«Кто заступится за Вагнера?» Открытое письмо к музыкантам, Никите Михалкову и Владимиру Соловьеву.

Добавлено 12 апреля 2015 lev.p.59

Лев Панкратов

Кто заступится за Вагнера?
Открытое письмо к музыкантам,

Никите Михалкову и Владимиру Соловьеву.

Посмотрев несколько телепередач, в том числе «вечер с Владимиром Соловьевым», где предметом обсуждения была недавняя постановка «Тангейзер» (на музыку одноименной оперы Рихарда Вагнера) с удивлением обнаружил, что среди дискуссирующих на эту тему критиков, депутатов, общественных деятелей, телевизионных ведущих и театральных режиссеров нет ни одного композитора и, вообще, ни одного музыканта. То есть людей, которые сами такие произведения сочиняют и, соответственно, досконально знают технологию создания крупного музыкально-сценического художественного опуса академического направления, к таким разговорам не привлекают. И это странно.

Сценическое действо, где музыка первостепенная, наиважнейшая составляющая, без которой опера невозможна вообще, судят представители разных профессий никогда в жизни не создававших ни опер, ни симфоний, ни сонат, ни пьес, ни просто мелодий. Разве может, к примеру, быть полноценным экспертом в области строительства человек, ни разу в жизни не замесивший цемент, песок и воду, не положивший своей рукой ни одного кирпича, не начертивший и не рассчитавший ни одного проекта и не построивший ни одного жилого дома?!

К сожалению, разговор на таких встречах переводится совершенно в другую плоскость. Вместо того, чтобы защищать неприкосновенное авторское право гениального Вагнера на свое творение, кричат о цензуре, о «свободе художника», о материальных затратах на постановку, о директорах театров, о чем угодно — только не о главном! О том, что недопустимо и преступно, в желании сотворить скандал и «нарубить бабла», отрывать первоначальную идею, смысл и художественную выразительность оригинального литературного текста (созданного, кстати, самим композитором) от авторского воплощения их в мелодиях, ритмах, динамике, оркестровке, сольном и многоголосном пении и других составляющих многомерное понятие МУЗЫКА.

Дело в том, для тех, кто не знает, — сначала создается либретто (сценарий), а потом пишется опера (снимается фильм). А не наоборот! Конечно, есть примеры, когда на удачную мелодию подставляется текст и получается песня, но это как раз исключение, подтверждающее правило.

Композитор, создавая произведение на определенный литературный текст, стремясь при помощи «языка звуков» отразить и усилить те тончайшие состояния человеческой души, что в нем заложены (через конкретные художественные образы, возникающие в результате слияния музыки и слова) пытается довести до высшей степени эмоционального напряжения внутренний мир, «сердце» слушателя. И если это удается, каждый из присутствующих в зрительном зале (и, конечно, исполнители) испытывают и эстетическое, и экстатическое, и, в каком-то смысле, физическое удовольствие от соприкосновения с великим творением. Извращая замысел автора, заменяя первоначальный текст текстом иным, подменяя идею, смысл и содержание оперы «соавтор» (режиссер) до основания разрушает всю внутреннюю гармонию и концептуальную целостность данного шедевра мировой музыкальной культуры. По сути — желая воплотить на сцене свои идеи — компонует новое произведение.

Но вместо того, чтобы создавать свою новую гениальную пьесу, писать на нее новую гениальную музыку, годами ждать постановок за рубежом, как факта мирового признания, берется великое имя Рихарда Вагнера и к его великой музыке подставляется «гоблинский перевод» с элементами порно. Это самый короткий путь к скандалу и «баблу». Да, именно к «баблу»! Потому что деньги зарабатывают нормальными, цивилизованными методами, а «бабло рубят» путем уничижения гениев.

Давайте тогда к картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (именно к оригиналу) допишем, к примеру, бриллиантовые серьги?! Бриллианты — всегда красиво! Неважно, что будет нарушена концептуальная целостность и великая гармония художественных деталей уникального произведения! Ведь это же «новый, современный подход к постижению классики»! Лувр развалится от наплыва зевак, а «соавтор» Леонардо и иже с ним «нарубят бабок». Или, например, к высокохудожественным фильмам Никиты Михалкова подставим «гоблинский перевод» и отправим в прокат! А что?! Пусть народ «поугАрает», а мы заодно и кассу сделаем! Но, господа, за это можно получить по морде и пять лет. Потому что автор, слава Богу, жив и вряд ли позволит издеваться над своим искусством.

А Вагнер ответить не сможет — он мертв, и, вообще, он немец! Почему бы над его детищем и не поэкспериментировать?

Для каждого творца новое произведение — это ребенок, которого он долго вынашивает, а потом в муках рождает. И если у этого ребенка отрезать ноги, вживить вместо них ультрасовременные электронные протезы, ребенок сможет выступать в цирке, но представлять программу он будет мертвым.

У какого евангелиста из четырех описаны развлечения Иисуса Христа с гетерами, как представлено в «новосибирском тангейзере»!? Или «соавтор» Вагнера знает новый Евангелие? Если человечество пропустило этот момент, то укажите где, — или вам придется нести ответственность за опубликованную ложь. Такая «вольная» трактовка жизни Иисуса послужила толчком к противостоянию определенных частей российского общества. А это уже плохо!

Кстати о гетерах. Притча. Сенека (римский философ-стоик, 4 век до н. э.) шел по дороге с учениками. На пути они повстречали толпу полуобнаженных гетер. И самая бойкая из них подошла к учителю и сказала: «Вот ты годами пытаешься приобщить этих молодых людей к знаниям, постижению высот человеческого духа, а мы сейчас позовем их за собой и они покинут тебя. Разве не так?». — «Конечно, так!» — ответил философ. — «Я не буду с тобой спорить! Ибо путь удовлетворения животных инстинктов всегда короче и легче, чем бесконечный путь интеллектуального самосовершенствования».

Не потому ли некоторые современные режиссеры, при составлении новых либретто на великую музыку классических оперных спектаклей, все чаще выводят на сцену туалеты с испражнениями артистов, голую натуру, зашифрованные и откровенные изображения половых органов и другие «жареные факты»?

Разве великая идея «Тангейзера», состоящая в том, что папа римский заблудшего не простил, а Бог простил, и произошло чудо (у папы в руках посох пошел зелеными побегами) исчерпала себя? Средневековая легенда, раскрытая гениальной музыкой Великого немца, пройдя через призму взглядов на мир современного талантливого человека, может заиграть совершенно новыми и неожиданными красками. Тем более, что опера, как синтетический вид искусства, разворачивающегося во времени, «всегда живет только один раз».

Не надо «улучшать» шедевры! Не паразитируйте на великих именах! Творения человека, сочинившего 13 выдающихся оперных спектаклей, уже вторую сотню лет не сходящих со сцен всех значительных театров мира, имеют право не быть кастрированными. Только представьте уровень развития интеллекта, глубину знаний и объемы информации в памяти композитора, написавшего такое количество великолепной музыки! У него в кармане, в отличие от современных деятелей искусств, не было гаджетов со всеми энциклопедиями мира. Кстати, вероятно, именно поэтому, современная мировая интеллектуальная элита в целом уступает просвещенным людям, жившим в конце 19 — первой половине 20 веков, в степени широты энциклопедических знаний, хранящихся непосредственно в памяти интеллектуалов прошлого.

Сейчас не надо ничего запоминать. Сунул руку в карман — и любая информация перед глазами.

И все-таки, почему новый текст «новосибирского тангейзера» на немецком языке? В России, в центре Сибири, в русском театре, для русской публики, русский режиссер компонует новый текст к опере на иностранном языке! Не изначальный-ли это расчет на скорый вывоз спектакля в Германию? Желание нормальное, но сильно «пахнет» конъюнктурой при снобистских претензиях на «новое прочтение» и при оплате постановки отечественным министерством культуры. Да, опера написана на немецком языке, и слушать её необходимо с подстрочным переводом в руках или видеть трансляцию этого перевода на «бегущей строке» над сценой. Хотя в России и в СССР пели и поют Вагнера на русском языке, но в таких партитурах переводной художественный текст создан профессиональными переводчиками-литераторами, утвержден издательским отделом, завизирован научным советом и в каждом вздохе, слове и предложении полностью соответствует оригиналу.

И последнее. В Европе и США активно формируется новая наднациональная, надрелигиозная, мораль. Следуя которой, можно публиковать карикатуры на святых, можно осквернять могилы, можно переписывать историю, можно однополым, «номерным» родителям иметь детей (как показывает статистика в 70% для секса). Можно, подчиняясь логике двойных стандартов, бомбить и уничтожать, обманывать и обворовывать, загонять в нацизм целые народы и вводить в СМИ табу на правдивое освещение событий. И, к сожалению, падение общечеловеческой морали, основанной, в том числе, и на религиозных ценностях, повлечет за собой падение нравственных устоев во всех областях современной жизни и, соответственно, в искусстве.

Давайте создавать новые великие спектакли и фильмы, симфонии и романы, согласно запросам и требованиям современного человека, а «Тангейзер» Вагнера сохраним таким, каков он есть. Это будет лучшей защитой от экспансии низкопробных и скандальных опусов, возникающих на нивах российской культуры.

P. S.

К сожалению, вынужден вернуться к теме.
Внешне выглядит так: религиозная организация пожаловалась, министр, вопреки решению суда, «взял под козырек» и директора сняли. Новый директор «из центра» теперь «бегает по театру с дубиной», каждый день наталкиваясь на негласный саботаж, и учит сибиряков жить. Вместо того, чтобы привлекать «соавторов» Вагнера за плагиат и нарушение авторских прав и добиваться справедливости в суде, нашли «стрелочника» (в обязанность которого. прежде всего, входит следить за тем, чтоб «потолок в театре не рухнул и чтоб артисты были сыты»).
А разве, министр культуры, профинансировавший постановку, не должен разделить ответственность за выход спектакля в свет и, например. подать в отставку, или уволить кого-то из замов? Кто подписывал документы на оплату? И дальше по цепочке.
В нашей стране нет лучшей рекламы, чем запрет. В итоге, религиозные организации, к моему глубочайшему сожалению, опять навредили сами себе.
А, кстати! Теперь всех директоров, не согласовавших новые театральные постановки с представителями епархии, будут снимать?

Заслуженный артист РФ,
член Союза композиторов России
Лев Панкратов.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. елена, новосибирск, 16 сентября 2015:

    Как я рада, что нашелся человек, который грамотно и открыто изложил мои мысли. Я не композитор, не профессиональный музыкант, а только человек, любящий классическую музыку, ходящий в оперный театр, в филармонию. Мое мнение не заинтересует "великих", но я убеждена, что оперы должны ставить так, как они были задуманы авторами. Не нравится, напиши свою и поставь, как тебе угодно. Браво, Лев Панкратов.

  2. нина, г. Барнаул., 14 августа 2015:

    Согласна с автором. Спасибо.

  3. Людмила Димитровград Ул.обл., 12 августа 2015:

    Полностью согласна,уважаемый Лев!Миром правит "бабло"под личиной интеллектуальной "элиты". Есть понятие покушение на здоровье,покушение на убийство, так это и есть покушение на убийство произведения Вагнера изощренным путем! Спасибо Вам за Вашу позицию.Мы с вами! Хоровик. Знаю вас по хоровым произведениям,спасибо.

  4. Виктор, Нижний новгород, 04 августа 2015:

    Лев полностью согласен с тобой (кесареву-кесарево. а слесарю- слесарево)

  5. sokvermih, 05 июля 2015:

    Спасибо!

  6. Светлана Москва/Новосибирск, 01 июля 2015:

    Спасибо автору! Полностью согласна! В театр хожу все реже и реже , потому что последние годы все чаще и чаще выхожу оттуда не просто с разочарованием, а с чувством стыда и испорченного настроения. а с каким удовольствием мы ходили раньше в Красный факел, в театр оперы и балета.... теперь, что в Москве, что в Новосибирске ....

  7. Татьяна, Краснодар, 30 июня 2015:

    Полностью согласна с автором статьи, Замечательно , аргументированно, очень актуально! Спасибо! пора спасать культуру от новых дикарей.

  8. Stizergil Stizergil, 17 июня 2015:

    Сильно и точно! Браво за смелость и независимость!

  9. Mikhail Mikhaylov, 13 июня 2015:

    Считаю заслуживающими внимания, хотя и небесспорными, мысли, связанные с музыкальной стороной вопроса. Как только автор влезает в политику, становится скучно и банально.

    К слову, ни один перевод не может полностью соответствовать оригинальному тексту.

    С ув.

  10. Lucie, Yalta, 28 мая 2015:

    Что-то так много написано в этом письме. Кажется и вправду очень конъюнктурная постановка получается, какой-то прямо скажем политическо-денежный интерес у многих с ней связан. Некоторые члены союза, наверное, не смогли приобщиться к "осваиванию" средств от нее? Хотя, честно говоря, я терпеть не могу извращенцев, а эта постановка и "Аида" Верди в 2007 году были сделаны людьми недалекими, или точнее - далекими и от Вагнера и от Верди и от классики вообще, даром, что у них и имена не запоминающиеся. P.S. а чем сами себе навредили-то религиозные организации? и кто мешал союзу композиторов или его членам, или обычным гражданам обратиться в суд по поводу своих прав на просмотр Тангейзера именно в замысле автора?...

    • lev.p.59, 03 июня 2015:

      Судится могут только правообладатели - потомки Р.Вагнера. Православные организации, организуя митинги протеста, невольно втягиваются в политическую жизнь. А политика, как известно "дело грязное". Не стоит веру "марать",- не тот случай. Только дополнительную рекламу спектаклю сделали.

  11. Н Новгород, 16 мая 2015:

    Спасибо, со всем абсолютно согласна. В обществе наблюдается стремительное падение нравственных и моральных устоев.

  12. renata17renata, 13 мая 2015:

    Совершенно согласна с Вами!!!!!!! Спасибо, за то что говорите об этом!

  13. Вера, Москва, 13 мая 2015:

    Совершенно согласна с Вами. Готова подписаться под каждым Вашим словом. И не только я. Многие мои знакомые перестали ходить в театры чтобы не сталкиваться с " новым видением или прочтением " тех , кто сам не способен создать что - то стоящее. Вот и идёт спекуляция великими именами. На их имена никто ведь бы не пошёл. Грустно.... Спасибо Вам.

  14. Иосиф Семенович, Новосибирск, 12 мая 2015:

    Браво, Лев Панкратов!!! Должен быть в России издан ЗАКОН, ЗАПРЕЩАЮЩИЙ как бы то ни было изменять классику. Подобная практика уже ранее имела место: "Онегин" (Новосибирский театр "Красный факел, "режиссер" Тимофей Кулябин. Этот самый!), "Аида" (Новосибирский ГТОиБ), "Царская невеста", "Дон Карлос", "Евгений Онегин" и т.д.
    Классика должна быть НЕПРИКОСНОВЕННА! Потому она и КЛАССИКА.

    • Аноним, 13 мая 2015:

      Л.Панкратов.
      К сожалению, не все музыканты разделяют эту точку зрения. И что еще более странно, молчат композиторы. Невозможно представить, что, например, в опере Родиона Щедрина "Мертвые души" режиссер, по своему желанию (без согласия автора оперы) поменяет гоголевский сюжет, скажем, на шаламовский (из жизни зеков)?
      А что?! И современно, и "новое видение" и, я думаю, быстро спонсоров найдет. Но что скажет Щедрин? А что скажет Союз композиторов России? Я теперь даже и не знаю - чего ждать!

  15. Ольга, г. Москва, 07 мая 2015:

    Спасибо. Вы, безусловно, правы. Тут принцип "скандал-деньги".
    Я несколько лет назад пошла в театр Новая опера на оперетту Летучая мышь со словами "такую гениальную музыку нельзя испортить никакой постановкой". Но я была неправа: до сих меня коробит от непристойных ритмичных движений одной из героинь. Из всего спектакля вспоминается только эта похабщина.

  16. Елена,Москва,6 мая, 06 мая 2015:

    Готова подписаться под каждым словом. Автор прав: не надо "улучшать" классику, добавлять "новые",а на самом деле, пошлые и примитивные смыслы.

  17. andreystukalov, 26 апреля 2015:

    Замечательная статья. Даже в Большом театре много безобразных новых постановок, которые не привлекают такого внимания лишь потому, что не содержат ничего оскорбительного в религиозном отношении. Большое счастье, что ещё есть постановки, которых не коснулся дух западного гниения. Борис Годунов, например, идёт в Большом театре в классической постановке - огромное удовольствие смотреть.

  18. Людмила, Санкт-петербург, 25 апреля 2015:

    Полностью согласна с автором письма, готова подписаться под каждой строкой. К сожалению такое издевательство происходит не только над Вагнером. Что делают у нас с Чайковским, с Глинкой? И, между прочим, в крупнейших столичных театрах! Спасибо, что есть у нас ещё люди, способные выступить публично и назвать вещи своими именами.

  19. Максим, Санкт-Петербург, 23 апреля 2015:

    Автор, который призывает судить о предмете спора профессионалов сам попал в ловушку, взявшись судить о религии, государственном управлении и политике. Без последнего пассажа было бы гораздо лучше. А про Вагнера всё правильно.

    • renata17renata, 13 мая 2015:

      Автор говорит совсем не " не о религии ,государственном управлении и политике " . И я совершенно согласна с ним.

  20. Торопова Елена Серпухов,, 23 апреля 2015:

    Как всё умно и правильно написано, голосую "за" каждую строчку и букву, но к великому сожалению, что это изменит..

  21. марина санкт петербург, 23 апреля 2015:

    Поразительно, почему всё изложенное в письме может вызывать хоть какое-то несогласие7
    О том ,что дважды два четыре надо заявлять и писать письма призывать к разуму!Замечательное обращение,есть надежда, что автор не один такой умный !

    • maestro59, 26 апреля 2015:

      Самое разумное не писать "дуракам" гневные комментарии,а поучиться грамоте.Тогда будете второй умной...Извините барышня,нарвались.

  22. сокурсник, 22 апреля 2015:

    Дорогой Лёва!Абсолютно разделяю твоё возмущение.Много лет пытаюсь бороться с "соавторством"и в инструментальной музыке.Уже не режиссёров и постановщиков,а дирижёров и исполнителей.Их трудно порой распознать,не зная партитуры.Но втюхивают они порой такое,что волосы дыбом встают.
    В чём я с тобой пожалуй не соглашусь-директор театра обычно ответственен за то,что у него происходит не только за сценой,но и на...
    И ещё...после некоторых познаний,для меня перестал существовать композитор Вагнер.

    • Л. Панкратов. Москва., 14 мая 2015:

      Дорогой сокурсник, кто ты? И почему к Вагнеру такое отношение?

    • maestro59, 15 мая 2015:

      Буду в нашем любимом учебном городе в июне.В частности собираюсь посетить летние концерты.14-го вероятно точно...Там можем пообщаться по поводу немца Вагнера.Предваряя дискуссию насчёт взглядов и музыки,хочу пояснить,что он сам же просил не разделять...

    • Л.Панкратов, Москва., 19 мая 2015:

      А что Вагнер просил не разделять?

    • Аноним, 19 мая 2015:

      просил не отделять его музыки от жизненной позиции.а поскольку второе мне не приемлемо,соответственно первая пошла туда же,далеко...

  23. Иосиф Семенович, Новосибирск, 21 апреля 2015:

    Наконец-то узнал мнение ПРОФЕССИОНАЛА! Спасибо! "Режиссер" изувечивший "Тангейзера" в НГТОиБ , а до того спектакль "Евгения Онегина" в Новосибирском драматическом театре "Красный факел", за проявление оскорбительного неуважения к шедеврам мировой классики должен быть отстранен от профессиональной режиссерской деятельности. Учитывая подобные примеры из недавнего прошлого (оперы: "Аида", "Дон Карлос", "Царская невеста", "Евгений Онегин"), следует принять Закон запрещающий ЛЮБОЕ изменение музыки, либретто, сценографии произведений, признанных как мировая классика. Хочет сценарист или режиссер молодой или старый сказать СВОЁ слово в любой области театрального искусства, пусть говорит, но не трогая классику!

  24. Прасковья,Нижний Тагил, 18 апреля 2015:

    Деточки1!!Бывает в жизни-не получилось перед трамваем проскочить-разве трамвай виноват!?)))

    • Аноним, 19 апреля 2015:

      У трамвая - ни мозгов, ни совести, ни вкуса...
      А у человека всё это ДОЛЖНО БЫТЬ !

  25. Вячеслав, москва, 15 апреля 2015:

    О, времена! О, нравы! Когда же, наконец, социалистическая революция?

    • Аноним, 15 апреля 2015:

      Почему же социалистическая революция? Академическая революция, скорее.
      Поддержу автора. В настоящее время маркетинг подсказывает художникам довольно пошлые пути заигрывания с аудиторией, которая в силу недостатка образования скучает в академическом пространстве. "рингтоны в исполнении симфонического оркестра", "рок и поп в органной музыке", "Бах в бандане", "Бетховен для байкеров", и так далее.
      Все эти "походы в народ" — блеф и профанация.
      Не надо искать никакой художественной сути в том, что Онегина переоденут в джинсы, а из Татьяны сделают участницу митингов (это я обращаюсь в адрес защитников свободы искусства). Свобода заключается к том, чтобы написать свой сценарий, поставить свой спектакль (снять фильм), а в спектакле (фильме) использовать какую-то музыку.
      Но это уже не может быть постановкой оперы Вагнера "Тангейзер".
      Вот здесь можно говорить о свободе. Свобода подразумевает все же соблюдение прав другой стороны в первую очередь. А не только своего права на свободу от всех других прав.

