоров гастрольной поездки. По её словам, нынешний концерт – это своеобразный отчёт перед Московской консерваторией, принимавшей активное участие в формировании и развитии музыкального образования Казахстана, выпустившей многих видных деятелей казахской культуры, активно сотрудничающей с Казахстаном в настоящее время. Вкратце, но очень увлекательно Ж. Аубакирова описала программу первого отделения концерта, закончив речь интригующей фразой: «А во втором отделении ТАКОЕ начнётся!..»


«Такое» началось уже с первого номера концерта. Фольклорно-этнографический ансамбль «Туран» исполнил композицию «Қазақ елі» («Казахский народ»), ставшую хитом в Казахстане и собравшую за четыре месяца более 300 тысяч просмотров в YouTube. В «Қазақ елі» художественно отражены шум казахской степи, повествование сказителя-жырау в вечерних сумерках, ожившие сюжеты древних сказаний; проникновенно-лирические эпизоды сменяются энергичными – воинственными и торжественными. Особенно сильное впечатление на слушателей произвели горловое пение и традиционный приём изображения волчьего воя на кобызе. Абсолютную тишину в зале, воцарившуюся с последними звуками композиции, взорвали бурные аплодисменты.


В поэме «Дала сыры» для фольклорного ансамбля и симфонического оркестра А. Раимкуловой через соединение европейских и казахских музыкальных средств выражены обобщённые стороны кочевой жизни и народного искусства. Смысл названия многогранен: его можно перевести и как «Краски степи», и как «Степная тайна», и как «Характер степи». Перед глазами слушателей встают картины бескрайнего степного пространства, безудержной скачки, всеобщего праздника-тоя. Соединение тембров казахских инструментов и симфонического оркестра звучит в «Дала сыры» гармонично, в чём немалая заслуга дирижёра Каната Омарова.


Первое отделение завершилось «Рапсодией на темы Паганини» в исполнении лауреата международных конкурсов, ученика Ж. Аубакировой Сергея Кима. Мягкая и лиричная манера Сергея, интеллигентное исполнение особенно ярко проявились в вариациях лирического и танцевального характера. Эта мягкость повлияла на тончайшие оркестровые пианиссимо, но немного сковывала оркестр в динамичных и звучных вариациях. Поскольку среди публики было немало пианистов, в антракте тут и там слышны были обсуждения «Рапсодии», кроме мелких нюансов – очень доброжелательные.

Сергей Ким исполняет Рапсодию на тему Н.Паганини С.Рахманинова

А во втором отделении действительно «началось». Количество стульев на сцене удвоилось, из-за чего она начала казаться маленькой. С удивительной лёгкостью здесь разместились сразу два оркестра: симфонический и оркестр народных инструментов. Именно это отделение должно завершиться той самой дуэлью оркестров, которую красочно обещали афиши и реклама в интернете. А началось оно с третьей и четвёртой части Третьей симфонии К. Сен-Санса. Особенность произведения в использовании тембра органа, который мыслился композитором здесь именно как оркестровый инструмент, а не как солирующий. Гениальная оркестровка, яркие темы, одна из красивейших оркестровых фуг выигрышно сочетались с профессиональным мастерством оркестрантов, чья игра слушалась совершенно не по-студенчески. Здесь в полной мере раскрылся дирижёрский талант К. Омарова.


В.Н. Юнусова, доктор искусствоведения, профессор МГК
им. П.И. Чайковского:


Казахскую консерваторию надо поздравить с такими замечательными творческими коллективами, и особенно, с дирижёром народного оркестра. Талант и артистизм Армана Жудебаева впечатляют.

Если Сен-Санс – репертуарная новинка студенческого симфонического оркестра, то поэма «Махамбет» Н. Тлендиева – излюбленное произведение не только консерваторского оркестра казахских народных инструментов, но и практически всех народных оркестров Казахстана. Напористые, воинственные темы его крайних частей, отражают энергию борца за социальную справедливость, тонкая лирика вторит глубочайшему чувству любви к Родине, которое пронизывает поэзию Махамбета. Волевой характер поэта, претворённый гениальным композитором ХХ века, не менее волевым и энергичным Нургисой Тлендиевым умножились благодаря яркому, незаурядному таланту дирижёра Армана Жудебаева (вообще, эпитет «энергичный» можно ставить после имени каждого исполнителя-народника). Триединство Махамбета, Нургисы и Армана было встречено оглушительными овациями. Название следующего номера (Айткали Жайымов «Ереул атка ер салмай») потонуло в этом восторженном шуме.


Не меньший восторг в зале вызвал номер «Ән шашу» (можно перевести как «Россыпь песен»), в котором были представлены песенные традиции разных регионов Казахстана в исполнении Жаксыгелды Маясарова, Нурыма Асканова, Эльзы Карабалиной и Газизы Шаймахановой. Четыре певца, совершенно разных по манере исполнения, поразили слушателей силой голоса, сочетанием домбровой и вокальной техники, красотой напевов и, конечно, энергией молодости.

Кюй-тартыс в исполнении А.Тлепбергенова, Н.Тажикенова, Е.Жаменкеева и А.Жудебаева
Так же встречали и «Кюй тартыс» («Соревнование кюев») в исполнении талантливых домбристов Абылая Тлепбергенова, Нуржана Тажикенова, Ержана Жаменкеева и Армана Жудебаева. Публику удивили и играющий дирижёр, и виртуозные исполнительские приёмы, порой похожие на трюки жонглёров, и шутки (особенно понравилась всем мелодия-комар, «перелетающая» от домбры к домбре). Артистичность исполнителей приковала к себе всё внимание слушателей. А когда Арман переместился к дирижёрскому пульту, и оркестр в одном порыве с солистами заиграл кюй Курмангазы «Адай», овации начались ещё до финального аккорда.

Ж.Я.Аубакирова, Заслуженная артистка РК, ректор, профессор КНК им. Курмангазы:

Я очень довольна! Эмоции переполняют! Впервые в истории Казахстана сразу два консерваторских оркестра выступают в Большом зале Московской консерватории. Предыдущее выступление казахстанских студентов состоялось в Москве более 30 лет назад, а сейчас мы представляем нашу консерваторию в новом виде и в обновлённом качестве – как ведущий музыкальный вуз нового, независимого Казахстана.

Апофеозом вечера стала оркестровая дуэль – неординарный номер, своеобразное ноу-хау Казахской национальной консерватории, покоривший крупнейшие концертные залы Астаны и Алматы. Закономерно, что идея «соревнования» оркестров возникла именно в Казахстане. Здесь по сей день сохраняются традиции песенных и инструментальных состязаний – айтысов и тартысов. Конечно, цель оркестровой «дуэли» – не «смерть» противника, а демонстрация мастерства и таланта. А в данном случае это ещё и диалог классики и современности, Востока и Запада.


К моменту начала дуэли в талантах музыкантов обоих оркестров не сомневался никто в зале. Симфонический оркестр продолжил казахскую тему, начатую в предыдущем номере, исполнив фрагмент из «Кыз куу» («Догони девушку» – народная игра). Народный оркестр ответил кюем Таттимбета «Саржайлау», который легко подхватил симфонический. Увертюра из «Свадьбы Фигаро», начатая симфоническим, была закончена народным. Полётные и искристые мелодии увертюры к оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса переплелись с напористым и ритмичным кюем «Адай» Курмангазы. А когда «Куплеты Тореадора» Ж. Бизе заиграли оба оркестра разом, зрители принялись хлопать в такт.


Одобрительный гул, свист, выкрики «Браво!» не могли не закончиться исполнением «на бис». Овации слушателей долго не отпускали оркестрантов со сцены. Дирижёров и Жанию Аубакирову буквально осыпали цветами. Все эти проявления абсолютного слушательского счастья, для кого-то – радости от знакомства с казахской культурой в таком ярком, искрящемся молодостью проявлении, для кого-то – гордости за родную страну и за её будущее, надолго запомнятся талантливым, юным музыкантам.

Дуэль оркестров: симфонический и народный оркестры консерватории «соревнуются» на одной сцене

Жаль, что рамки статьи не позволяют перечислить имена всех оркестрантов. Уверена, что многие из нынешних студентов и магистрантов Казахской консерватории в скором будущем ещё заявят о себе новыми творческими успехами. Не успели отшуметь аплодисменты, а студенты уже готовятся к новым гастролям, к новому вызову их мастерству – к поездке на Эдинбургский международный фестиваль искусств в Шотландию.


От имени Новой музыкальной газеты пожелаем им новых творческих вершин и многих новых возможностей для раскрытия незаурядных талантов!


Валерия НЕДЛИНА, редактор musicnews.kz

Опубликовано 13.11.2012: musicnews.kz


P.S. Студенческий симфонический оркестр Казахской национальной консерватории им.Курмангазы опровергает все представления о молодом ученическом коллективе. Он выступал на многих престижных сценах: в берлинском Konzerthaus, в лондонском Barbican Hall, в итальянской Academia San Felice, в нью-йоркском Carnegie hall. Дважды побеждал на фестивале YoungEuroClassic (2005 и 2008), после чего провел концертные туры по Германии, Великобритании и США.


Внимание к студенческому коллективу со стороны зарубежных импресарио и успех его выступлений у публики и прессы, свидетельствуют о высоком уровне мастерства и дирижёра, и оркестрантов. В этом особая заслуга ректора консерватории, знаменитой казахской пианистки Жании Аубакировой, которая не только способствует участию оркестра в фестивалях и гастрольных турах, но и сама с удовольствием выступает с ним в качестве солистки.


Не меньшим вниманием пользуется и консерваторский студенческий оркестр казахских народных инструментов. Неизменный успех сопутствовал его выступлениям не только на родине, но также в Китае и Германии. Слушателей привлекает экзотическое звучание как аутентичных, так и модернизированных традиционных инструментов. Это – домбра (струнный щипковый инструмент), кобыз и кыл-кобыз (струнные смычковые), саз-сырнай (глиняный духовой инструмент), жетыген (струнный щипковый типа цитры), разнообразные ударные.


Оба дирижёра – Канат Омаров (симфонический оркестр) и Арман Жудебаев (оркестр народных инструментов) – недавние выпускники Казахской консерватории, не раз становившиеся лауреатами различных конкурсов. Канат руководит студенческим симфоническим оркестром с 2008 года. В этом же году за пульт оркестра народных инструментов встал Арман. Несмотря на молодость, оба дирижёра имеют среди оркестрантов непререкаемый авторитет.


P.P.S. Организация подобных поездок на высоком уровне благодаря студентам, выпускникам и преподавателям специальности «Арт менеджмент». В этой поездке все организационные вопросы решались Анной Зеленцовой, деканом факультета музыкознания и менеджмента Галиёй Бегембетовой и проректором Актоты Раимкуловой. Художественное руководство и воспитательная работа легли на плечи деканов факультетов инструментального исполнительства и народной музыки: Бахтияра Абдрашева и Каримы Сахарбаевой.


Историческая справка: Впервые студенческий коллектив из Казахстана выступал в Москве ещё в 1928 году, когда прошли несколько концертов первого казахского хора Петропавловского педагогического техникума под руководством хормейстера и композитора И.В. Коцыка. Последний в истории советского Казахстана масштабный выезд студентов консерватории состоялся в 1984 году, когда практически все концертные коллективы – а это 300 студентов – выступали на известных московских сценах, участвовали в творческих встречах в консерватории и различных институтах. По признанию руководившей тогда консерваторией Г.А. Жубановой, такие поездки неизменно способствовали профессиональному совершенствованию студентов, помогая «растить артистов».

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Аноним, 31 августа 2014:

    Хороший текст, сразу хочется послушать оркестр.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору