17 сентября в Малом зале консерватории состоялся концерт, озаглавленный
«Два портрета: Россини и Шнитке». Прозвучали два масштабных произведения духовного жанра: Маленькая торжественная месса Дж. Россини (фрагменты) и Реквием А. Шнитке. Главным героем вечера выступил Камерный хор Московской консерватории, а помогали ему органисты
Константин Волостнов и
Евгения Кривицкая, пианистка
Екатерина Мечетина, вокалисты
Алиса Гицба, Ольга Веселова, Людмила Борисова, Мария Челмакина, Тигран Матинян, Евгений Шаченко и Ансамбль солистов «Студия новой музыки». Руководил столь контрастным действом художественный руководитель Камерного хора МГК
доцент Александр Соловьев.
Маленькая торжественная месса — последнее сочинение Дж. Россини. Автор 39 опер в конце жизненного пути обратился к каноническому церковному жанру, однако оставался все тем же остроумным светским львом, великолепным маэстро.
«Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я:священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай», — написал он на последней странице своей рукописи.
В прошлом концертном сезоне Камерный хор несколько раз радовал публику исполнением Маленькой торжественной мессы. Сочинение прочно утвердилось в репертуаре молодых музыкантов и неизменно приводит слушателей в восторг — такой же, как тот, который испытали присутствовавшие на премьере сочинения в марте 1864 года.
Реквием А. Шнитке — этапное сочинение в творческой эволюции композитора, в котором кристаллизуются многие новации его музыкального языка. Центральный эпизод произведения — «
Credo» («Верую»), не предусмотренный в канонической заупокойной службе, стилистически более всего приближен к современности и становится кульминацией, смысловым центром произведения.
Камерный хор исполнял Реквием Шнитке впервые — тем ценнее достоинства этого исполнения. Дирижер добился очень ясной и точной артикуляции текста, что было важно не только для понимания смысла, но и для передачи разных эмоций: от гипнотически завораживающей медитации до угрожающего скандирования. Хор звучал чрезвычайно разнообразно, порой истаивая в пиано (конец
Domine Jesu) или, напротив, доходя до оглушающего тутти в главной кульминации —
Credo. А. Соловьев отлично выстроил общий баланс ансамбля — ведь кроме хора в Реквиеме участвуют такие «экзотические» инструменты, как электрогитары, флексатон, не говоря о большой группе ударных, фортепиано, челесте, органе и медных, которые эффектно солировали с балкона. Воля дирижера собрала воедино весь ансамбль, действовавший с пунктуальностью часового механизма и сорвавший в конце заслуженные овации.
Состоявшийся концерт был первым в череде выступлений, входящих в персональный абонемент Камерного хора МГК в Малом зале. Впереди нас ждут еще две замечательные программы: «Хоровые премьеры „Московской осени“» (16 ноября 2013 г.) и «Дню Победы посвящается… Любимые песни и спиричуэлы» с участием знаменитого джазового пианиста Даниила Крамера (15 мая 2014 г.).
Автор: Василиса Александрова
P. S. В антракте публика тщетно металась в поисках буфета. Малый зал будет функционировать весь сезон — не стоит ли что-то предпринять?..
Опубликовано:
Российский музыкант № 7 (1309), октябрь 2013
Комментарии
Олеся Фиалко, 26 ноября 2013:
p.s. про буфет порадовал особенно) в стиле Россини!
muzkarta, 26 ноября 2013:
Кажется, самый первый комментарий на нашем портале был про туалетную бумагу в Ростовской филармонии. Знали бы вы, как мы им гордимся! И сожалеем, что автор не сообщил, как сейчас там с этим делом. Не секрет, что первый вопрос при разработке любого фестиваля - наличие туалетов (с буфетами проще :))) upd даже не комментарий! а первая запись слушателя :) muzk.info
Алексей Андрианов, Киров, 24 ноября 2013:
Василиса, хорошо пишете! Легко, лаконично, профессионально. Хорошо, что Вы появились на этом портале! Буду читать Вас!
Vasilisa Alexandrova, 06 ноября 2015:
Спасибо!