    • V.Ry, 15 апреля 2015:

      Цель исполнительского искусства - интерпретация. Вне её не имеет смысла ни одно воспроизведение какого бы-то ни
      было текста. Идёт ли речь о тексте музыкальном, или литературном. Мы с почтением, а иногда, и с восхищением
      относимся к ретушам и редакциям великих исполнителей в сочинениях великих композиторов. Мы с благодарностью, а иногда, и с благоговением смотрим фильмы по пьесам Шекспира или романам Достоевского. Мы упоённо и неотрывно следим за рассказами директоров музеев об их понимании выставленных экспонатов.
      Всё это - интерпретация, призванная оживить буквы, ноты, краски.
      Но надо понимать, что в основе интерпретации лежат прежде всего талант и гражданская позиция.
      И лишь те интерпретаторы, чья гражданская позиция
      учитывает вектор общественных эстетических устремлений,
      и чей талант и профессионализм соответствует избранному
      предмету - лишь они имеют право на публикацию своей интерпретации.

    • lev.p.59, 16 апреля 2015:

      Давайте не будем изобретать велосипед, а обратимся к музыкальной энциклопедии.
      Искусство есть язык чувственной коммуникации.
      Цель искусства - воздействовать на чувства и внутренний чувственный мир зрителя, изменить внутреннее состояние зрителя, иногда вплоть до трансформации личности.
      Исполнительское искусство – совокупность эстетических взглядов конкретного исполнителя на трактовку произведения и технических средств (умений, навыков) данного исполнителя, которые он использует для претворения в жизнь замыслов автора.
      Интерпретация — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора) .
      Так вот: « индивидуальная трактовка» не может являться целью искусства.

    • Аноним, 16 апреля 2015:

      (V.Ry, интерпретация все же инструмент, а не цель…)

    • lev.p.59, 16 апреля 2015:

      Согласен! Но, все-таки, один из (возможно, самый мощный) инструментов ее достижения.

  26. lisma, 14 апреля 2015:

    Сохранить «Тангейзер» таким, каков он есть — это значит, пусть лежит на полке в виде партитуры, и нечего ставить его в театрах?

    • lev.p.59, 14 апреля 2015:

      В течение 150 лет эта опера звучит и будет звучать в обозримом будущем, т.к. музыка ее гениальна, а сюжет о любви, жертвенности, человеческой слабости и сверхъестественном - вечен. Партитура на полке - это не искусство! Это просто знаки на бумаге. Их оживить, превратить в музыку может оркестр и дирижер. Но театральной музыке необходимо сценическое действие и, соответственно, театральный режиссер, балетмейстер, художник, костюмер. гример и т.д. В мире огромное количество профессиональных музыкантов и театральных деятелей почитающих Вагнера и любящих его музыку. Они не дадут "Тангейзеру" лежать в виде партитуры на полке, будут его ставить, согласно авторскому замыслу, и радовать всех любителей оперы. Просто не надо переделывать Вагнера. Автор такого уровня всегда знает о своем творении больше, чем мы все вместе взятые, потому, что из десятков и сотен собственных вариантов воплощения собственной идеи он с величайшим трудом выбирает один - но самый лучший.

  27. Елена, Благовещенск, 14 апреля 2015:

    Согласна с каждой изложенной мыслью автора.

    • Игорь, г.Елец, 19 апреля 2015:

      Зачем уродовать гениальную оперу ? Если бы Вагнер был
      жив, он судился бы с режиссёром за подобную "постановку"
      И правильно бы сделал...

  28. Svetlana Sinyova, 13 апреля 2015:

    Спасибо за здравый смысл. Теперь и его отстаивать надо.

  29. Елена, Москва, 13 апреля 2015:

    Абсолютно согласна с автором этого письма! Браво.

    • lev.p.59, 14 апреля 2015:

      Спасибо!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору