Концерты закончились — концерты продолжаются

Добавлено 19 мая 2014 Musician

Хабаровская краевая филармония, Роман Моисеев (дирижер)

В ХАБАРОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА

13 мая на закрытии первого концертного сезона под руководством молодого главного дирижера Тиграна Ахназаряна в Хабаровске прозвучал Второй концерт А.Дворжака для виолончели с оркестром и «Картинки с выставки» М.Мусоргского (видеорепортаж с закрытия сезона). Концерт Дальневосточного академического симфонического оркестра в этот раз проходил не в филармонии, а на сцене Музыкального театра. В зале не было ни одного свободного места, что во многом определило желание поделиться своими соображениями.

По точным словам Ирины Батраченко, музыканты «...исполнили сюиту на максимуме своих возможностей». Но сразу отмечу, что в этой непривычной для оркестра акустике за эмоциями и разнообразием сменяющихся ярких образов оркестровки М.Равеля, невозможно было не заметить недостатки ансамблевой стройности и чистоты интонации, а также привычного отсутствия колоритной арфы, из-за которой оркестром не исполняется добрая половина симфонического репертуара. Приходится с сожалением наблюдать, как озвучивание НЕДОСТАЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ доверяется различным «электронным органолам», что для академического оркестра недопустимо!

В связи с этим, вспомнилось недавнее исполнение оркестром музыки К.Хачатуряна к балету «Чипполино». В нем музыканты были одеты в театральные костюмы, что очень понравилось детской части аудитории. Но разговор хотелось бы повести не о видеоряде «Эпизода из жизни актера» (Фантастическая симфония Г. Берлиоза), «Картинок с выставки» (М.Мусоргского) или веселых персонажей из сказки Дж. Родари (Чипполино), прозвучавших в прошедшем сезоне, а о дальнейшем пути развития коллектива и филармонии.

Чиполлино 8 февраля 2014г

Сегодня обращает на себя внимание то обстоятельство, что Правительством Российской Федерации уделяется огромное внимание классическому искусству. Построены новые великолепные концертные залы и оперные театры в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Белгороде, Омске, Астрахани, Улан-Удэ... По словам В.Гергиева, нужен новый концертный зал в Якутии... Во Владивостоке, в недавно открытом Приморском оперном театре появился первоклассный симфонический оркестр (Д. Шостакович. «Казнь Степана Разина». Дирижер А.Лубченко — 2013 г.). Не сомневаюсь, что и Тихоокеанский симфонический оркестр Приморской филармонии так же в скором будущем подтянется до наглядного образца. Тренд вполне очевиден. В связи с этим, сравнивая общие тенденции развития оперно-симфонической культуры Дальнего Востока на примере Владивостока и Хабаровска — выбор становится не в пользу последнего. Хотя многие десятилетия было не так!

Прекрасный виолончелист и брат дирижера, лауреат конкурса имени П. И. Чайковского Нарек Ахназарян, замечательно исполнивший в этот вечер концерт А.Дворжака, заметил в своем интервью, что в Хабаровском оркестре есть проблемы. И дело не только в ОТСУТСТВИИ СПОНСОРОВ, грантов, хороших инструментов или недоукомплектованной струнной группе...

Прошел год после избрания нового главного дирижера. Можно подвести промежуточные итоги. При внешне подкупающей эмоциональности складывается впечатление некой спонтанности, попытки объять необъятное, что на наш взгляд не способствует планомерной работе по воспитанию и укреплению кадрового состава оркестра.

Это происходит, в том числе, благодаря отсутствию серьезной профессиональной музыкальной критики в Хабаровске и похоже не вполне чуткому отношению руководителей филармонии и Министерства культуры Хабаровского края к ДВУМ основным оркестрам: Дальневосточному симфоническому и прекрасному, нуждающемуся в сохранении, всяческой поддержке и развитии — камерному оркестру «ГЛОРИЯ». (Напомню, что помимо этих оркестров в филармонии функционирует так называемый третий оркестр — «Серенада», являясь по сути малым составом ДВАСО).

Оркестр «Глория»

Но вернемся к трактовке «Картинок с выставки». При огромном старании музыкантов, невеселая «Прогулка» по выставке художника Гартмана, чередуемая жанровыми зарисовками, и «Баба Яга» из «Избушки на курьих ножках», влетевшая на дикой скорости в «Богатырские ворота Киева» — не смогли впечатлить искушенного слушателя. Порой казалось, что оркестр и дирижер соревновались в том, кто кого обгонит.

Вспоминаются слова одного великого маэстро: «...Успех у публики, — говорил он, — не является критерием оценки работы дирижера. Ориентироваться необходимо не на рядового слушателя, а на того единственного ПРОФЕССИОНАЛА, возможно находящегося в зале». С этим можно спорить, но главное, что дирижеру не стоит заигрывать с аудиторией. Необходимо любить своего зрителя и уметь отстаивать интересы вверенного ему коллектива.

Неоднократно работая с прекрасными и чуткими хабаровскими музыкантами, мне приходилось видеть оркестр в разные периоды его развития (начиная с 2000 года), есть с чем сравнивать и очень хочется надеяться, что с будущего сезона ситуация кардинально изменится. Тем более, впереди у ДВАСО интереснейшие гастроли в рамках Дней культуры Хабаровского края в Санкт-Петербурге. Уверен, что они принесут коллективу не только добрую славу, дальнейшее почитание хабаровчан, но и весьма пристальное внимание к своей деятельности со стороны Правительства Хабаровского края.

Роман Моисеев

(«Баба Яга» и «Богатырские ворота». Дирижер В. Гергиев — Токио 1996 г.)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Татьяна, 18 января 2015:

    За блистательной улыбкой дирижера трудно скрыть не профессионализм... Возможно поэтому Д.Мацуев, посетивший Хабаровск в 2015 году не сыграл с оркестром, которым руководит Т.Ахназарян.

  2. аноним, 21 июля 2014:

    Спасибо за поддержку Глории.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору