Михаил Щербаков о музыкальном языке и профессии дирижера

Добавлено 20 марта 2013 muzkarta

Самарская филармония, Карельская филармония

Михаил Щербаков, в прошлом концертмейстер оркестра Свердловского академического оркестра, сегодня главный дирижёр симфонического оркестра Самарской филармонии. 20 марта в 19:00 он встанет за пульт Симфонического оркестра Карельской филармонии.

Вашему вниманию предлагаются размышления народного артиста России о музыкальном языке и профессии дирижёра:

- Я слышал о Симфоническом оркестре Карельской филармонии самые лучшие слова. Но все равно он стал для меня приятным открытием. В вашем оркестре работают музыканты высокого уровня, каких не всегда встретишь и в крупных городах.

- Я сменил смычок на дирижёрскую палочку, и для есть много причин. С одной стороны, любой оркестрант примеряет на себя дирижёрский фрак. Кажется, это так просто, но, в то же время, эффективно: ты сразу оказываешься в центре внимания. Так казалось и мне. А если серьёзно, то, в роли дирижёра легче реализовать свои творческие идеи.

- Мравинский когда-то сказал, что дирижёр – это, прежде всего, трактовка. Если есть ради чего выходить за пульт, что сказать слушателям, оркестру, если это искренне, прошло через душу, сердце, интеллект, то уже есть за что бороться. Тогда появляется и харизма, и лидерские качества.

- Мне очень повезло в свое время с дирижёром, который меня пригласил играть в оркестр Свердловского театра. Это был Евгений Колобов, яркий, творческий, очень искренний. Он не щадил себя. Именно с ним связаны мои первые профессиональные шаги. Поэтому, когда маэстро уехал в Мариинский театр, мне стало очень скучно. Ушел пульсар, который давал огонь. Через год я понял, что сидеть в оркестре уже неинтересно, надо пробовать себя в качестве дирижёра.

- Мравинский когда-то сказал, что дирижёр – это, прежде всего, трактовка. Если есть ради чего выходить за пульт, что сказать слушателям, оркестру, если это искренне, прошло через душу, сердце, интеллект, то уже есть за что бороться. Тогда появляется и харизма, и лидерские качества.

- Я считаю, что дирижёру необходимо быть опытным исполнителем. Это честно. У человека есть лаборатория в виде своего инструмента, на котором он может попробовать свой стиль, методы исполнения, воздействие на публику: как это работает, как воспринимается. Если ценность подхода подтверждается, то можно предлагать свои приёмы целому оркестру. Там сидят очень талантливые люди - это мастера, настоящие музыканты. Если дирижёр не владеет инструментом, то он им не ровня.

- Я могу сказать спасибо Владимиру Теодоровичу Спивакову за то, что он показал мне в моей музыкальной юности, насколько важно доказать публике, что ты свой. Смотрите, как я увлеченно играю всякие регтаймы, популярную музыку… Мне это нравится. Но ещё я с не меньшим увлечением, а, может быть, и с большим исполняю Бетховена, Шостаковича, Рахманинова. Так послушайте вместе со мной эту музыку тоже. Когда я дирижирую эстрадную программу, то намекаю именно на это. Ко мне подходят на улице и говорят: «Знаете, я слушал по телевизору вот эту программу и теперь купил абонемент на Ваши концерты». Люди начинают доверять таким музыкантам.

- Многие думают, что классический музыкант – это непонятный человек в футляре, который играет Малера. Мне досадно, когда говорят: «Мы не подготовлены к той или иной концертной программе». Как не подготовлены? – У вас в телефоне звучит «Шутка» Баха, «Венгерский танец» Брамса, Бетховен «К Элизе». У музыкантов отобрали классические шлягеры и увели в разряд эстрадной популярной музыки. Нет, дорогие! Если вам нравится «Шутка» Баха, значит, вам нравится классическая музыка. Нужно ломать предубеждения.

- Убеждён, что в русской музыке заключена душа русского народа. Как председатель Совета по культуре Городской администрации, я борюсь за то, чтобы возродить в школах уроки музыки. Человек не может считаться образованным, если он не слышал симфонии Шостаковича, Рахманинова... Это должны прививать в школах - учить понимать язык музыки.
- Современный музыкальный язык, как и современное общество, соткан из недостатков. Он отражает сегодняшнее развитие человечества. То, как живёт сейчас человек – это плохо. Уничтожены все человеческие идеалы, разрушается христианство. Предлагать детям некие музыкальные конструкции, которые может быть и музыкой не являются, странно. Это эксперименты. Вначале нужно объяснить буквы, слоги, затем научить читать… Интересные яркие произведения нужно показывать и воспитывать на них, но это сложный процесс. К современной музыке человек должен подходить подготовленным, чтобы было с чем сравнить.

- В Самаре после 12 часов ночи показывают концерты симфонического оркестра Самарской филармонии. Это не было моей инициативой. Есть такие люди, которые любят музыку и считают это важным.

- Сегодня человек становится придатком компьютера, а музыканты находятся на острие борьбы за человеческие души.

- Музыка - это язык подсознания. Поэтому он самый современный.

© Пресс-служба Карельской филармонии

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору