Музыка А.В. Станчинского в Музее-усадьбе М. И. Глинки

Добавлено 11 октября 2023 Игорь Прохоров

Ольга Соловьева (фортепиано), Общество имени Бориса Чайковского

7 сентября 2023 г. в Смоленске прошла научно-практическая конференция «Усадьбы Смоленщины, соседних и приграничных территорий как центры хозяйственной и культурной жизни», организованная Смоленским областным краеведческим обществом.

8 сентября 2023 года участники и гости конференции отправились в Музей-усадьбу М. И. Глинки в село Новоспасское, где познакомились с историей усадьбы.

У храма, построенного дедом М. И. Глинки, нашёл упокоение выдающийся композитор Алексей Владимирович Станчинский (1888−1914), чья жизнь и чьё творчество неразрывно связано со смоленской землёй.

Возложив цветы к могиле композитора, участники встречи продолжили общение в музее. Перед собравшимися выступили: директор Смоленского государственного Музея-заповедника Тамара Васильевна Орлова, заведующая Музеем-усадьбы Глинки Татьяна Михайловна Чибисова, советник-эксперт Департамента Смоленской области по культуре Надежда Владимировна Деверилина, заслуженный учитель России Александр Васильевич Зуй (правнук А. В. Станчинского).

Также в рамках мероприятия в Музее состоялась встреча с пианисткой Ольгой Соловьёвой — своеобразная презентация нового компакт-диска.

Дело в том, что в конце весны — начале лета этого года один из ведущих мировых лейблов Grand Piano издал завершающий, второй том полного собрания записей фортепианных сочинений А. В. Станчинского. Этот релиз вышел как на традиционных носителях (CD), напечатанных в Германии, так и в цифровом формате, и доступен для скачивания и прослушивания на всех основных цифровых платформах (в т.ч., на youtube).

В творческой встрече принял участие Игорь Прохоров (продюсер осуществлённых записей, руководитель «Общества имени Бориса Чайковского», музыкальный обозреватель и исследователь), который рассказал о жизни и творчестве А. В. Станчинского, а также об осуществленных звукозаписях его произведений.

В этом альбоме представлены все сочинения А. В. Станчинского, написанные после 1910 г. Среди этих произведений две сонаты, а также два цикла «Эскизов» и прелюдии в форме канонов, созданием которых композитор внёс общепризнанный вклад в музыкальную литературу. Также альбом дополнили несколько ранних пьес, ноты которых были недавно обнаружены в архивах и впервые были напечатаны Смоленским отделение Союза композиторов России три года назад в сборнике, подготовленным правнуком композитора заслуженным учителем России А. В. Зуем и заслуженным деятелем искусств России Н. Е. Писаренко. Эти ранние сочинения А. В. Станчинского, как и его пьеса «Аллегро», записаны впервые в мире.
Альбом записан пианисткой Ольгой Соловьёвой. Выпущенный в 2019 году релиз первого тома с сочинениями А. В. Станчинского в её исполнении был объявлен победителем в сольной номинации Международной Премии за лучшую аудио-запись русской музыки «Чистый Звук» и снискал признание и высокие оценки музыкальных критиков и рецензентов.
Звукорежиссёром записей обоих дисков выступил Илья Донцов, многократный лауреат конкурсов и премий среди звукорежиссёров, включая шесть премий «Чистый звук» в разных номинациях (2019, 2021).
Для обложек обоих дисков использованы работы близкого друга А. В. Станчинского — художницы Веры Николаевны Глинки (1883 — 1955; дочь двоюродного брата М. И. Глинки), предоставленные для издания Смоленским государственным Музеем-заповедником.
Теперь у педагогов музыкальных школ, у музыкантов (включая юных исполнителей) и меломанов есть возможность услышать все сочинения, написанные А. В. Станчинским для рояля, и оценить масштаб и силу дарования этого рано ушедшего из жизни композитора.
Уникальность этого проекта также и в том, что пианистка Ольга Соловьёва очень скрупулёзно подошла с работе над сочинениями А. В. Станчинского. Она занималась этим почти шесть лет; в том числе, изучая рукописи композитора.

В марте 2017 г. она первый раз приехала с концертами и мастер-классом в Смоленск и Новоспасское, позже не раз выступала выступала в Смоленской филармонии и в Музее-Усадьбе М. И. Глинки. Важным событием для Ольги стало состоявшееся в 2017 году её знакомство с правнуками композитора.
Участники творческой встречи в Новоспасском узнали о том, что думает пианистка о вошедших в новый релиз сочинениях А. В. Станчинского. По словам Ольги, «…более поздние сочинения Станчинского бывают трагичны сами по себе, но их финал всегда просветлённый, дающий надежду; в конце музыка приходит к умиротворению: к светлому завершению, либо к героическому завершению. Многие композиторы десятилетиями к этому проходят, у Станчинского это заняло всего несколько лет».
Об известном цикле «Эскизы» (опусу, которому композитор присвоил номер 1), Ольга сказала следующее: «Эти „Эскизы“ — не наброски (как могут многие решить), а обдуманные и законченные пьесы. И я бы скорее назвала этот цикл „12 жизней“, „12 вселенных“, „12 миров“».
Кстати, назвать эти пьесы «эскизами» посоветовал Станчинскому Николай Жиляев, его педагог, сам Станчинский хотел назвать их Exercices («Экзерсисы») (на одной из ранних рукописей так и написано), и в каком-то смысле они представляют собой именно «экзерсисы» — своего рода систематические упражнения для овладения различными приёмами игры, связанными с исполнением различной по своим образам музыки.
Прелюдии в форме канонов являются важной части нового альбома, эти сочинения образуют новый тип цикла полифонических миниатюр, в которых сложнейшие контрапунктические приёмы сочетаются с яркой образностью. Как говорит Ольга Соловьёва: «Во всех канонах — абсолютно разные настроения. 1-й мужественно-решительный, в нём мощь, энергия, воля; величие и сила человеческого духа. 2-й — юмористический, лёгкий. 3-й — своего рода колыбельная, нежная, как будто мерцающее состояние; происходит смена гармоний, но эта колыбельная разрастается в мощнейший апофеоз, но потом опять успокаивается, растворяется в природе. 4-й канон — „хрупкий“, утончённое переживание в начале, обрастающие философскими размышлениями, с кульминацией и успокоением в просветлении. Все каноны заканчиваются жизнелюбиво».
Что касается изданных в 2020 г. ранних пьесах А. В. Станчинского — «Грустный мотив» (по косвенным признакам, написанный до 1903 г.), «Музыкальный набросок» (Ольга Соловьёва датирует его 1904 г.), а также две сочинения 1907−1908 г. г. (вероятно, учебного характера) — Прелюдия фа минор и пьеса без названия, озаглавленная Ольгой Соловьёвой «Зарисовка», то пианистка считает, что «…эти пьесы представляют собой не только исторический, но и музыкальный интерес — композиторский талант Станчинского проявился в этих детских и учебных сочинениях, в них уже видна гениальность автора».
По словам Ольги Соловьёвой, она «…много времени провела в архивах, изучая рукописи Станчинского, сравнивая их с изданиями. Во многих рукописях есть дополнительные пометки, сделанные, судя по всему, Николаем Жиляевым. Поэтому во многих случаях темповые и динамические отметки вызывают вопросы, очень часто мне они представляются нелогичными. В последние два десятилетия интерес к музыке Станчинского возрастает, и я считаю, что необходимо новое полное издание сочинений Станчинского, что требует скрупулёзной работы по его подготовке».
Гости Новоспасского прослушали несколько пьес из нового релиза.
После первого приезда Ольги Соловьёвой в Смоленск и Новоспасское сюжет на телеканале ГТРК «Смоленск» вышел под названием «Московская пианистка подарит слушателям сочинения смоленского композитора». Теперь эта работа завершена, и услышать музыку А. В. Станчинского можно и на CD, и на цифровых платформах.
Послушать все записи в формате MP3 можно, в частности, здесь: www.youtube.com

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору