У каждого человека своя дорога к храму. И иногда случается, выводят его на эту дорогу обычные концерты симфонической музыки. Вернее, не обычные, а такие, какой был представлен публике в канун Великого поста на сцене Сызранского драматического театра им. А. Толстого. Организаторами проекта, при поддержки Сызранской епархии, стали Самарская государственная филармония и городской Дом культуры Сызрани, а автором программы выступил дирижёр Самарской филармонии заслуженный артист Р Ф Георгий Клементьев.
На одной сцене он объединил сразу несколько коллективов — самарский камерный оркестр Volga Philharmonic, муниципальные коллективы Сызрани: духовой и камерный оркестры, ансамбль сызранских звонарей «Благовест», академический хор «Многолетие», мужской хор и хор Казанского кафедрального собора. Кроме того, в программе приняла участие солистка Самарского академического театра оперы и балета Юлия Маркова, а житие преподобного Сергия читала мастер художественного слова, лектор-музыковед Самарской филармонии Ирина Цыганова.
Такой расширенный состав исполнителей дирижёром был выбран не случайно. По его мнению, только так, мощно и полнозвучно, можно передать величие духа человека, личность которого уже семь веков притягивает к себе, и далеко не только людей церкви. Он не был полководцем, писателем или философом, не оставил после себя книг и учений, но главным учением была сама его жизнь, его пророчества и наставления, благодаря которым он навсегда стал духовным и нравственным ориентиром для нашего народа. Литературно-музыкальное повествование сопровождалось показом слайдов с картинами известных художников, в том числе узнаваемыми и любимыми всеми полотнами Михаила Нестерова. И всё вместе это создавало ни с чем не сравнимую атмосферу — погружения в эпоху, когда жил и нёс свой молитвенный подвиг великий святой…
Приидите, поклонимся…
…Гаснет свет, и из глубины сцены, погружённой во тьму, как Русь при татаро-монголах, к зрителям выходит облачённый в монашеские одежды человек, с зажжёнными свечами в руках. Первая — Богородице, её икона с края сцены. На другой стороне — икона преподобного Сергия — ему вторая свеча. Звучат удары колокола, монах медленно уходит, и на сцену так же неспешно восходит хор «Многолетие». Из глубины сердец льётся тихое, проникновенное: «Приидите, поклонимся…». Ещё мгновение, и словно весенняя река, концертный зал оглушает «Русь колокольная» Андрея Петрова…
Ирина Цыганова говорит о том, что есть какая-то тайна, что духовные светочи, подобные Сергию Радонежскому, приходят на землю в самые тяжёлые времена — как это было в годы нашествия Золотой Орды. И сегодня, спустя столько веков, к мощам этого святого преподают страждущие, у него просят защиты, его иконой благословляют воинов… Отшельник и чудотворец, основатель первого монастыря, духовный собиратель русского народа, сумевший «тихими и кроткими словами» примирить враждующих русских князей, и когда — накануне Куликовской битвы!
Даже людям, далёким от церкви, жизнь Сергия Радонежского необычайно интересна, и зал слушает Ирину Цыганову словно замерев, в полной тишине. Страницы жизни великого человека иллюстрирует великая музыка. Звучат фрагменты симфонических сочинений Рахманинова, Чайковского, Свиридова, их сменяют произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Танеева — воистину драгоценные камни из сокровищницы мировой музыкальной культуры… Эта музыка редко исполняется в Сызрани, и потому публика с благодарностью и благоговением внимает музыкантам.
Спаси нас, ГосподиИстинным подарком слушателям стало выступление Юлии Марковой — арию «Мёртвое поле» из кантаты Прокофьева «Александр Невский» она исполнила так проникновенно и искренне, что в какой-то момент казалось, певица стоит не на сцене, а посреди холодного поля, залитого кровью павших воинов, оплакивает всех мужчин — отцов, братьев, женихов, оплакивает неродившихся детей… И поёт не голосом — сердцем: «Я пойду по полю белому, полечу по полю смертному, поищу я славных соколов, женихов моих, добрых молодцев…» И сидя в зале, начинаешь понимать: это — не только про Ледовое побоище, не только про Куликовскую битву. Это — про все войны, которые ещё предстоит пережить многостральной русской земле, про слёзы, которые предстоит выплакать русским женщинам…
Часовая программа пролетела как один миг — разрозненные музыкальные номера соединились в одно большое, яркое полотно. И неслучайно публика вознаградила артистов не просто аплодисментами — долгими овациями. Редко встретишь в наше время такое единение людей: первые несколько минут зрители кричали «браво», а затем весь зал, встав, скандировал «спасибо», и оно звучало как «спаси Бог»…
Программа глубоко духовная, она не могла не тронуть души людей — после концерта многие признавались, что чувствовали себя просветлёнными, очистившимися от суеты и скверны… «К пустому колодцу за водой не ходят. Житие преподобного Сергия — это настоящий родник, источник живой воды, пример трудолюбия, смирения и добра», — сказал, обратившись к залу, владыка Фома, по благословению которого был организован этот концерт. Дирижёр Георгий Клементьев добавил: «Музыканты пережили счастливые минуты: почувствовали живую связь с преподобным Сергием, связь и полное взаимопонимание друг с другом, связь с публикой — внимающей, любящей».
«Такие программы для Сызрани редкость, как, наверное, и для других городов России. Сегодня публику в основном развлекают, а эта программа — совсем иное, она задевает в человеке что-то очень глубинное. Люди соскучились по таким программам», — поделилась впечатлениями от концерта одна из слушательниц, Светлана Волченкова.
«В этой программе органично соединились и музыка русских композиторов, которая сама по себе огромный кладезь духовности, и жизнеописание Сергия Радонежского. Мы вместе с ним пережили его скитания, произнесли молитвы за Россию», — добавляет другая слушательница, Ольга Кавказьева.
Сам Георгий Клементьев после концерта признался, что для него знакомство с Сергием Радонежским было своего рода открытием ворот в духовную жизнь. Произошло это в далёком 1970-м году: он был студентом, учился в Гнесинском институте, и однажды его знакомая пригласила его в Загорск — нынешний Сергиев Посад. Он был комсомольцем, но ему было очень интересно побывать в Троице-Сергиевой лавре. «Я даже помню тот день — 10 мая. Было тепло, на деревьях распускались листочки. И в этот день я впервые в жизни оказался у мощей преподобного — окунулся в святость. Прошло 24 года, я окончил Гнесинку, затем Уральскую консерваторию, работал на Дальнем Востоке, в Сибири. А в 1990 году вернулся в Самару. И с момента, как было разрешено со сцены говорить на духовные темы, стал создавать духовно-просветительские программы. Первой из них стала программа о Сергии Радонежском. Уже после родились „Богородице Дево, радуйся“, „Серафим Соровский“, „Псалмы царя Давида“, но эта была первой. В 2006 году мы даже получили грант за цикл, пропагандирующий русскую идею в мировом искусстве».
Духовный маякСызранские музыканты, работавшие в этой программе в сотрудничестве с самарским оркестром, не скрывают своих эмоций. «У нас практически не звучит такая музыка: нет своего симфонического оркестра. И потому эта программа много значит не только для нашего коллектива, но и для всего города. Отдельно спасибо — Георгию Клементьеву, с дирижёром такого уровня работать, безусловно, большое счастье», — говорит
Николай Лысюк, руководитель муниципального духового оркестра.
Татьяна Лисичкина, возглавляющая муниципальный камерный оркестр, добавляет: «Для наших музыкантов участие в этой программе, без преувеличения, профессиональный рост. Мы были очень рады играть на одной сцене с оркестром Volga Philharmonic, это исполнители самого высокого уровня. Очень надеемся, что встречаемся не в последний раз!»
Елена Пискун, регент большого хора Казанского кафедрального собора: «Мы сугубо церковный хор, нечасто выступаем в светских концертах, но когда выступаем — испытываем большую радость. А эта программа не похожа на другие, она посвящена жизни великого подвижника и наполняет душу любовью и стремлением делать добро».
Сергей Лопушенко, руководитель академического хора «Многолетие», заслуженный работник культуры РФ, признаётся, что не представлял, как Георгий Клементьев сложил «пазлы»: на сцене кроме солистки — 6 коллективов, и 5 из них — сызранские, с которыми раньше этот дирижёр не работал. «Надо было проработать каждый такт, соединить музыку и слово. свет, видео, рассчитать хронометраж… Это титанический труд! Клементьев — большой дирижёр, и работать с ним, с артистами его оркестра — большая удача. Это профессионалы с большой буквы. Дай Бог, это не последний наш совместный проект».
Андрей Вединиктов, руководитель ансамбля сызранских звонарей «Благовест»: «Такие концерты нужны и нам, и нашим детям — чтобы они не стали потерянным поколением. Они несут свет, возвращают нашему многострадальному народу утраченные ценности, помогают людям выжить, не очерстветь сердцем. Это своего рода „маяки“ для души».
По словам
Елены Шараповой, художественного руководителя городского Дома культуры, руководитель мужского хора, жители Сызрани давно ждали эту программу: едва появилась первая информация, люди беспрерывно звонили с вопросом, когда концерт? «На мой взгляд, самое ценное в этой программе то, что в ней нет ничего лишнего, всё в меру. Нельзя сказать, что она сугубо религиозная, но на протяжении всего повествования тонкой нитью проходит духовно-нравственный смысл, это очень важно», — резюмирует Елена Александровна, поясняя: в Сызрани уже пятый год реализуется программа филармонического сезона «Музыка для вас», в ней представлены самые разные по жанрам программы, но симфонических концертов, где бы звучали сочинения Рахманинова, Танеева, Прокофьева -нет.
«Многие люди сегодня тянутся к вере и ищут опору в том числе в произведениях искусства, — говорит в заключение Елена Шарапова. — В этом смысле наш проект действительно очень важен, и мы надеемся, программой о Сергии Радонежском мы не ограничимся, впереди будут новые интересные духовно-просветительские программы».
Отзывы о программе «Великий подвижник земли русской Сергий Радонежский»
Ольга Кавказьева, слушатель:— Мы очарованы Ириной Цыгановой — её манерой читать текст — ярко, эмоционально, глубоко прочувствованно. У неё удивительный тембр голоса, интонация, темп речи — всё то, что присуще настоящему мастеру слова. Очень рады, что увидели её на сцене, смогли оценить её талант. Сегодня многие люди только-только обращаются к Богу — сказались десятилетия гонения на церковь. И конечно, такая программа укрепляет нас в нашей вере.
Светлана Журавлёва, слушатель:— Очень впечатлила оперная певица Юлия Маркова — красивый, глубокий, бархатный голос, огромный артистизм — она настоящая драматическая актриса! «Мёртвое поле» исполнила так, что мурашки по коже… Конечно, это большое счастье — услышать музыкантов такого уровня. Хочется сказать дирижёру Клементьеву: приезжайте к нам ещё!
Светлана Анатольева, слушатель:
— Очень понравился оркестр. Одно дело, когда слушаешь музыку в интернете и совсем другое — наяву. Сколько красоты, мощи в русской симфонической музыке! Какой восторг она вызывает в душе! Думаю, это заслуга дирижёра Георгия Клементьева, создавшего объединённый оркестр. Музыканты показали всё своё мастерство, и рядом с самарскими были наши сызранские исполнители, и зал охватывала гордость за них! Хотелось бы, чтобы подобные концерты имели продолжение и стали примером для других городов Самарской области, а может, и всей России.
Елена Иванова, музыковед:— Безусловно, для публики важно живое звучание музыки. Мы услышали большой симфонический оркестр и получили огромную радость. Необходимо отметить профессиональное мастерство дирижёра — оркестр в его руках звучал, были слышны различные динамические оттенки, чувствовалась эмоциональная составляющая музыки. Думаю, многие в зале впервые услышали живое исполнение Рахманинова, других композиторов, и оно потрясло. Что касается темы программы — с одной стороны мы знаем Сергия Радонежского как представителя святости, но с другой — это историческая личность, и сегодня мы задумались о том, наследниками каких традиций мы являемся. А ведь это очень важно для любого человека — почувствовать себя причастным к истории своей страны.
Вместе с оркестром мы заново пережили жизнь великого святого и сопоставили его жизнь со своей жизнью, то есть получили большой духовный, нравственный урок. Это ценно! Причём чувствовалось, что люди в зале слушают очень внимательно. То есть присутствовал момент сотворчества, сопереживания, люди в зале одномоментно переживали одни и те же чувства…
Очень понравилась Юлия Маркова. Я сама музыкант и слушала кантату «Александр Невский» много раз, «проходила» её как теоретик в Гнесинском институте. Казалось, никаких открытий это произведение уже не принесёт. А вот Юлия спела — и в контексте сегодняшней программы музыка Прокофьева зазвучала по-особенному, высветился какой-то новый её смысл — благодаря певице, оркестру. И даже мальчик-звонарь, которого дирижёр вывел к публике по окончании концерта, тоже вписался в эту программу, несмотря на то, что это была импровизация. Наверняка ни дирижёр, ни оркестранты не знали, что этот ребёнок пишет стихи о Боге и прочтёт их со сцены — возможно, под впечателние только что прозвучавшей музыки. И хочу отметить одну особенность: дирижёр презентовал не «себя любимого», как это часто бывает, а музыку и своих замечательных исполнителей. Про этого мальчика, Семёна Агашина, он сказал кратко: «Это будущее Святой Руси». И зал взоравлся аплодисментами — потому что это действительно так!
Думаю, для сызранских артистов большая честь работать с Георгием Евгеньевичем, он настоящий мастер. Как когда-то отметили в прессе, его дирижёрская манера сгущена по психологии, а пластика — артистична, напоена поэзией звука, она рождается из музыки и помогает слушателям «видеть» музыку в пространстве. Мы сегодня в этом смогли убедиться.
Людмила Агашина, мама самого юного участника программы «Великий подвижник земли русской Сергий Радонежский» 11-летнего звонаря Семёна Агашина:— Сегодняшний концерт — необыкновенный по своей наполненности и духовной радости, которая изливалась со сцены. Такие программы, к сожалению, звучат редко, но они — настоящие шедевры и объединяют всех нас: кто был дальним, становится ближним. Это совсем другой уровень, другое звучание, другое восприятие музыки. Низкий поклон музыкантам двух городов и низкий поклон владыке Фоме — за то, что благословил музыкантов на создание такого концерта.
Светлана Волченкова, слушатель:— Не секрет, современные школьники часто путаются в истории, не могут назвать даты знаменательных событий. И понять ребят можно: слишком далеко от нас по времени те или иные вехи, и не всегда учитель, родители могут заинтересовать ребёнка. Да что говорить — много ли мы сами помним из российской истории? В этом смысле программа о великом подвижнике Сергии Радонежском — бесценна. Она в полном смысле просветительская. Нас побудили задуматься о том, что история святости неразрывна с историей России и что много веков назад на этой земле жили не какие-то абстрактные люди, а наши кровные предки…
Дирижёр Георгий Клементьев:— Сызрань — удивительный город! Я благодарен публике за необыкновенное тепло и потрясён музыкантами, с которыми мы работали в этой программе. Признаюсь, перед концертом у нас была единственная репетиция, где все шесть коллективов соединились воедино — до этого были только репетиции отдельно каждого. А ведь помимо оркестрантов были ещё артисты хоров — замечательные, тонкие музыканты, которые очень трепетно отнеслись с нашей общей работе. Очень слаженно отработали все технические службы театра. И в результате всё, что мы задумали, нам действительно удалось — с Божьей помощью, с помощью Сергия Радонежского. Поверьте, это великое счастье!
Автор: Светлана ИшинаИсточник фото: vk.com