Третьего октября удалось посетить один, как мне показалось, из самых ожидаемых концертов текущего сезона — выступал солист Московской филармонии, народный артист Российской Федерации Николай Луганский.
Николай Луганский учился в Московской консерватории. В 2013 году он получил звание «Народный артист России». За запись полного собрания этюдов Шопена, прелюдий и музыкальных моментов Рахманинова пианист был удостоен премии «Золотой диапазон». Также в карьере Николая Луганского — выступление с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Джанандреа Нозеды, гастроли с Чешским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, Роттердамским филармоническим оркестром, Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, а также выступления в театре Елисейских полей и Зале Королевы Елизаветы (в рамках Лондонского международного фортепианного фестиваля).
Коротко о главном: московская школа — это все-таки московская школа, а не…
Теперь не коротко и не о главном.Отремонтированный зал Концертный зал Саратовской филармонии в отношении эстетическом восхитителен (да простит меня Мариинский-2, я всё никак не успокоюсь), и в акустическом тоже хорош. Холод, правда, пока что стоит неимоверный, чему стильные голубые стены и драпировки немало способствуют. И сидеть в этот раз пришлось довольно далеко (хотя кому, простите, приспичит, услышит все модуляции и партии не только с галёрки, но и, пожалуй, из самого Америки), но нелёгкие условия стоило выдержать ради такого вечера фортепианной музыки.
Что с музыкой? Насколько я помню, на одном из вариантов афиш (на консерваторском) в первом отделении значился Рахманинов. Но он — совершенно случайно! — именно в этот вечер оказался заперт на пятом этаже консерватории)) И на замену ему пришёл не менее любимый слушателями Шуберт с сонатой c-moll. Написана соната в четырёх частях, что для сонат не типично, и в драматической тональности, что не типично уже для привычного многим образа Шуберта. Тональность эта, кстати, была знаковой для Бетховена и за ней именно благодаря бетховенским произведениям до определённого времени закрепилась семантика тональности драматизма. Как соната была исполнена? Наверное, изумительно. Да, именно так — слушатели были без ума. От техники (в силу понимания, да и непонимания), от динамики, от звукоизвлечения, от эмоциональной отдачи пианиста, вообще от его манеры общения с инструментом, являющей самые что ни на есть интимные — если не сказать любовные — отношения (особенно в медленных частях).
Во втором отделении вообще пошли сплошь фортепианные изыски. Лист! Автобиографический цикл в стиле путевых заметок «Годы странствий» Лист создавал на протяжении почти сорока лет. Всего цикл делится на три тетради и содержит 23 программные пьесы. В концерте г-ном Луганским были великолепно исполнены звукоизобразительные Фонтаны Виллы д’Эсте из третьей тетради и истинно романтическая, во всех отношениях сложная Долина Обермана из первой тетради соответственно. Таким образом, в основном на сцене господствовали драматизм и лиризм (в виде сыгранных в самом начале Прелюдии, фуги и вариации Франка — Бауэра), то есть эмоциональные начала, перед зрителями разворачивался дуэт пианиста и рояля, отвечающего на все прикосновения чувственными излияниями.
В итоге зрители пришли в полный восторг — испытали тот самый катарсис — так что г-ну Луганскому пришлось играть на бис. Сначала один раз. Потом ещё. Потом ещё! Он уже и cis-dur’ный вальс Шопена исполнил, а нам всё мало.
Ну и напоследок… То есть, само собой, в центре внимания должен был быть новый рояль Steinway. Казалось бы — роялю пришлось довольствоваться только скромным упоминанием на афише. Но при таком отношении солиста инструмент точно испытал самый настоящий экстаз, несравнимый с чувствами слушателей, получивших лишь эстетическое удовольствие.
О качестве звука нового инструмента, я думаю, лучше судить профессиональным (или без пяти минут профессиональным) пианистам. У остальных слушателей (у меня уж точно) логика в отношении роялей лежит на уровне «не важно, каково звучание рояля само по себе, лишь бы на нём хорошо играли, а если на нём хорошо играют, то он и звучит хорошо». Впрочем, могу предположить, что музыкальные экспериментаторы начала 20 века как специалисты по эстетическому восприятию феномена звука роялем остались бы довольны, потому как из-под распахнутой крышки до нас доносились потрясающие по чистоте и цельности созвучия.
За всё вышеназванное снова стоит сказать большущее спасибо г-ну Луганскому, сделавшему многим людям вечер. Насколько может судить не пианист, но человек, напрямую связанный с музыкой, исполнение было: 1. филигранным 2. аристократичным 4. откровенным 7. искромётным 10. московскофилармоническим.
P. S. Как законченный эстет осмелюсь добавить, что стильная и не в меру эстетичная походка г-на Луганского — просто объект для эстетического наслаждения эстетов.
P.Р. S. Ах, да. Перед Годами странствий была сыграна «Смерть Изольды» Вагнера и Листа. А Вагнер и Лист — это ведь та еще парочка новаторов.
Автор:
Bohemian Rhapsody
Комментарии
Ася, 11 октября 2014:
Прекрасный отзыв, спасибо!
Bohemian Rhapsody, 11 октября 2014:
Не за что))
Вам спасибо)
Наталья ВК, 06 октября 2014:
Очень живой слон, спасибо!
Наталья ВК, 06 октября 2014:
Ой, слоГ, конечно же!
Bohemian Rhapsody, 06 октября 2014:
Аххаа))) Спасибо)
Отлично написано!, 06 октября 2014:
Много смеялся... особенно над постскриптумом-1. И чувственные излияния рояля доставили... спасибо... Молодец, Рапсодия!
Bohemian Rhapsody, 06 октября 2014:
Очень приятно, спасибо)))