Концерт Николая Луганского. Презентация рояля Steinway.

Добавлено 05 октября 2014 Bohemian Rhapsody

Зал Саратовской филармонии, Bohemian Rhapsody, Николай Луганский (фортепиано), Саратовская филармония

Третьего октября удалось посетить один, как мне показалось, из самых ожидаемых концертов текущего сезона — выступал солист Московской филармонии, народный артист Российской Федерации Николай Луганский.

Николай Луганский учился в Московской консерватории. В 2013 году он получил звание «Народный артист России». За запись полного собрания этюдов Шопена, прелюдий и музыкальных моментов Рахманинова пианист был удостоен премии «Золотой диапазон». Также в карьере Николая Луганского — выступление с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Джанандреа Нозеды, гастроли с Чешским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, Роттердамским филармоническим оркестром, Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, а также выступления в театре Елисейских полей и Зале Королевы Елизаветы (в рамках Лондонского международного фортепианного фестиваля).

Коротко о главном: московская школа — это все-таки московская школа, а не…

Теперь не коротко и не о главном.

Отремонтированный зал Концертный зал Саратовской филармонии в отношении эстетическом восхитителен (да простит меня Мариинский-2, я всё никак не успокоюсь), и в акустическом тоже хорош. Холод, правда, пока что стоит неимоверный, чему стильные голубые стены и драпировки немало способствуют. И сидеть в этот раз пришлось довольно далеко (хотя кому, простите, приспичит, услышит все модуляции и партии не только с галёрки, но и, пожалуй, из самого Америки), но нелёгкие условия стоило выдержать ради такого вечера фортепианной музыки.

Что с музыкой? Насколько я помню, на одном из вариантов афиш (на консерваторском) в первом отделении значился Рахманинов. Но он — совершенно случайно! — именно в этот вечер оказался заперт на пятом этаже консерватории)) И на замену ему пришёл не менее любимый слушателями Шуберт с сонатой c-moll. Написана соната в четырёх частях, что для сонат не типично, и в драматической тональности, что не типично уже для привычного многим образа Шуберта. Тональность эта, кстати, была знаковой для Бетховена и за ней именно благодаря бетховенским произведениям до определённого времени закрепилась семантика тональности драматизма. Как соната была исполнена? Наверное, изумительно. Да, именно так — слушатели были без ума. От техники (в силу понимания, да и непонимания), от динамики, от звукоизвлечения, от эмоциональной отдачи пианиста, вообще от его манеры общения с инструментом, являющей самые что ни на есть интимные — если не сказать любовные — отношения (особенно в медленных частях).

Во втором отделении вообще пошли сплошь фортепианные изыски. Лист! Автобиографический цикл в стиле путевых заметок «Годы странствий» Лист создавал на протяжении почти сорока лет. Всего цикл делится на три тетради и содержит 23 программные пьесы. В концерте г-ном Луганским были великолепно исполнены звукоизобразительные Фонтаны Виллы д’Эсте из третьей тетради и истинно романтическая, во всех отношениях сложная Долина Обермана из первой тетради соответственно. Таким образом, в основном на сцене господствовали драматизм и лиризм (в виде сыгранных в самом начале Прелюдии, фуги и вариации Франка — Бауэра), то есть эмоциональные начала, перед зрителями разворачивался дуэт пианиста и рояля, отвечающего на все прикосновения чувственными излияниями.

В итоге зрители пришли в полный восторг — испытали тот самый катарсис — так что г-ну Луганскому пришлось играть на бис. Сначала один раз. Потом ещё. Потом ещё! Он уже и cis-dur’ный вальс Шопена исполнил, а нам всё мало.

Ну и напоследок… То есть, само собой, в центре внимания должен был быть новый рояль Steinway. Казалось бы — роялю пришлось довольствоваться только скромным упоминанием на афише. Но при таком отношении солиста инструмент точно испытал самый настоящий экстаз, несравнимый с чувствами слушателей, получивших лишь эстетическое удовольствие.

О качестве звука нового инструмента, я думаю, лучше судить профессиональным (или без пяти минут профессиональным) пианистам. У остальных слушателей (у меня уж точно) логика в отношении роялей лежит на уровне «не важно, каково звучание рояля само по себе, лишь бы на нём хорошо играли, а если на нём хорошо играют, то он и звучит хорошо». Впрочем, могу предположить, что музыкальные экспериментаторы начала 20 века как специалисты по эстетическому восприятию феномена звука роялем остались бы довольны, потому как из-под распахнутой крышки до нас доносились потрясающие по чистоте и цельности созвучия.

За всё вышеназванное снова стоит сказать большущее спасибо г-ну Луганскому, сделавшему многим людям вечер. Насколько может судить не пианист, но человек, напрямую связанный с музыкой, исполнение было: 1. филигранным 2. аристократичным 4. откровенным 7. искромётным 10. московскофилармоническим.

P. S. Как законченный эстет осмелюсь добавить, что стильная и не в меру эстетичная походка г-на Луганского — просто объект для эстетического наслаждения эстетов.

P.Р. S. Ах, да. Перед Годами странствий была сыграна «Смерть Изольды» Вагнера и Листа. А Вагнер и Лист — это ведь та еще парочка новаторов.

Автор: Bohemian Rhapsody

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Ася, 11 октября 2014:

    Прекрасный отзыв, спасибо!

    • Bohemian Rhapsody, 11 октября 2014:

      Не за что))
      Вам спасибо)

  2. Наталья ВК, 06 октября 2014:

    Очень живой слон, спасибо!

    • Наталья ВК, 06 октября 2014:

      Ой, слоГ, конечно же!

    • Bohemian Rhapsody, 06 октября 2014:

      Аххаа))) Спасибо)

  3. Отлично написано!, 06 октября 2014:

    Много смеялся... особенно над постскриптумом-1. И чувственные излияния рояля доставили... спасибо... Молодец, Рапсодия!

    • Bohemian Rhapsody, 06 октября 2014:

      Очень приятно, спасибо)))

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору