Лелея музыку

Добавлено 16 декабря 2019 nngk.pr

Нижегородская консерватория

Лелея музыку

Из Большого концертного зала Нижегородской консерватории доносятся удивительные звуки. Ее стены никогда раньше не слышали такого чарующего тембра. Кто же таинственные герои этого вечера? 12 декабря прошел концерт ансамбля цимбалистов «Лилея», который познакомил любителей музыки с уникальным народным инструментом и раскрыл некоторые особенности национальной культуры Белоруссии.

Цимбалы — струнно-щипковый инструмент. Играют на нем специальными деревянными палочками, обшитыми кожей, иногда звуки извлекают щипками. По внешнему виду похожие на русские гусли, цимбалы обладают звонким и выразительным звучанием. Этот старинный инструмент, история которого восходит к третьему веку до новой эры, сегодня живет по-новому в русле академической культуры.

В инструментальный состав студенческого ансамбля Белорусской государственной академии музыки «Лилея» помимо цимбал включены фортепиано и ударные инструменты. В репертуаре студентов около двадцати произведений, с которыми они гастролируют и успешно участвуют в международных конкурсах. Неизменным руководителем коллектива является народный артист Беларуси, председатель ассоциации белорусских цимбалистов профессор Е. П. Гладков.

Помимо особенного тембрового звучания ансамбль с первых же звуков покоряет самим настроем исполнителей — обращаешь внимание на потрясающую харизму музыкантов, их молодой задор. Сам руководитель без тени иронии называет коллектив «ансамблем виртуозов Белоруссии» — настолько высок профессионализм его участниц. Важно, что они чтят традиции своего народа — девушки облачены в народные белорусские костюмы.

Поводом проведения такого необычного концерта стало подписание договора о сотрудничестве между Белорусской академией музыки и Нижегородской консерваторией. «В декабре 2018 года к нам приезжала ректор Белорусской академии музыки Екатерина Николаевна Дулова для того, чтобы подписать договор о сотрудничестве. В разговоре выяснилось, что между нашими ВУЗами существует своеобразное родство, единение, можно сказать, на генетическом уровне. Дело в том, что родители Екатерины Николаевны учились в нашей консерватории, и мы этим гордимся», — рассказал ректор консерватории, профессор Ю. Е. Гуревич, предваряя выступление гостей. «Когда мы составляли афишу, я увидел название „Лилея“, напоминающее о названии цветка. И я подумал про себя — по-видимому, это означает „лилеить“, то есть холить, лелеять, нежить, восхищать. И я уверен в том, что сегодняшний концерт вас будет и лелеять, и восхищать, и холить, и радовать».

Репертуар коллектива многообразен: каждая композиция удивляет особыми музыкальными красками. Не уступая по масштабам звучания симфоническому оркестру, коллектив цимбалистов виртуозно исполняет как классиков, таких как Моцарт, Брамс, Шуберт, так и джазовые произведения современных белорусских композиторов, написанные специально для цимбалистов. Некоторые аранжировки сделаны непосредственно самими участниками творческого коллектива.

Звучание инструментов менялось в зависимости от характера произведений и их эпохи. В классике отчетливо слышался симфонический ансамбль, в джазовых композициях — эстрадный оркестр. А как же по-озорному была разыграна театрализованная музыкальная сценка по мотивам знаменитых «12 стульев» Ильфа и Петрова. В роли «великого комбинатора» выступил руководитель коллектива, надевший по этому случаю узнаваемый всеми шарф и кепку. Изображая шахматную партию с наивными жителями Новых Васюков, он по очереди подходил к каждой цимбалистке и извлекал несколько звуков, словно делая свой гроссмейстерский ход. Закончился поединок громкими восклицаниями «шах» и «мат»! Увлекателен был и интерактивный фрагмент концерта, когда зрители вместе с музыкантами поучаствовали в исполнении «Марша Радецкого» И. Штрауса-старшего, дополняя по дирижерскому указанию его ритмическую партитуру своими восторженными аплодисментами.

Знакомство нижегородских слушателей с музыкальной культурой современной Белоруссии, а также с ее уникальным национальным инструментом можно с полной уверенностью назвать успешным. Пусть же эта встреча двух культур останется в памяти и слушателей и музыкантов надолго!

Материал подготовлен студенткой кафедры музыкальной журналистики ННГК Валерией Астраханцевой

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору