30 октября репертуар музыкального театрапополнился мюзиклом Максима Дунаевского Повесть-феерия А. Грина «Алые паруса», написанная век назад, не теряет своей притягательности и сегодня. Пропитанная воздухом моря, романтическими переживаниями, она покоряет читателей и уводит в утопический мир фантазии. Мюзикл Максима Дунаевского не следует гриновскому сюжету буквально, оригинал существенно переосмыслен. Либретто, созданное М. Бартеневым и А. Усачевым, выводит на сцену людей грубых и жестоких, которым незнакомы ни вера, ни надежда, ни любовь. Образ второстепенного, можно сказать, эпизодического персонажа, Хина Меннерса значительно усилен. Он дитя своего отца — жадного и безжалостного Меннерса старшего, виновника гибели матери Ассоль, он дитя своего окружения, но он искренне, как умеет, любит Ассоль. Находясь во власти сильного чувства, персонаж пытается вырваться из оков среды. Капитан Грей, напротив, из образа, достаточно развитого в повести, превращен в мюзикле в финальную награду главной героине. Но первостепенное, что было у Грина, либреттисты сохранили: верность мечте, несмотря ни на что, умение ждать.
За 13 лет существования на российской сцене мюзикл принес немало наград и разным театрам, и его авторам. На фоне других режиссерских прочтений, с которыми удалось познакомиться, постановка Ростовского музыкального театра представляется светлее (в прямом и переносном смысле), дальше от прямолинейного социально-обличительного пафоса. Взамен зритель получает зрелище в духе фэнтези, действие которого разворачивается вне определенных эпохи и места. Режиссер-постановщик Анастасия Неговора через весь спектакль проводит мотив вражды двух племен — морской стихии и «народа», который своей неправедностью вызывает гнев природы. Волны, изображаемые артистами балета, — антропоморфные земноводные существа. Хореограф-постановщик заслуженный артист России Владислав Морозов (Челябинск) опирается на стилистику contemporary dance. Горожане (хор и несколько корифеев) напоминают своими движениями то воинственных дикарей, то хищных птиц.
«Вместительное» море хочет стереть порочный городок с лица земли и только Ассоль сдерживает ярость волн, а в финале конфликтующие силы приходят к примирению. Волны не только мстительны и жестоки: они уносят ее маму Мэри, забирают игрушечный кораблик с алыми парусами, но и защищают от коварного поступка Рыжего (так в ростовской версии именуется друг Меннерса-младшего), наконец, дарят ей мечту — Грея, который появляется пришельцем, чудом выжившим в кораблекрушении.
Художник-постановщик, лауреат премии «Золотая маска» Степан Зограбян создал символическое многофункциональное пространство. Три больших наклоненных щита-экрана, на которые проецируются движущиеся картины неземного моря, создают образ замкнутого и уязвимого мира, населенного людьми, балансирующими между жизнью и смертью. Перевернутый никуда не плывущий рыбацкий баркас, продырявленный реей с куском паруса, — метафора бесплодного ожидания. Возвышающийся над ним помост — порог между мирами. Для Ассоль это маяк, единственное место, откуда можно, как умеет она одна, смотреть за горизонт. Именно здесь, еще маленькой девочкой, воображает она своего Грея. Для Хина Меннерса это порог фамильной вражды, через который он переступает, чтобы просить брошенного в тюрьму Лонгрена уговорить дочь принять его предложение. Посередине авансцены находится маленький водоем, наполненный настоящей водой и окруженный волшебно светящимися полупрозрачными раковинами (сверху видно, что этот лоскуток моря окрашен переливами синих оттенков, и остается только пожалеть, что этого зрелища лишены сидящие в партере). С ним легко и изящно взаимодействует Ассоль, туда вымещает свой гнев и боль Лонгрен, там плещутся остальные или обходят его стороной.
Важный элемент сценографии — видеоряд, точно синхронизированный с драматургией спектакля. Художник мультимедиа Вячеслав Шестак создал фантастический 3D мир: мы видим море в разных состояниях — от спокойной водной глади до адского бушевания стихии, всматриваемся в странные сооружения, напоминающие об архитектуре древних погибших цивилизаций, но не похожие ни на что конкретно. Яркий визуальный ряд дополняет изысканное и выразительное освещение (заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова). Если бы постановки можно было маркировать теми или иными цветами, то «Алые паруса» следовало бы обозначить палитрой синих нюансов, перевязанной алой лентой.
Художник по костюмам Наталья Земалиндинова поймала волну режиссера-постановщика, воплотив в костюмах явные и скрытые характеристики героев в стилистике вне времени и пространства. В белых одеждах появляется Ассоль, Грей и Эгль — это цвет чистоты и праведности. В темные кожаные жилетки и рэперские штаны американских 60-х (тогда они были признаком бедноты) одеты горожане. Сходство фасонов и цветов костюмов Лонгрена и Меннерса дает почву для раздумий. Экзотичны — с обтекаемыми формами и геометрическим декором — одеяния «волн».
Музыка Дунаевского — один из залогов успеха мюзикла. Вокальные номера, оркестровые темы надолго остаются в памяти. А не это ли самое главное? Дирижер-постановщик Михаил Пабузин обратился к оригинальной партитуре, которую М. Дунаевский создал для Свердловского театра музыкальной комедии (Екатеринбург). Дирижеру удалось подчеркнуть контрастное сопоставление лирических эпизодов и фрагментов с острыми первобытными ритмами, отчего тема мечты звучала еще чище и возвышеннее.
В составе исполнителей насчитывается по четыре артиста на главные роли, и каждый из них воплощает свой образ индивидуально и неподражаемо. Анастасия Балака — новая солистка труппы, чей успешный дебют на ростовской сцене состоялся именно в партии Ассоль. Солистка отличается крепким, звонким голосом и прекрасными актерскими навыками. Ее героиня — девушка пылкая, порывистая, отстаивающая свое право на мечту. Оксана Шишенина, обладательница колоратурного сопрано, своей академической манерой пения создала образ нежной мечтательницы. В паре с ней — Андрей Логвинов, он отлично подходит партнерше по темпераменту, его Грей элегантен и аристократичен. А вот Иван Шонин в той же партии более экспрессивен, драматически заострен, его герой мужественен и стоек.
Среди Меннерсов-младших следует отметить студента консерватории Юрия Кожурина, это его первая роль ведущего плана. Артист вполне убедителен актерски и вокально. Хорош по-своему в этой партии и Денис Денисов. Эгль в интерпретации народного артиста России Геннадия Верхогляда добр, мудр и хитер: одним помогает, другим преподает урок. Лонгрен Юрия Алехина — неотесанный мужлан с буйным темпераментом и вместе с тем любящий, оберегающий дочь отец. Заслуженный артист России Максим Сердюков в разных составах играет непримиримых врагов — лихого, жестокосердного Меннерса-старшего и своего двойника-антипода Лонгрена, не менее грубого, но наделенного даром любви к жене и дочери.
Артисты хора (главный хормейстер заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева) традиционно демонстрируют не только слаженный ансамбль, но и сценическую мобильность: умеют петь за кулисами, не теряя контакта с дирижером, и танцуют наравне с балетом. Блестяще показали себя учащиеся детской театра-студии «Дебют» (руководитель заслуженный работник культуры России Людмила Лисицына): Меннерс-младший и Ассоль в детстве, безымянные мальчишки и девчонки — квалифицированные юные артисты, будущее ростовской сцены.
Популярность спектакля выявилась задолго до премьеры: билеты на три первых показа были раскуплены с началом продаж. Многообразие исполнительского состава позволит публике каждый раз лицезреть новую вариацию постановки, тем более что режиссерские поиски не прекращаются. Со временем этот спектакль «накатает» уверенность, которая вытеснит лишние паузы, уточнит смысловые акценты и отточит электроакустическую и монтировочную работу.
Дарья ЕрмаковаФото Марины Михайловой